Концепция творчества, добра, любви и милосердия в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 54  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Оглавление

1. Введение

2. Глава 1. История создания романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

основная тема и идея.

1. Булгаков в жизни и творчестве.

2. Сюжетно-композиционное своеобразие романа, художественное мастерство

Булгакова.

3. Проблема взаимоотношения общества и писателя, тема трагической судьбы

Булгакова в тоталитарном государстве и других творцов в разные

исторические эпохи.

4. Нравственно-философские проблемы романа.

5. Концепция творчества, божественного дара.

6. Философия трактовки в романе

7. Фаустовская тема - общее и различное в трактовке концепции добра и зла.

8. Новозаветная история в романе, её переосмысление Булгаковым,

Ершлаимская тема.

Глава 2. Мастер, его человеческая и творческая судьба.

1. Появление Мастера в романе, его портрет, прототипы, писательский

замысел и интуиция.

2. Творческий подъём в жизни Мастера при работе над романом о Понтии

Пилате.

3. Встреча с Маргаритой - его источником счастья и вдохновения.

4. Мифология героини романа - Маргариты.

5. Тема женственности, её трансформация в ходе исторического развития.

6. Романтическая концепция любви Мастера и Маргариты, тема эроса в русской и западно-европейской литературе.

7. Столкновение художника с реальным миром, его отчаяние и трагедия потери смысла жизни.

8. Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей

пошлостью.

9. Маргарита как ангел хранитель и ведьма в союзе с Воландом во имя

спасения Мастера.

Глава 3. Роман о Понтии Пилате.

1. Ершлаимские тайны.

2. Иешуа Булгакова - не традиционный Иисус.

3. Прокуратор Иудеи Понтии Пилат.

4. Пятый вариант Евангелия созданный Мастером по воле Булгакова.

5. Драма Понтия Пилата.

Глава 4. Нечистая сила в романе Булгакова, её роль и предназначение.

1. Некоторые исторические данные о сношении человека с дьяволом в Средние века. Шабаш.

2. Воланд и его свита - не носители зла, а вершители справедливости.

3. Заключение

4. Список использованной литерату

Введение

1. Введение

В биографии М. Булгакова есть некий центр, средоточие идей и исканий, к которому все обращено, все тяготеет, где все завершается, куда сходятся все нити. Это роман «Мастер и Маргарита», главная книга писателя. Именно благодаря ей судьба писателя являет собой восхождение, все время стремится ввысь, и это упорное стремление обрывает лишь смерть.

Над романом Булгаков работал с 1928 года до конца жизни. При жизни писателя роман опубликован не был. И лишь в 1966-1967 годах роман был опубликован в журнале «Москва» с большими купюрами. В том же году в Париже вышел полный текст книги почти немедленно переведенный на основные европейские языки. В 1973 году полный текст появился и на родине писателя. И сегодня все еще ведутся споры о том, что считать каноническим текстом: Булгаков не завершил редактирование своего детища, в его архиве сохранилось несколько вариантов «Мастера и Маргариты».

В последнее десятилетие появилось огромное количество литературы, которая исследовала творчество Булгакова. Мария Чудакова исследовала творчество писателя, построенное на архивных материалах, черновых вариантах, реальных документальных источниках.

Из монографий последних десятилетий Лескисом Г.А. была сделана попытка понять романы Булгакова – «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита» как трилогию (триптих) с разными сюжетами. Объединяет эти романы обращение писателя к русской интеллигенции, как лучшего слоя России, к творческому человеку, к его судьбе в момент, когда в мире ломаются нравственные понятия о бытии. Сама история подвергает их сомнению.

Тоску, разочарование в человечестве Булгаков, подобно классическим романтикам прошлого, надеялся победить Любовью, Добром, Справедливостью, Честью и Творчеством. Любовь и иделлический семейный уют с кремовыми шторами, зеленые лампы над столом, цветами, музыкой и обязательными в этой обстановке книгами – царят во всех произведениях писателя, начиная с «Белой гвардии» и кончая «Мастером…»

Появление «Мастера и Маргариты» впервые в литературной прессе воспринимается с ощущением того, что этот последний роман писателя разрешит ответы на вопросы, на которые русская интеллигенция не могла ответить – вопросы веры, справедливости, жизни и смерти, возможна ли историческая справедливость. На протяжении десятилетий царил ад, где травили людей творческих, одаренных.

Меня, прежде всего, интересует соотнесенность проблем любви, добра и милосердия в мировоззрении серебряного века и в миропонимании Булгакова.

Важно принципиально новое, что вносится в трактовку добра и зла – этих вечных категорий духовной жизни человека, культуры. Постановка этих проблем специфична для каждого этапа Булгакова, как писателя, лично столкнувшегося с социальным и историческим злом в самом трагическом смысле.

Писатели, поэты, художники, философы связывают судьбу мира с духовным состоянием общества, с обществом, где такие нравственные категории, как Любовь, Добро, Милосердие, Творчество могут быть и должны быть не только потребностью человека, но и возможностью быть реализованными и направленными на их развитие, а Зло в таком обществе постепенно уйдет, погаснет, но это время еще не пришло!

Булгаковский «свет» еще не озарил нашу грешную Землю. И первым доказательством этого явилось появление в романе Дьявола как вершителя справедливости и судьи Зла.

Во время репрессий, массовых арестов, когда «зло» гуляло по стране и своим «карающим мечом» сразило многих писателей того времени, Булгакова, к счастью для него и для человечества, эта участь не коснулась. Но по отношению к нему была применена самая страшная мера для творческого человека – исключение его из мира писателей.

Диктатор разрешил Булгакову работать во МХАТе драматургом, но в этой работе писатель чувствовал себя зависящим человеком, который не мог проявить себя в полной мере. Он постоянно ощущал пристальное внимание к своей жизни со стороны Сталина. У писателя было внутреннее чувство, что власть играет с ним для проверки истинных возможностей художника. Он должен был находится в постоянном диалоге с властью. Его творческие возможности как человека были сведены до нуля. Попытка Булгакова обратиться к Сталину с письмом, в котором он открывает свою проблему, провалилась.

Также ему было отказано в поездке за границу. Последний «закатный» роман – попытка прорваться через запреты власти, невидимую паутину, где спутана жизнь и судьба писателя.

Уводя линию романа в мир фантастики, Булгаков, пользуясь своим преимуществом художника, только в таком случае может осуществить свободу для реализации своих замыслов, которая не осуществима в реальности.

Меня интересует, на сколько специфично автор ставит в своем последнем романе вопросы о добре, любви, зле и милосердии.

Ближайшей культурной эпохой, по отношению к которой ставятся булгаковские вопросы начала двадцатого столетия – эпоха серебряного века. Эпоха модерна возникла в эпоху разлома, трагических исторических событий. Россия стоит накануне революции, исторических катастроф, пережившая несколько войн.

Культура модерна создавалась в предельно нестабильной исторической обстановке. Поэтому проблематика добра и зла является главенствующей, преобладающей. Материал для сравнения беру из литературы символизма. Близок к роману Булгакова «Мастер и Маргарита» роман Брюсова «Огненный ангел», где освещается материал для размышления над темами шабаша, демониация, ведовства, мистики.

Булгаков не случайно обратился к жанру романа – мифа. Миф – это такая художественная структура, которая воплощает систематически повторяющееся в жизни человечества, несет в себе широкое обобщение, отвлекается от пестрой повседневности. Вместе с тем, миф представляет не абстрактное логическое обобщение, а живую убедительную в своей конкретности картину. С этой точки зрения не только каждая эпоха, но и каждый человек оказываются в использованном Булгаковым мифе в «экстремальной ситуации» конца света, ждет Страшного (высшего) суда и получает и должен получить «по делам своим».

Новое специфичное бытие в XX веке получает мифы, как своеобразную культурную форму описания и объяснения действительности. Совокупность мифов выступает как тотальное средство модификации представлений о жизни и управляемых мифами людей. Создаваемые мифы выдаются за истинную реальность, заменяющую собой исходную в сознании человека.

Современность стала эпохой нового миротворчества. Традиционные мифы были формой архаичной познавательной действительности человека, который хотел определенности и объединения мира на понятных ему основаниях. Вымысел в новых мифах основан не на бессилии рационального аппарата, а на вполне рациональном расчете нейтрализовать его с помощью антовизации подсознательных пластов психики воспринимающего.

Для символизма – первого и самого крупного из модернистских течений, возникших в России с 1890 – 1917 года, излюбленным источником художественных реминисценций была греческая и римская мифология. Именно мифология стала в творчестве символистов арсеналом универсальных психологических и философских моделей, удобных и для постижения глубинных особенностей человеческого духа вообще, и для воплощения современной духовной проблематики. Символисты не только заимствовали готовые мифологические сюжеты, но и творили собственные мифы. В мифотворчестве символизм искал средство сблизить и даже слить воедино жизнь и искусство, преобразовать реальность на путях искусства.

Список литературы

Список литературы

1. Абрагам П. Роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Брно: Ун-т Массарика, 1993.

2. Агеносов В. В. «Трижды романтический Мастер: Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX – XX веков. М., 1995.

3. Андреев П. Беспросветье и просвет: «Литературный обзор» М., 1989.

4. Афанасьев А. Древо жизни. М.: Современник, 1983.

5. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

6. Бессонова М. Мотив света в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Проблемы эволюции русской литературы XX века. М. 1995. Выпуск 2.

7. Булгаков М. Письма. Жизнеописание в документах.

8. Булгаков М. А. Собр. соч. Т.5. Изд. Худ. лит, 1989-1990.

9. Брюсов В. Я. Избранная проза / Вступит. Статья А. В. Лаврова: сост. и коммент. С. С. Никоненко; Худож. В. П. Низов. - М.: Современник, 1989.

10. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литературные лейтмотивы. М., 1994.

11. Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека, сб. текстов под ред. П. С. Гуревича. М., 1993.

12. Гуревич П. С. Культурология. Учеб. пособие. Изд 2-е. -М.: Знание, 1988

13. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.

14. Кабанова И. В. Зарубежная литература: Пособие для уч-ся ст. кл. и студ. гуман. спец. вузов. - Саратов: «Лицей», 2002.

15. Крючков В. Проблемы эвол. русск. лит. XX века. М. 1995. Выпуск 2.

16. Лакшин В. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. 1968. №6. Цит. по: Гаврошин М. Литостратон, или Мастер без Маргариты // Вопросы литературы. 1991. №8.

17. Лесскис Г.А. Триптих М. А. Булгакова о русской революции «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита». Комментарии. -М. : ОГИ 1999.

18. Лосев В. Судьба романа, «Слово» н. л. журнал 1991, № IV.

19. Орлов М. А. История сношения человека с дьяволом., Мое. Филиал №17 СП «Интербук». Печатается по книге: М. А. Орлов, История сношений человека с дьяволом Санкт-Петербург, 1904.

20. Паршин Л. К. Чертовщина в американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. - М.: Эллис Лак, 1997.

21. Русский эрос или философия любви в России; сборник / сост. авт. Вст. Ст. Шестаков В. П. Авт. коммент. Богословский А. Н. -М.: Прогресс. 1991.

22. Самохвалова В. И. Культурология: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт - Издат., 2002.

23. Сахаров В. И. М. А. Булгаков в жизни и творчестве. Уч. пос. для школ, гимн., лицеев и кол-жей. 2-е. изд. -М.: ООО «ТИД» Русское слово - PC, 2004.

24. Сахаров В. Прощание и полёт: Ещё раз о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова // Московский вестник. М. 1995. №2.

25. Сидоров Е. Предисловие // Михаил Булгаков. Избранное. М., 1980.

26. Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». - М.: Яуза, Эксмо, 2005.

27. Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991.

28. Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. - М.: Эллис Лак, 1997.

29. Тэн И. Философия искусства М., 1936.

30. Ходасевич В. Ф. Некрополь: Воспоминания: Литература и власть; Письма В. А, Садовскому 1996, М.

31. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова / Прелисл. Ф.

Искандера. 2-е изд. М.: Книга, 1988.

32. Шмаков В. Основы пневматологии. Теоретическая механика становления духа. Киев, 1994.

33. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – Спб., 1994.

34. Творчество Михаила Булгакова. Исслед. И материалы., кн. 2., ин-т рус. Литер., (Пушкинский дом) РАН, 1994. с.74.

35. Булгаков М. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы Предисл. В.И. Сахарова. – Мн.: Маст. Лiт., 1988

36. Абрамсон М.Л. От Данте к Алберти. – М.: Наука, 1979, (Серия «Из истории мировой культуры»).

Примечания:

Примечаний нет.