Культура эпохи Елизаветы Петровны
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 96 |
Формат: doc |
Год: 2004 |
Содержание |
Содержание Введение 3 Глава I. Основные черты социальной и культурной жизни России в середине XVIII века 4 1.1. Российская империя в эпоху правления Елизаветы Петровны 4 1.2. Характерный тип культурного деятеля эпохи 13 1. 3. Культурная европеизация России во времена Елизаветы Петровны 24 Глава II. Развитие культуры в 40 – 60 – е гг. XVIII в. в годы правления Елизаветы Петровны 29 2.2. Религиозные реформы Петра I и их влияние на культурную жизнь эпохи Елизаветы Петровны 35 2.3. Литература и искусство эпохи Елизаветы Петровны 38 2.4. Придворная жизнь эпохи Елизаветы Петровны 43 2.5. Народное творчество и народные обычаи эпохи Елизаветы. 44 Глава III. Изучение темы «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» в школьном курсе истории……………………………………………………………………….47 3.1. Анализ школьных учебников и программ по теме «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы»…………………………………………………………...……...47 3.2. Исторический источник на уроках истории………………………………..53 3.3. Поурочное планирование темы «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы»…61 Заключение………………………………………………………………………….90 Источники. 94 Список литературы. 94 |
Введение |
Введение Данная работа посвящена развитию культуры в годы царствования российской императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.). Актуальность этой темы заключается в необходимости более точно прояснить значение культурных изменений в России после эпохи Петра I и закрепившихся в общественной жизни во время правления Елизаветы Петровны. Научная важность поставленной проблематики определяется хронологической параллельностью и существенным совпадением “культурной революции” в России в XVIII в. и эпохи Просвещения в Западной Европе. Поэтому непосредственной целью предлагаемого исследования будет рассмотрение культурного сдвига в России, вызванного петровскими реформами и тесно взаимосвязанного с просветительской культурой и наукой западноевропейского общества того времени. В процессе изучения культурных явлений елизаветинской эпохи (наука и образование, религия, архитектура, музыка, живопись, народная культура и быт и т. д.) мы попытаемся выявить характерные черты духовной жизни русского народа этого “переломного” времени, сочетание и взаимосвязь в ней национального и интернационального, общеевропейского и специфически российского. В соответствии с этими задачами и будет построено изложение материала в главах представленной работы. Особое внимание будет также уделено рассмотрению “общественно-политического фона” культурной эволюции России при императрице Елизавете Петровне, что позволит оценивать ее феномены не изолированно, а в совокупности с другими сферами социальной жизни (включая субъективный фактор общественной деятельности в лице выдающихся деятелей данной эпохи). Таким образом, данная работа является попыткой комплексного изучения культурной жизни периода правления Елизаветы Петровны, рассматриваемой в контексте развития всей российской культуры в XVIII в. с ее “дерзким” новаторством и традиционалистски консервирующей преемственностью. Глава I. Основные черты социальной и культурной жизни России в середине XVIII века 1.1. Российская империя в эпоху правления Елизаветы Петровны Эволюция культуры эпохи Елизаветы Петровны оказалась тесно связанной с культурным развитием России в первой четверти XVIII в. и, прежде всего, с мощнейшим процессом ее “европеизации”, предпринятой Петром I. Метафорически этот процесс можно назвать “прорубанием окна в Европу”, а реально он выражался в строительстве новой столицы Санкт-Петербурга на берегах Балтийского моря, названной символически “Окном в Европу”. Новая столица России явилась символом европеизации страны в противовес старой столице Москве, олицетворявшей собой прежнюю “московскую старину”. “Европеизация” выразилась в широком заимствовании западноевропейских образцов во всех сферах жизнедеятельности общества и, в первую очередь, в сфере быта и культуры. Российская культура первой четверти XVIII в. развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, усиливалось личностное начало, наконец, преодолевалась ее национальная замкнутость. “Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой XVII в., следует подчеркнуть”, - пишут Н.И. Павленко, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров, - “что это было не плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств.”
Многое из того, что появилось при Петре I, возникло впервые: первая печатная газета, первый музей, первый регулярный город, первые специальные учебные заведения, первые ассамблеи, первые отечественные художники – портретисты и т. д. В то же время многое из того, что в XVII в. лишь пробивало себе дорогу и проявлялось в виде тенденций развития, в годы преобразований приобрело столь бурный рост и масштабность, что создавалось впечатление об отсутствии преемственности с предшествующим временем. Таковы гражданское зодчество, переводная литература и печатание книг светского содержания, обмирщение храмовой архитектуры, установление культурных связей с другими народами. Царствование императрицы Елизаветы Петровны представляет блестящую эпоху в российской истории. Как отмечает К. Валишевский: “ Она была дочерью Петра Великого. Родившись вдали от трона, она была вознесена на него, потому что в ее жилах текла кровь величайшего из русских и одного из самых замечательных людей, когда-либо существовавших. В силу своего происхождения от Петра Великого и, несмотря на выдающееся участие иностранцев в ее восшествии на престол, ее царствование ознаменовалось, между регентством Бирона или Анны Леопольдовны и правлением Екатерины Ангальт-Цербстской, таким расцветом национального чувства, какое России не скоро еще пришлось пережить.” Для подобного утверждения были определенные основания, хотя это было время дворцовых переворотов, сотрясавших один за другим российский императорский двор. Сама Елизавета Петровна пришла к власти в результате дворцового переворота в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. В 2 часа ночи этого дня Елизавета в сопровождении преданных ей Братьев Шуваловых, Воронцова и лейб-хирурга Лестока появилась в казармах Преображенского полка и, напомнив солдатам, что она – дочь Петра Великого, приказала им следовать за собой. Гвардейцы восторженно присягнули новой императрице и по ее указанию арестовали и отправили в крепость Анну Леопольдовну, Антона Ульриха, Левенвольда, Остермана, Миниха, вице-канцлера Головкина и самого младенца-государя Ивана Антоновича, представителя Брауншвейгской семьи. В тот же день был издан краткий манифест о восшествии на престол Елизаветы Петровны. В манифесте сторонники и виновники немецкого засилья при русском дворе в годы правления Анны Ивановны (“Бироновщина”) и регентства Анны Леопольдовны обвинялись в заговоре, они должны были нести заслуженное наказание. Начался отъезд иноземцев из России, особенно немцев. Коронова |
Список литературы |
Список литературы 1. Анисимов В.В. – Женщины на Российском престоле. СПб.: Норинт, 1997 г. 2. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2000 г. 3. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века.: Борьба за наследие Петра. М.: Мысль, 1986 г. 4. Астафуров В.И. М.В. Ломоносов. М: Просвещение. 1985 г. 144 с. 5. Бушуев С.В. История государства Российского. М.: 1994 г. 6. Валишевский К. Дочь Петра Великого. Москва – Минск. Издание А.С. Суворина. 1990 г. 562с. 7. В борьбе за власть: Страницы политической истории XVIII века. М.: Мысль, 1998 г. 8. Волков Н.Я. Отмена внутренних таможен в России. История СССР. 1957 г. - № 2. 9. Всемирная история. Под ред. Зутиса Я.Я. Т. 1. М., 1958 г. 10. Готье Ю.В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. 2. М., 1941 г. 11. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк IX – средина XVIII в. М: Мысль. 1992 г. 798с. 12. Захарова О. Веселье без перерыва. Балы и маскарады Елизаветы Петровны. Родина. 1994 г. - № 10. 13. Иловайский Д.И. Очерки отечественной истории. М.: Мысль, 1995 г. 14. История Академии наук СССР. М.-Л. 1958 г. т.I. 543 с. 15. История России с древнейших времен до 1861 г. Под ред. Павленко Н.И. М.: Высшая школа, 2003 г. 16. История СССР. С древнейших времен до наших дней. В 12 томах. Т. 3. М.: Наука, 1967 г. 17. История династии Романовых. Сборник. «Т-око», 1991 г. 18. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991г. 19. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1994г. 20. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М: Рассвет. 1992 г. 190 с. 21. Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. Кн. III. Ростов/Д. 2000 г. 22. Ключевский В.О. Исторические портреты М., 1990 г. 23. Краснобаев Б. Очерки истории русской культуры XVIII века. М: Наука. 1972 г. 528с. 24. Кулюгин А.И. Правители России. Чебоксары, 2000 г. 25. Любавский М. Русская история XVII – XVIII вв. СПб., 2002г. 26. Манько А.В. Чтения об особах Российского императорского дома. М.: Просвещение, 1994 г. 27. Миронов Б.Н. Русский город в 1740 – 1860–е гг. Л., 1990 г. 28. Новые черты в русской литературе и искусстве XVII – начало XVIII в. под. ред. Робинсона А.Н. М: Наука. 1976 г. 285. 29. Павленко Н.И. Страсти у трона. Елизавета Петровна. Родина. 1994 г. - № 9. 30. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. М: Просвещение. 1989 г. 559 с. 31. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. М.: ЦентрКом. 1997 г. 32. Промышленность и торговля в России XVII – XVIII вв. Сборник статей. М.: Наука, 1983 г. 33. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М: Наука. 1991 г. 390с. 34. Пыляев М.И. Старый Петербург. Москва. Издание А.С. Суворина. 1990 г. 492с. 35. Русская культура второй половины XVII – XIX вв. М., 1983 г. 36. Русские цари 1547- 1917 г. Под ред. Торке Х.И. Ростов/Д. – М., 1997 г. 37. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М: Наука. 1984 г. 231 с. 38. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М., 1974 г. 39. Умбрашко К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 1996. № 2. 40. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник. – М., 2000. 41. Буланов В.И., Зырянов П.И. История России, конец XVII – XIX в.: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. / Под ред. Сахарова А.И. – М.: Просвещение, 1995. 42. Рыбаков Б.А., Сахаров А.М., Преображенский А.А. История Отечества: Учебник для 8 кл. средней школы. – М.: «Антиква», 1996. 43. Сахаров А.М., Зырянов А.И., Милов Л.В. История России с начала XVIII до конца XIX века. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. 44. Шмурло Е.Ф. История России 862 – 1917 гг. – М.: Аграф, 1999. 45. Зуев М.Н. История России IX – XIX вв.: Пособие по отечественной истории для 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1995. 46. Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 г. № 1236. 47. Программно-методические материалы. История. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2000. 48. Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории. – М., 1955. 49. Андреевская Н.И., Бернадский В.Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. – М., 1947. 50. Уланов В.Я. Метод лабораторный и метод документации в средней школе. // Вопросы преподавания истории, №3, 1971. 51. Луткова С.Г. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе изучения документальных источников. – М., 1997. 52. История средних веков (V –XV века): Хрестоматия: Пособие для учителя. – М., 1969. |
Примечания: |
Примечаний нет. |