традиционная культура бурят
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 60 |
Формат: doc |
Год: 2008 |
Содержание |
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...2 Глава 1. Традиционная культура этноса………………………………………...9 1.1. Понятие и основные черты традиционной культуры……………..9 1.2. Традиционная культура бурят: на пересечении культур……….16 Глава 2. Сочинения М. Н. Хангалова как источник материалов по традиционной материальной культуре бурят……………………………..…...28 2.1. Традиционное хозяйство бурят……………………………………...28 2.2. Быт бурят (жилище, одежда, ремесла, пища)………………………39 Заключение……………………………………………………………………….51 Список литературы………………………………………………………………53 |
Введение |
ВВЕДЕНИЕ Тра¬ди¬ци¬он¬ная куль¬ту¬ра пред¬став¬ляет со¬бой сис¬те¬му от¬но¬ше¬ний, вклю¬чаю¬щей в се¬бя нор¬мы и об¬раз¬цы по¬ве¬де¬ния, ко¬то¬рые ос¬вя¬ще¬ны тра¬ди¬ци¬ей, обя¬за¬тель¬ны для пред¬ста¬ви¬те¬ля дан¬но¬го эт¬но¬са и раз¬лич¬ных его сло¬ев Изучение мировоззренческих аспектов традиционной культуры народов мира, их исторической роли и места в общем социально-культурном и этноконфессиональном комплексе является одной из важнейших задач в этнографических и этнокультурологических исследованиях и реконструкциях. Как отметила известный бурятский этнограф Г. Р. Галданова, «традиционные верования, отражая мировоззрение народа в прошлом, в то же время в силу большой консервативности и устойчивости, представляют собой важный историко-этнографический источник при решении вопросов этногенеза, историко-культурных и этнических связей бурят с другими народами» . В этой связи становится актуальным изучение материалов, связанных с традиционной культурой этноса. Такие материалы становятся предметом ряда наук: этнографии, истории, этнологии, литературы, лингвистики, социологии и многих других. Для данной работы важен подход этнологии и этнографии, которые мы понимаем как описательную и теоретическую часть одной научной парадигмы, в центре которой - этносы, которые реализуют свою жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и других сферах. Поскольку все этносы стремятся сохранить свои особенные черты, которые отличают один этнос от другого, то интерес к историческому прошлому, к народному творчеству, по сути, означает интерес к своей национальной самоидентификации. Именно эти мотивы – сохранение и самоидентификация – двигали известным просветителем, этнографом, фольклористом, собирателем и исследователем бурятской культуры Матвеем Николаевичем Халгановым (1858-1918). Имя М. Н. Хангалова хорошо известно не только в научных кругах нашей страны, но и за её пределами. Свидетельством этому служит не только избрание его действительным членом Русского Географического об¬щества, но и полученный М. Н. Хангаловым диплом от Министерства народного просвещения и изящных ис¬кусств Франции о присвоении ему звания лауреата. За свою жизнь М. Н. Хангалов собрал колоссальный материал по фольклору, этнографии и шаманству бу¬рят, преимущественно западных. Наследие ученого издано в собрании сочинений, три тома которого разделены следующим образом: в первый том включены почти все статьи исследо¬вательского характера по этнографии бурят, в свое время напечатанные в «Известиях» и «Записках» Вос¬точно-Сибирского отдела Русского географического об¬щества, в «Этнографическом обозрении» и в «Материалах по этнографии России», издававшихся Этнографиче¬ским отделом Русского музея. Кроме того, в первый том включены некоторые неизданные работы М. Н. Ханга¬лова, которыми располагает Рукописный отдел Бурят¬ского комплексного института. Что касается этнографи¬ческих и фольклорных записей, дневников и переписки, то они входят в последующие два тома. Для данного исследования выбран только первый том как яркий образец исследовательских текстов Хангалова. Следует отметить, что в данной работе мы не стремились проследить достоверность тех или иных связей, которые Хангалов находит в прошлом бурятов . Для нас важна была внутренняя система описываемого и акценты, которые расставляет ученый на пути формирования бурятского этноса, к которому сам относится. Такая саморефлексия интересна в подобного рода записях как разновидности письменных источников, изучение которых один из самых важных методов этнологии. Для культур с отсутствием письменности такие записи и наблюдения нельзя как более актуальны. Таким образом, актуальность данной работы, с одной стороны, вызвана, интересом к истории этносов (бурятский этнос как яркий пример ассимиляции восточной и российской культур), а с другой стороны, связана с возможностью исследовать саморефлексию представителя народа, собирающего и систематизирующего материалы по традиционной культуре. В данный момент наследие Халганова представляется малоизученным. Несколько описательных монографий посвящено больше его деятельности, чем сочинениям . Что касается изученности тра¬ди¬ци¬он¬ной куль¬ту¬ры в целом, то раз¬ра¬бот¬ке про¬блем, ка¬саю¬щих¬ся об¬щих и ча¬ст¬ных во¬про¬сов тра¬ди¬ци¬он¬ной куль¬ту¬ры, по¬свя¬ще¬ны ра¬бо¬ты С.А. Ару¬тю¬но¬ва, Ю.М. Лот¬ма¬на, С.В. Лу¬рье, Э. С. Мар¬ка¬ря¬на, К.В. Чис¬то¬ва . Изу¬че¬нию ми¬фо¬ло¬гии, ре¬ли¬гии, об¬ря¬до¬вой прак¬ти¬ки тра¬ди¬ци¬он¬ных со¬об¬ществ по¬свя¬ще¬ны ра¬бо¬ты К. Леви-Строса, Э. Б. Тайлора, Д. Д. Фре¬зе¬ра, М. Элиаде. В процессе исследования были учтены теоретические разработки и основные положения Ю.В. Бромлея, Л. Н. Гумилева, К.В. Чистова, Н.А. Алексеева, Т.М. Михайлова и т.д. В настоящем исследовании автор опирается на точку зрения ряда исследователей, например К. В. Чистова, определяющего традицию как сеть (систему) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершаются определенный отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем воспроизводятся . Однако характер изменений традиционных обрядов не произволен. Он задан традицией изнутри . Традиция, являясь частью культуры подвержена инновациям. Э.С. Маркарян под инновацией рассматривает «способность системы для самосохранения приводить себя по принципу обратной связи в соответствие со средой» . Если инновации принимаются социальной средой, то они в той или иной форме стереотипизируются и закрепляются культурной традицией. Куль¬ту¬ро¬ло¬ги¬че¬ское ос¬мыс¬ле¬ние ис¬то¬ков тра¬ди¬ци¬он¬ной куль¬ту¬ры бу¬рят да¬ет¬ся в ра¬бо¬тах В.Д. Ба¬буе¬вой, К.М. Ге¬ра¬си¬мо¬вой , в ко¬то¬рых под¬чер¬ки¬ва¬ет¬ся роль зна¬ний о куль¬тур¬ном на¬сле¬дии на¬ро¬да, в про¬цес¬се его ду¬хов¬но¬го воз¬ро¬ж¬де¬ния, рас¬смат¬ри¬ва¬ет¬ся ис¬то¬рия брач¬ных от¬но¬ше¬ний у бу¬рят и свя¬зан¬ные с ни¬ми обы¬чаи и об¬ря¬ды. Изу¬че¬нию осо¬бен¬но¬стей тра¬ди¬ци¬он¬ной куль¬ту¬ры и ре¬ли¬ги¬оз¬ных ве¬ро¬ва¬ний ал¬тай¬цев, ту¬вин¬цев, бу¬рят и яку¬тов по¬свя¬ще¬ны ра¬бо¬ты Л.П. По¬та¬по¬ва . Весьма интересна для данного исследования работа американского монголоведа – Роберта Рупера , ко взглядам которого неоднозначное отношение у многих ученых. Его работа показалась нам интересной в связи с некоторым совпадением во взглядах с Хангаловым на русское и монгольское влияние на бурят. Об¬ря¬ды жиз¬нен¬но¬го цик¬ла в бу¬рят¬ской тра¬ди¬ци¬он¬ной куль¬ту¬ре опи¬сы¬ва¬ют¬ся и ана¬ли¬зи¬ру¬ют¬ся уче¬ны¬ми Д. Б. Ба¬тое¬вой, Г. Р. Гал¬да¬но¬вой, Д. А. Ни¬ко¬лае¬вой, Т. Д. Скрын¬ни¬ко¬вой . Боль¬шое вни¬ма¬ние уде¬ля¬ет¬ся изу¬че¬нию бу¬рят¬ской тра¬ди¬ци¬он¬ной оде¬ж¬ды уче¬ны¬ми Р. Д. Бад¬мае¬вой, К. В. Вят¬ки¬ной, Л. В. Сан¬жее¬вой и др. Не¬об¬хо¬ди¬мо вы¬де¬лить так¬же на¬уч¬ные пуб¬ли¬ка¬ции, мо¬но¬гра¬фии и ста¬тьи ме¬ст¬ных ис¬сле¬до¬ва¬те¬лей, внес¬ших ве¬со¬мый вклад в изу¬че¬ние раз¬лич¬ных ас¬пек¬тов куль¬ту¬ры бу¬рят¬ско¬го на¬ро¬да - Л. Л. Абае¬вой, Р. Д. Бад¬мае¬вой, К.Д.Ба¬сае¬вой, Г. Р. Гал¬да¬но¬вой, К. М. Ге¬ра¬си¬мо¬вой, Н. Б. Да¬шие¬вой, Д.С. Ду¬га¬ро¬ва, В. Л. Кур¬гу¬зо¬ва, Л. Л. Лин¬хо¬вои¬на, Т. М. Ми¬хай¬ло¬ва, З. П. Мо¬ро¬хое¬вой, С. Б. Сам¬буе¬вой, Ю. А. Се¬реб¬ря¬ко¬вой, Т. Д. Скрын¬ни¬ко¬вой, И. И. Сок¬тое¬вой, А. В. Ту¬ма¬ха¬ни, И. Е. Ту¬гу¬то¬ва и др. Ана¬лиз фи¬ло¬соф¬ской, ан¬тро¬по¬ло¬ги¬че¬ской, эт¬но¬гра¬фи¬че¬ской, пси¬хо¬ло¬ги¬че¬ской, куль¬ту¬ро¬ло¬ги¬че¬ской ли¬те¬ра¬ту¬ры по¬зво¬ля¬ет сде¬лать вы¬вод о том, что бурятский этнос как кросс-культурное явление, а тем более в свидетельствах современников процесса русификации, каким был Хангалов, изу¬че¬но не¬дос¬та¬точ¬но: в на¬уч¬ной ана¬ли¬ти¬ке от¬реф¬лек¬си¬ро¬ва¬ны лишь не¬ко¬то¬рые фраг¬мен¬ты, что и оп¬ре¬де¬ли¬ло те¬му на¬стоя¬ще¬го ис¬сле¬до¬ва¬ния. Объ¬ект ис¬сле¬до¬ва¬ния - традиционная культура этноса. Пред¬мет ис¬сле¬до¬ва¬ния – традиционная культура бурят (в сочинениях М. Н. Хангалова). Це¬лью ис¬сле¬до¬ва¬ния яв¬ля¬ет¬ся ис¬сле¬до¬ва¬ние некоторых аспектов традиционной культуры бурят в сочинениях М.Н. Хангалова Для дос¬ти¬же¬ния по¬став¬лен¬ной це¬ли не¬об¬хо¬ди¬мо ре¬шить сле¬дую¬щие за¬да¬чи: 1) описать существующие в науке определения и основные черты традиционной культуры; 2) проанализировать традиционную культуру бурят как кросс-культурное явление 3) проанализировать сочинения М.Н. Хангалова как источник материалов по традиционной материальной культуре бурят, а именно традиционное хозяйство бурят и их быт (жилище, одежда, ремесла, пища). Последняя задача ограничена только материальным аспектом, хотя Хангалов уделяет значительное внимание духовной культуре бурят в своих сочинениях. Так, шаманизму посвящены несколько значительных работ – «Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии», «Новые материалы о шаманстве бурят», свадебным обрядам – «Свадебные обряды у бурят», «Свадебные обряды и обычаи и верхне-кудинских бурят Верхоленского уезда», праздникам – «Национальный праздник у бурят», «Национальный танец «хатарха»», правовым обычаям – «Юридические обычаи у бурят», «Некоторые нормы обычного права». В данной работе не представляет возможным рассмотреть все аспекты традиционной культуры бурят, исследованные и описанные Хангаловым, поэтому была выбрана только материальная атрибутика культуры данного этноса. Дипломная ра¬бо¬та опи¬ра¬ет¬ся на тру¬ды оте¬че¬ст¬вен¬ных и за¬ру¬беж¬ных ав¬то¬ров в об¬лас¬ти тео¬рии и ис¬то¬рии куль¬ту¬ры, фи¬ло¬со¬фии, пси¬хо¬ло¬гии, се¬ми¬оло¬гии, этнологии. Ис¬поль¬зуя ме¬то¬до¬ло¬ги¬че¬ские кон¬цеп¬ции А. Ге¬ле¬на, М.С. Ка¬га¬на, К. Ле¬ви-Строс¬са, Б. Ма¬ли¬нов¬ко¬го, М. Мос¬са и др. ав¬тор вы¬брал ряд ме¬то¬дов ана¬ли¬за, среди которых основные – описательный и сравнительно-исторический методы. Последний позволяет соотнести объекты материальной культуры с разными этапами развития бурятского этноса в различных исторических периодах. Тео¬ре¬ти¬че¬ское зна¬че¬ние и прак¬ти¬че¬ская зна¬чи¬мость ра¬бо¬ты за¬клю¬ча¬ет¬ся в том, что со¬об¬щае¬мый в дипломе ма¬те¬ри¬ал со¬дей¬ст¬ву¬ет де¬таль¬но¬му изу¬че¬нию тра¬ди¬ци¬он¬ной куль¬ту¬ры бу¬рят, по¬зво¬ля¬ет обо¬га¬тить зна¬ния о со¬став¬ляю¬щих её эле¬мен¬тах, рас¬кры¬ва¬ет но¬вые воз¬мож¬но¬сти в ис¬сле¬до¬ва¬нии культуры этноса. Данные материалы могут быть использованы в процессе обучения и в исследованиях новых находок культуры бурят. Диплом состоит из вве¬де¬ния, двух глав, за¬клю¬че¬ния и списка литературы. ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА 1.1.ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Любая традиционная культура является частью культуры в широком смысле. Поэтому прежде рассмотрим понятие культуры, различные стороны которой являются предметом изучения археологии, этнографии, истории, философии, социологии, искусствоведения, этики, религиоведения и других гуманитарных дисциплин. В каждой из конкретных наук культура истолковывается по-разному. Отсюда — огромный разброс определений культуры. В литературе было подсчитано, что имеется более 300 определений этого понятия. Более того, существующие определения очень часто противоречат друг другу или, по крайней мере, не вполне согласуются между собой. Разброс определений понятия культуры вызван многими причинами, главнейшие из которых таковы. Во-первых, это вызвано специфическими интересами каждой конкретной науки. Во-вторых, разброс определений обусловлен разнообразием мировоззренческих позиций различных ученых и групп исследователей внутри каждой отдельной науки. И, наконец, в-третьих (и это, пожалуй, самое главное), множество определений объясняется сложностью, динамизмом, многоуровневым характером самого феномена культуры. Для нас важен взгляд на культуру историков, этнологов, этнографов, антропологов. Так, Б. Малиновский (1944) выделял следующие черты культуры : 1. Культура в своей сущности является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими пр |
Список литературы |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Источники 1. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ, 1958 – Т.1. Специальная литература 1. Абаева Л.Л. Традиционные обряды предбайкальских родов селенгинских бурят. - Новосибирск, 1986. 2. Азбелев С.Н. Фольклор и система традиционная культура // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. - Том I. - М., 2005. 3. Алайон Л. Традиционные национальные элементы одежды в современном костюме // Байкал. - 1972. - № 6. - с.154-157. 4. Аламжи Мэргэн. Бурятский героический эпос. - Новосибирск: Наука, 1991. 5. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиции // Советская этнография. - 1981.- № 2.- С.21-29. 6. Арутюнов С.А. Народы и культуры: взаимодействие и развитие. – М., 1989. 7. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура. - Улан-Удэ: ОАО Твер.полиг. комбинат, 2004. 8. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. - Улан-Удэ: Издательство «Улзы», 2001. 9. Бадмаев А.А. Ремесла агинских бурят. – Новосибирск, 1997. 10. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ, 1987. 11. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. – Л., 1981 12. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. - Улан-Удэ: Бэлиг, 1959. 13. Балдаев С.П. Родовые предания и легенды бурят (булагаты и эхириты). - Улан-Удэ, 1970. 14. Бардаханова С.С. Система жанров бурятского фольклора. - Новосибирск: Наука, 1992. 15. Басаева К. Д. Традиционное бурятское жилище и его членение // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. - Улан-Удэ, 1984. 16. Басаева К. Д. Брак и семья у бурят. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1991. 17. Басаева К. Д. Поселения и жилища аларских бурят // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. - Новосибирск, 1993. 18. Басаева К. Д. Современная семья и семейно-бытовые традиции у бурят. // Современности и традиции культуры народов Бурятии. - Улан-Удэ, 1986. - с. 32-49. 19. Батоева Д. Б. Обряды в традиционной культуре бурят. - М.: Добросвет, 2002. 20. Батуев Б. Б. Буряты в 17-18 вв./ Ред. Б.В.Базаров. - Улан-Удэ: Изд-во ОНЦ «Сибирь», 1996. 21. Батуева И. Б. Буряты на рубеже 19-20 вв. (Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный период: Ист.-этногр. очерк.) / Науч. ред. Б. В. Базаров. - Улан-Удэ, 1992. 22. Болотов X. Д. M. H. Хангалов о просвещении бурят народа. // Труды Иркутского университета. – т. 46. Серия философия. в 5. -Иркутск, 1967. 23. Бондарь Н.И. Традиционная культура: понятие, явление, современное состояние. //http://slavmir.orthodoxkuban.com.ru. 24. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 1981. 25. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. 26. Бромлей Ю. С. Очерки теории этноса. М., 1983. 27. Будаев Ц.Б. Пословица не мимо молвится. - Улан-Удэ, 1988. 28. Бураева О.В. Хозяйственные и этнокультурные связи русских, бурят и эвенков в XVII-XIX вв./ Под редакцией Т.М. Михайлова. - Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2000. 29. Буряты / Отв. ред. Л.Л. Абаева, Н.Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2004. - 633 с. - (Народы и культуры). 30. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. - Улан-Удэ: 1998. 31. Ветохина С. Е. Тело человека в контексте традиционной культуры бурят. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи. - Улан-Удэ, 2006. 32. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. - Ленинград, 1969. 33. Галданова Г.Р. Доламаисткие верования бурят. - Новосибирск, 1987. 34. Галданова Г.Р. Закаменские буряты. Историко-этнографические очерки. - Новосибирск: Наука, 1992. 35. Галданова Г.Р. Ритуальная пища монгольских народов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. - Новосибирск, 1993. 36. Галданова Г.С. Сагаалган - древний народный праздник монголов и бурят // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Ч.1. - М., 1983. - с. 40-49. 37. Галданова Г.Р. Традиционные верования бурят в системе буддизма // Бурятский буддизм: история и идеология. - Улан-Удэ, 1997. 38. Герасимова К.М. Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии // Этнографический сборник - Улан-Удэ, 1969. - Вып. 5. - с. 105-145. 39. Герасимова К.М. Традиционная культура бурят: Уч. пособие. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. 40. Герасимова К.Н., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят: Учеб. пособие. - Улан-Удэ: Дэлиг, 2000. 41. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. – М.: Рольф, 2000. 42. Дамдинов Д. Г. К вопросу о происхождении ононских хамниган. // Из истории народов Бурятии, вып. 10. - Улан-Удэ, 1962. 43. Дашиева Н. Б. Бурятские Тайлаганы. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001. 44. Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре бурят. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001. 45. Дашиева Н.Б. Календарь и календарная обрядность в традиционной культуре бурят (структурно-функциональный, культурно-семантический, историко-генетический анлиз): Автореф. дис. на соиск. учен. степени д-ра ист. наук. - М., 2001. 46. Доржиев Б. Ж. История Закамны: Популярный исторический очерк / ВСГАКИ. - 2-е изд., испр. и доп. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 47. Дугаров Д. Исторические корни белого шаманства. - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1988. 48. Жаргалов Д. Сказания об охотах облавных.- Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. 49. Жигмитов Д.Б. Молочные блюда агинских бурят // Этнографический сб. Вып. 2. - Улан-Удэ, 1961. 50. Жуковская Н.Л. Заметки о монгольской антропонимии // Ономастика Востока. - М., 1980. – С. 13-19. 51. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. - М.: Наука, 1977. 52. Жуковская Н.Л. Категория и символика традиционной культуры монголов. - М., 1988. 53. Залкинд E. M. M. H. Хангалов. - Улан-Удэ, 1945. 54. Зориктуев Б.Р. Современный быт бурятского села / Отв. ред. Т. М. Михайлов; АН СССР, Бур. фил. Бур. Институт общественных наук. - Новосибирск: Наука, 1982. 55. Ивашина Л.Г. О культуре и быте древнего населения Бурятии. // Материальная культура и искусство Забайкалья. - Улан-Удэ, 1982. - с.64-73. 56. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. 57. Костина А.В. Массовая культура и культура народная: диалог или конкуренция // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. - Том I. - М., 2005. - С. 271-295. 58. Культура и этнос. Учебное пособие / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. – Волгоград: Перемена, 2002. 59. Кургузов В. Л. Восток-Россия-Запад: теория и практика межкультурной коммуникации: очерки лекцион. курса. - Улан-Удэ: Изд.-полиг. комплекс ВСГАКИ, 2003. 60. Ламаизм в Бурятии. XVIII - начало XX века. (Г.Р. Галданова и др.). - Новосибирск: Наука, 1983. 61. Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и прим. А. Б. Островского. - М.: Республика, 1994. 62. Линховоин Л. Л. Заметки о дореволюционном быте Агинских бурят. - Улан-Удэ, 1972. 63. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. - Тарту: ТГУ, 1987. 64. Лурье С.В. Историческая этнология. - М.: Аспект Пресс, 1997. 65. Малиновский Б. Научная теория культуры. - М., 2005. 66. Манжигеев И.А. Бурятский ёхор. - Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 1985. 67. Маркарян Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции // Советская этнография. – 1981. – № 3. – С. 59-71. 68. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия // http://www.librarium.ru. 69. Михайлов В. А. Войлочная и деревянная юрты бурят. - Улан-Удэ: Изд-во ОНЦ «Сибирь», 1993. 70. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм. – Новосибирск, 1997. 71. Михайлов Т. М. Материальная культура и быт бурят // Очерки истории культуры Бурятии. - Улан-Удэ, 1972. 72. Михайлов Т. Н. Об обычаях и традициях бурят в современный период // Культура и быт народов Бурятии. - Вып.4. - Улан-Удэ, 1956. - С.3-17. 73. Морохоева З. П. Личность в культурах Востока и Запада. - Новосибирск, 1994. 74. Мостепаненко А.М. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. - Л.: Наука, 1969. 75. Мэнэс Г. Материалы по традиционной похоронной обрядности захчинов МНР конца XIX - начала XX веков // Традиционная обрядность монгольских народов. - Новосибирск: Наука, 1992, с. 112-127. 76. Нацов Г.Д. Материалы по истории и культуре бурят. Часть I. Введение, перевод и примечания Галдановой Г.Р. - Улан-Удэ, 1995. 77. Найдакова В.Ц. Театральные портреты. - Улан-Удэ: Бурят. кн. из-во, 1984. 78. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 79. Николаева Д.А. Семантика женских украшений восточных бурят // Этнические процессы и традиционная культура. - М., Улан-Удэ, 2005. 80. Обряды в традиционной культуре бурят // Отв. ред. Т.Д. Скрынникова. - М.: Вост. лит., 2002. 81. Окладников А.П. Центрально-Азиатский очаг первобытного искусства. – Новосибирск: Наука, 1972. 82. Панчуков А. Педагогические взгляды и деятельность M. H. Хангалова. – Улан-Удэ, 1958. 83. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1998. 84. Пигалев А. И. Культурология. - Волгоград, 1999. 85. Потапов Л.П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая // Фольклор и этнография. - Л: Наука, 1977. 86. Пятигорский А. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. – М., 1996 87. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1994. 88. Рупен Р. Монголы ХХ века / Пер. А. З. Хамарханова // http://www.buryatia.org 89. Самбуева С.Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2004. 90. Санжеев Г. Д. Быт бурят: прошлое и настоящее - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1976. 91. Санжеева Л.В. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят: проблемы исследования. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. 92. Санжиев Г. Л., Санжиева Е. Г. Бурятия: История (17-19 вв.). Вып.4. / Отв.ред. Е.Л.Тармаханов. - Улан-Удэ: Издательство БГУ, 1999. 93. Семья и семейный быт у бурят: Традиции, обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, нормы и формы заключения брака, свадебные обряды // История и культура бурятского народа. - Улан-Удэ, 1999. - с.91-134 94. Серебрякова Ю.А. Философские проблемы национального самосознания. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1996. 95. Скородумова Л.Г. К характеристике пространственного мышления монголов // Этническая культура: история и современность. - Улан-Удэ, 2002, с. 82-92. 96. Скрынникова. Т.Д. Два варианта картины мира в традиционной культуре бурят // Культура народов Сибири: сб. ст. - СПб., 1997. 97. Содномпилова М.М. Семантический аспект выбора места под строительство жилища в бурятской традиции // Культурология традиционных сообществ: конкурсные работы молодых ученых / Отв. ред. М. Л. Бережнова. - Омск: Изд-во Омск. педагогическ. ун-та, 2002. - с. 145-153. 98. Соктоева И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. - Новосибирск, 1988. 99. Соктоева И.И. Традиционное творчество и народные промыслы Бурятии. // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. - Улан-Удэ: 1999. С. 188-191. 100. Станевич В. М. М. Н. Хангалов - этнограф-краевед // Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию Первого Восточно-Сибирского краеведческого съезда (Иркутск, 1925). - http://ifhs.irk.ru/stanevic.php 101. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. 102. Топоров В.Н. Пространство и текст // Из работ московского семиотического кружка. - М.: Языки русской культуры, 1997. - с. 455-516. 103. Тумахани А. В. Бурятское народное искусство. - Улан-Удэ: Бэлиг, 1970. 104. Тугалуков В. А. Этногенез и этническая история народов Сибири. - М., 1975. 105. Тугутов И. Е. Бурятские народные игры. - Улан-Удэ: Бэлиг, 1994. 106. Тугутов И. Е. Игры в общественной жизни бурят. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1989. 107. Тугутов И. Е. Материальная культура бурят. - Улан-Удэ: Бурят. Кн. изд-во., 1987. 108. Тыхеева Ю.Ц. Семиотика городской культуры // Семиотика культуры: сб. науч. ст. - Улан-Удэ, 2001. – С.47-58. 109. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1986. 110. Чагдуров С. Ш. Поэтика Гэсэриады. - Иркутск: Ирк. кн. изд-во, 1993. 111. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Ленинград. 1986. 112. Чистов К.В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования // Советская этнография. – 1981. – № 2. – С. 106-110. 113. Шинкарев Л.И. Монголы: традиции, реальности, надежды. - М., 1981. 114. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. - Киев: София, 1998. 115. Элиаде М. Священное и мирское. - М., 1994. |
Примечания: |
Примечаний нет. |