Христианские и языческие мотивы в произведении С. Есенина «Ключи Марии»

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 42  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

План:

Введение 3

Глава 1. Особенности поэтики С.Есенина 6

1.1 Особенности лирики С. Есенина 6

1.2 Религиозные мотивы в произведениях С. Есенина 12

Глава 2. Христианские и языческие мотивы в произведении С. Есенина «Ключи Марии» 21

2.1 Творческий замысел и поэтика статьи С. Есенина «Ключи Марии» 21

2.2 Христианские и языческие мотивы в произведении С. Есенина «Ключи Марии» 25

Заключение 40

Список литературы 42

Введение

Введение

Речь наша как песок, в котором затерялась ма-ленькая жемчужина «отворись». Мы бьемся в ней как рыбы в воде, стараясь укусить упавший на поверхность льда месяц. Но, просасывая лед, видим, что на нем ничего нет. Слово изначаль-но было тем ковшом, которым из ничего чер-пают живую воду...

С.Есенин «Ключи Марии».

Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы тече-ниями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Мая-ковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Твор-чество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь – Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.

"Я последний поэт деревни", – говорится в одном из стихотворе¬ний Есенина. Слово "последний" должно, в частности, означать, что Есенин как бы завершает определенную традицию русской поэзии, связанную с изобра-жением деревни (лирика А.С. Пушки¬на, стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина", стихи Н.А. Не¬красова и др.). В то же время в русской поэзии нача-ла XX в. есть и другие поэты, об¬ращавшиеся к теме деревни, – плеяда "кре-стьянских поэтов" например Н.А. Клюев, значение которого далеко не ис-черпы¬вается таким определением. Позднее подобные темы встречается в ли-рике П. Васильева и Н. Рубцова, в прозе В. Распутина, В. Астафьева, В. Белова, В. Шукшина и др. Все эти авторы, особенно поэты, в той или иной степени ориентируются на тот образ "уходящей" деревенской Руси, который был создан Есениным.

Актуальность исследования творчества Есенина определяется не только традициями "зо¬лотого века" русской поэзии, но и сильным влиянием нового, модернистского, поэтического мышления. Он живо интересовал¬ся громкими литературными полемиками тех лет, хорошо знал творчество сим-волистов, любил А. Блока и А. Белого. Например, в 1919 совместно с Р. Ив-невым, А.Б. Мариенгофом, В.Г. Шершеневичем, Есенин основал течение имажинизма. С футуристами их род¬нит "революционное" отношение к слову; так же, как и футури¬сты, они используют понятие "словообраз", подразуме-вающее самоценность слова в поэзии, необходимость создания новых слов и поиска новых поэтических форм. В то же время имажинистам принципиаль-но чужд урбанизм, индустриализм большинства фу¬туристов и их однознач-ное сочувствие Октябрьской революции.

Проблема исследования является следствием того, что в свое время Есенин утверждал необходимость связи поэзии с есте¬ственной образностью русского языка, со стихией народного творчества. Поэзии Есенина присуща специфическая религи¬озность. "Христианское" начало у Есенина в народном духе отождествляется с "крестьянским", а Россия для Есенина – прежде всего древняя патриархальная "Русь", своего рода застывшее время и пространство, в котором не предполагается никакое движение, а всякий прогресс губите¬лен. Отсюда – антиурбанизм, отрицательное отношение к индус¬триальным символам (излюбленным для футуристов). Кроме того в некоторых произве-дениях Есенина, особенно в ранних стихотворениях (например, "Микола") есть образы и мотивы, связанные с православной традицией, но не офици-ально-церковной, а скорее фольклорно-апокрифической, а также старообряд-ческой.

Новым в данном исследовании становиться то, что типично есенинское отождествление родины с деревней и стариной и такой же, как в предыдущем стихотворении, мотив вторжения "чужого" в родной для поэта мир можно рассматривать с точки зрения религиозных мотивов не только как христиан-ских, но и языческих.

Целью исследования является изучение христианских и языческих мо-тивов в произведении С. Есенина «Ключи Марии».

Предмет исследования – христианские и языческие мотивов в лирике С.Есенина.

Объект исследования – произведение С. Есенина «Ключи Марии».

Задачи исследования можно сформулировать следующим образом:

Список литературы

Список литературы

Есенин С.А. Собрание сочинений. Том V. Проза. Статьи и заметки. Автобиографии – М., «Художественная литература», 1979.

Есенина С. А. Родное и близкое – М., «Советская Россия», 1979

Примечания:

Примечаний нет.