Использование различных методов и приемов на уроках литературы в ходе изучения творчества Л.Н. Толстого

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 66  | Формат: ocx  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

1 Уроки литературы на современном этапе 5

2 Характеристика возрастных особенностей подростков 12

3 Специфичность прозы Л.Н. Толстого 18

4 Анализ школьных учебников 26

5 Использование различных методов и приемов на уроках литературы в ходе изучения творчества Л.Н. Толстого 31

Заключение 56

Список использованной литературы

Приложение. Урок. Л.Н.Толстой. Отрывок из повести "Детство"

Введение

Личность Л.Н. Толстого глубоко эпохальная, жизнеутверждающая. Изучение его жизни и творчества - идеальный путь самовоспитания.

В начале 20 века Л.Н. Толстого называли "учителем в жизни и искусстве". В последующие десятилетия вплоть до наших дней наследие гениального художника продолжает поражать жизненными и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопросы. И не просто разъяснит себе непонятное, а "подчинится" редкостно живым толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Вот он - феномен писателя. Мудрость его постижения человека, эпохи, страны всего сущего приходит к нам в близких каждому переживаниях.

Стремление к нравственному совершенствованию, проповедь любви к ближнему, поиски смысла жизни - ведущие идейные мотивы творчества писателя. Они представляют путь истинный, дорогу к разумному, доброму, вечному. Все это - общечеловеческие ценности.

Читая иных знаменитых, прекрасных русских писателей, таких, как А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский… чувствуешь некоторую безысходность. Кажется, нет выхода из сети нескончаемых проблем как на государственном, так и на бытовом человеческом уровне.

Лев Николаевич не только гневно протестует, обличает или клеймит несправедливость, пороки и несовершенства этого мира вообще и действительность в русском обществе в частности, а старается понять русского человека. Это писатель - философ. Писатель, любящий людей и умеющий увидеть светлые стороны жизни.

Толстой рисует картину целой эпохи в жизни России. Произведения писателя - отражение мельчайших деталей реальной жизни того времени. А право на оценку событий он предоставляет нам.

Произведения Л.Н. Толстого изучаются с 1-го до 10-го класса как в общеобразовательных, так и в профильных классах. Произведения Толстого занимают в школьных программах значительное место, поэтому тема актуальна.

Объект: уроки литературы.

Предмет: произведения Л.Н. Толстого, изучаемые на уроках литературы.

Цель работы: теоретически обосновать возможность изучения творчества Л.Н. Толстого разными методами и приемами.

Гипотеза: изучение творчества Л.Н. Толстого необходимо на уроках литературы 5-9 классов, так как оно способствует духовному развитию учащихся, повышает интеллектуальный уровень, учит оценивать поступки литературных героев и свои собственные.

Задачи:

- раскрыть приемы и методы в преподавании творчества писателя;

- определить место изучения жизни и творчества Л.Н. Толстого в школьных программах;

- изучить методику преподавания творческой биографии писателя;

- рассмотреть возрастные особенности подростков.

Список литературы

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавания литературы в школе). - М., 1990. (Библиотека учителя русского языка и литературы).

2. Войтушенко В.Д. Н.А. Некрасов - редактор Л.Н. Толстого // Методика преподавания русского языка и литературы / Под ред. М.И. Бойко. - Киев, 1972. - С. 88-95.

3. Володина Н.В. Выявление индивидуальности автора в процессе изучения литературно-критической статьи // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе. Межвузовских сборник научных трудов / Под ред. И.В. Володиной. - Вологда, 1984. - С. 84-93.

4. Воробьев П.Г. Принципы и методы изучения биографии писателя // Преподавание литературы в 8 классе / Под ред. В.В. Голубкова. - М., 1958. - С. 5-50.

5. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. - М., 1964.

6. Касторская М.П. Изучение биографии писателя в 5-7 классах // Очерки по методике литературного чтения в 5-7 классах средней школы / Под ред. А.Д. Александрова. - М-Л, 1951. - С. 120-140.

7. Крайванова А.Р. Проблема личности писателя при работе над текстом литературного произведения в школе Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе. Межвузовских сборник научных трудов / Под ред. И.В. Володиной. - Вологда, 1984. - С. 40-46.

8. Шинина А.В. Изучение биографии писателя (на материале Л.Н. Толстого) // Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. - М., 1990. - С. 65-82.

9. Исаак Каплан. ""Толстой - это целый мир". Воспоминания М.Горького о Л.Толстом" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 35. - 1994 г.

10. Эдуард Бабаев. "Неразборчивое слово. Об историко-литературных взглядах Л.Н. Толстого" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 7. - 1995 г.

11. Лев Соболев. "<Севастопольские рассказы> Льва Толстого" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 29. - 1995 г.

12. Сергей Волков. "Рассказ Л.Н. Толстого <После бала>" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 6. - 1996 г.

13. Борис Тарасов. ""Учиться жить любовной жизнью"" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 34. - 1996 г.

14. Владимир Хабловский. "Кривое зеркальце Льва Николаевича" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 48. - 1996 г.

15. Анатолий Слинько. "Анатомия патриотизма: Л.Н. Толстой и П.Я. Чаадаев" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 4. - 1997 г.

16. Тамара Сигаева. "Три "детства" в русской литературе. Воскрешение детства. Л.Н. Толстой "Детство", "Отрочество", "Юность"" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 3. - 1999 г.

17. Наталья Родченко. "Викторина по повести Л.Толстого "Юность"" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 3. - 2000 г.

18. Ирина Щербина. "Некоторые подходы к анализу небольшого эпического произведения и эпизода" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 12. - 2002 г.

19. Руслан Киреев. "Вокруг Толстого. Заметки читателя" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 15. - 2003 г.

20. Руслан Киреев. "Лев Толстой. Арзамасский ужас" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 32. - 2003 г.

21. Сергей Дмитренко. "Лев Толстой: полтора века в литературе" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 32. - 2003 г.

22. Золтан Хайнади. "Поэтический переворот Льва Толстого" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 17. - 2005 г.

23. Елена Полтавец. "Изучение творчества Льва Толстого в школе" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 17. - 2005 г.

24. Ирина Ященко. ""Диалектика души" главного героя повести Л.Н. Толстого "Юность"" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 6. - 2007 г.

25. Татьяна Сторожева. ""Жизнь и творчество льва Николаевича Толстого"" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 16. - 2007 г.

26. Елена Давыдова. "Достойный поклонения". Читаем рассказ Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце"" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 18. - 2007 г.

27. Сергей Дмитренко. "Русская литература в 1828 году" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 11. - 2008 г.

28. Сергей Волков. "Герман Фейн: "Лев Толстой - писатель безукоризненного вкуса"" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 17. - 2008 г.

29. Наталья Шишкина. "Читаем повесть Л.Н. Толстого "Детство"" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 17. - 2008 г.

30. Нина Кожина, Наталья Лушина. "Творчество Л.Н. Толстого в школьных программах" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 17. - 2008 г.

31. Сергей Дмитренко. "Почему не рассорились Иван Сергеевич и Лев Николаевич" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 17. - 2008 г.

32. Редакция. "В зеркале Толстого" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 17. - 2008 г.

33. Нина Терентьева. "Правила жизни: читаем юношеский дневник Л.Н. Толстого" // Журнал "Я иду на урок литературы". - № 1. - 2009 г.

Примечания:

Примечаний нет.