Особенности стиля и язык произведений Ф.М. Достоевского

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 60  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

I. Особенности стиля Ф.М. Достоевского……………………………..9

1.1. Вступительные замечания………………………………………..9

1.2. Неопределенность признака……………………………………11

1.3. Модальная неопределенность "как бы"……………………….16

1.4. Неуправляемые действия……………………………………….21

1.5. Вводные (вставные) конструкции……………………………...27

II. Язык произведений Ф.М. Достоевского…………………………..38

2.1. Принципы речевой выразительности………………………….38

2.2. Изобразительный синтаксис…………………………………...40

2.3. Словообразовательные синонимы……………………………..44

Заключение……………………………………………………………..52

Список литературы…………………………………………………….56

Введение

Обращение к теме "Отражение русской картины мира в языке Достоевского" не случайно. Последние десятилетия внимание лингвистов обращено к изучению языковой картины мира в разных аспектах и планах: рассматривается языковая картина мира и ее отражение средствами разных языковых уровней, взаимодействие языковой картины мира и культуры народа, языковая картина мира в зеркале метафоры и т.д.

Проблема изучения языковой картины мира - зафиксированной в языке и специфической для данного языкового коллектива схемы восприятия действительности - имеет давнюю историю. Термин "картина мира" вошел в науку в ХХ веке. Этот термин принадлежит К. Ясперсу и в настоящее время используется в следующем значении: картина мира - это система мировоззренческих знаний о мире, совокупность предметного содержания, которыми обладает человек. Другими словами, языковая картина мира - это взгляд человека на мир через призму языка.

Картина мира выражает специфику бытия человека, взаимодействия ее с миром, важнейшее условие его существования в мире.

Носители разных языков видят мир по-разному, через призму своих ценностей. Таким образом, можно говорить о том, что картина мира является этноспецифической.

В последнее время происходит актуализация идей Гумбольдта "О языке как деятельности народного духа" (Гумбольдт 1984:80). Это способствовало переходу от лингвистики, ориентированной на изучение языка в самой себе и для себя, к лингвистике антропологической, которая изучает язык в тесной связи с человеком, его сознанием и мышлением.

Внутренняя сущность языка оказывается связанной с внутренним миром носителя языкового сознания. Человек находится в центре мира, им все оценивается и познается.

В языковой картине мира содержится большая информация о системе ценностей народа, об особенностях видения и прочтения мира отдельным человеком.

Языковая картина мира включает в себя множество фрагментов, которые в большей или меньшей степени имеют ценность для человека. Человек осознает себя центром "своего" языкового мира.

Посредством языка люди общаются между собой, человек соприкасается с культурой своего народа, высказывает свою позицию по отношению к окружающему миру.

В настоящее время можно говорить о целых направлениях в рамках темы "Языковая картина мира". Назовем лишь некоторые из них:

а) типологические исследования:

- славянская языковая картина мира;

- балто-славянские исследования (Вяч. Иванов, В.Н. Топоров);

- лингвистические основы балканской модели мира (Т.В. Цивьян);

- изучение славянской картины мира в аспекте реконструкций духовной культуры славян (Н.И. Толстая, С.М. Толстая, С.Е. Никитина);

б) исследования отдельных сторон языка:

- отражение языковой картины мира в русском словообразовании (Е.А. Земская);

- в лексической семантике и прагматике (Ю.Д. Апресян, Т.В. Булыгина, В.Н. Телия);

- "аксиология в механизмах жизни и языка" - название одной из статей Н.Д. Арутюновой и целого направления исследований функциональной семантики, оценки и средств ее выражения (Е.М. Вольф, Г.Е. Крейдмен и др.);

- "стиль Достоевского в рамке русской картины мира (Н.Д. Арутюнова).

Перечисленные направления объединяют интерес к выявлению национально-своеобразных черт описываемых языков.

Нас же интересует русская картина мира, тем более что в настоящее время весьма актуальна проблема воспитания патриотического самосознания у подрастающего поколения.

Бытует мнение, что наиболее трудным для школьников является творчество Ф.М. Достоевского. Поэтому в нашу задачу входит не только пробудить интерес к "вечным" темам писателя, но и сделать так, чтобы у каждого думающего ученика оказался в руках ключ к стилистическим загадкам языка великого автора.

Зачастую на уроках в старших классах изучается лишь содержание произведений, по которым прослеживаются темы, раскрывающие лишь некоторые стороны творений с литературоведческой и философской стороны. Но ни один урок не сможет оставить в сознании учащихся целостного представления об авторе и его произведениях, не говоря о картине, если не постараться показать особенности языка и стиля писателя.

Однако язык и стиль произведений любого большого писателя нельзя рассматривать вне связи с его мировоззрением, мироощущением. Каждый мыслит, чувствует и понимает по-своему, у каждого своя реакция на окружающую действительность. В человеческой природе не шаблонов. Нет их и в языке.

Вполне понятно поэтому, что чем интереснее личность, тем своеобразнее и язык его произведений.

Тем не менее, нельзя забывать о том, что язык - величайшее достояние нации и рассматривать его нужно как главное орудие мышления, как средство и форму выражения мысли. Именно поэтому язык чрезвычайно важен не только для литературы, но и для деятельности каждого члена общества.

В очерке: "На каком языке говорить будущему столпу своей родины?" Достоевский подчеркивает: "Язык есть бесспорно форма, тело, оболочка мысли… Отсюда ясно, что чем богаче тот материал, т.е. формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетливее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее…"

Достоевский глубоко и самозабвенно любил русский язык, его могучую стихию, неиссякаемую жизненную силу художник находил в народе и выразил эту мысль в чеканном и безбрежном афоризме: "Язык - народ". Необходимость изучать живой русский язык во всем многообразии его форм писатель считал важнейшей задачей1.

Великий художник видел в нем многие достоинства: "нашего-то языка дух бесспорно многоразличен, богат, всесторонен, всеобъемлющ, ибо в неустроенных еще формах своих, а уже мог передать драгоценности и сокровища мысли европейской, и мы чувствуем, что переданы они точно и верно".

Язык, таким образом, расценивается Достоевским как важнейший фактор духовного развития нации, как незаменимое орудие мысли и средство общения между людьми.

Цель предлагаемого исследования заключается в том, чтобы путем анализа текстов многочисленные и разнообразные языковые факты, иллюстрировавшие принадлежность русскому языку, русскому народу именно тех характеристик, которые, так или иначе, проявляются в стиле Достоевского, т.е., которые показывают, что русская суть тяготеет к пространственным представлениям, как первичным, исходным и склонен рассматривать время как пространство, что она характеризуется неантропоцентрической ориентацией и в своей структуре и речевом выражении готова ставить на первое место стихию, а не сознательную деятельность человека как основную движущую силу мира; что он оказывает предпочтение не норме, а нарушениям, отклонениям от нее2;

________________

1Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений, 1895, Т.Х, с.269.

2Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений, 1895, Т.Х, с.272.

что чужое имеет приоритет перед своим, оказывается, как правило, выше, ценнее, интереснее своего; и что, наконец, в нем довольно отчетливо прослеживается тенденция к неопределенной окраске высказываний, в том числе и к неопределенному выражению всех остальных перечисленных выше примеров.

Непосредственными задачами данной работы являются:

1) выявление и описание особенностей стиля языка Достоевского;

2) изучение их функций;

3) доказательство того, что в текстах великого писателя воплотились все семантико-типологические характеристики русского языка, отражающие одновременно основные составляющие русского национального самосознания, или русской идеи.

В работе использованы произведения Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Дневник писателя", "Двойник", "Бедные люди", "Бесы", "Записки из Мертвого дома", "Неточка Незванова" и др.

При написании данного исследования мы опирались на следующие работы:

1. Арутюнова Н.Д. Логические теории значения // Принципы и методы семантических исследований. - М., 1976.

2. Арутюнова Н.Д. Аномалия и язык: к проблеме языковой "картине мира" / Русский язык, 1987. №3.

3. Арутюнова Н.Д. Стиль Достоевского в рамке русской картины мира // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. - М., 1996.

4. Арутюнова Н.Д. Семантико-типологическая характеристика русского языка в его сопоставлении с другими языками. Принципы и методы семантических исследований. - М., 1976.

5. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка: образ человека в культуре и языке. - М., 1999.

6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. Язык русской культуры. - М., 1999.

7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963.

8. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. №1.

9. Виноградов В.В. К морфологии натурального стиля: Опыт лингвистического анализа петербургской поэмы "Двойник" // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - М., 1976.

10. Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Выпуск 3. - Л., 1978.

11. Радлов Э.Л. Соловьев и Достоевский // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. - М., 1990.

12. Розанов В.В. Из лекций о Достоевском // Опыты: Литературно-философский ежегодник. - М., 1990.

13. Розанов В.В. О Достоевском // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. - М., 1990.

14. Розанов В.В. Чем нам дорог Достоевский? // Розанов В.В. О писательстве и писателях. - М., 1995.

15. Степун Ф.А. Миросозерцание Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. - М., 1990.

16. Степун П.Б. Достоевский - путь к Пушкину // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей зарубежья. - М., 1994.

17. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой культуры мира / Модели пространства времени и восприятия. - М., 1994.

Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Аномалия и язык: К проблеме языковой "картины мира" // ВЯ, 1987. №3.

2. Арутюнова Н.Д. Стиль Достоевского в рамках русской картины мира // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. - М., 1996.

3. Арутюнова Н.Д. Символика уединения и единения в текстах Достоевского // Язык и культура. Факты и ценности. - М., 2001.

4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человек. Язык русской культуры. - М., 1999.

5. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Сов. Писатель, 1963.-363с.

6. Белополский В. Достоевский и философская мысль его эпохи: концепция человека. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1987.-206с.

7. Белопольский В. Достоевский и Шиллинг. - в кн.: Достоевский: Материалы и исследования. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. Т.8, с.39-52.

8. Белый А. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой. - В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. - М.: Книга, 1990, с.143-164.

9. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. - В кн.: Бердяев О русских классиках. - М.: Высш. шк., 1993, с.36-160.

10. Ветловская В. Поэтика романа "Братья Карамазовы". - Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1977.-199с.

11. Ветловская В. Некоторые особенности повествовательной манеры в "Братьях Карамазовых" // Русская литература, 1967, №4, с.67-79.

12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

13. Гроссман Л.Ф. Достоевский. - М.: Молодая гвардия, 1965.-605с.

14. Гус М. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М.: Худож. Лит., 1971.-592с.

15. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1976. Т.14-510с.

16. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. - Л.; Наука, Ленингр. отд-ие, 1976. Т.15-623с.

17. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1983. Т.30-455с.

18. Днепров В. Проблемы реализма. - Л.: Сов. Писатель, 1961.-371с.

19. Долинин А. Последние романы Достоевского. Как создавались "Подросток" и "Братья Карамазовы". - М. - Л.: Сов. Писатель, 1963.-344с.

20. Достоевский: художник и мыслитель. [Сборник статей] / Отв. Ред. К. Ломунов. - М.: Худож. Лит., 1972.-687с.

21. Ермакова М. Место "Легенды о Великом Инквизиторе" в композиции романа "Братья Карамазовы". - В кн.: Проблемы метода, стиля, направления в изучении и преподавании художественной литературы. Материалы докладов научно-теоретического и методической конференции / Под ред. А. Ревякина. - М.: Изд-во МГУ, 1969, с.25-30.

22. Захаров В.Н. Гениальный фельетонист Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений. Канонические тексты. Том IV - Петрозаводск: изд-во Петр. гос. ун-та, 2000.

23. Иванчикова Е.А. Изобразительный синтаксис Достоевского // Русский язык в школе, 1981, №1.

24. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. - М., 1979.

25. Илюшин А.А. Словообразовательные синонимы // Русская речь, 1977, №5.

26. Караулов Ю.Н. Русская речь, русская идея и идеостиль Достоевского // Русский язык в школе, 2001, №39. - Изд. дом "Первое сентября".

27. Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского. - В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. - Л.: Наука, Ленигр. отд-ие, 1978. Т.3, с.41-54.

28. Кирпотин В. Мир Достоевского. Статьи. Исследования. - М.: Сов. Писатель, 1983.-471с.

29. Клейман Р. Сквозные мотивы творчества Достоевского. - Кишинев: Штиинца, 1985.-201с.

30. Ковалев В.П. О художественном мастерстве Ф.М. Достоевского // Русская речь, 1977, №5.

31. Ковалев В.П. Вставные конструкции // Русская речь, 1977, №5.

32. Кудрявцев Ю. Три круга Достоевского: Событийное. Временное. Вечное. - М.: Изд-во МГУ, 1991.-400с.

33. Латынина А. Мир Достоевского // Юность, 1971, №11, с.77081.

34. Лихачев Д. Летописное время у Достоевского. - В кн.: Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1967, с.305-318.

35. Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968, №8, с.18-24.

36. Лихачев Д. В поисках выражения реального // Вопросы литературы, 1971, №11,с.74-88.

37. Мережковский Д. Избранное. - Кишинев: Лит. Артистикэ, 1989.-542с.

38. Назиров Р. Проблема художественности Достоевского. - В кн.: Творчество Ф.М. Достоевского: искусство синтеза [Сборник статей] / Под общ. ред. Г. Щенникова. - Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1991, с.125-157.

39. Одиноков В. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского. - Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ие, 1981.-145с.

40. Переверзев В. Творчество Достоевского. - В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. - М.: Книга, 1990, с.278-294.

41. Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. - М.: Сов. Писатель, 1990.-382с.

42. Розанов В. О Достоевском. (Отрывок из биографии, приложенной к Собр. соч. Достоевского). - В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 2881-1931 гг. - М.: Книга, 1990, с.67-74.

43. Розанов В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А. Николюкина. - М.: Республика, 1995.-773с.

44. Селезнев Ю. В мире Достоевского. - М.: Сов. Писатель, 1980.-376с.

45. Сидоров Ю.В., Леонтьев А.А., Рогов А.А., Захаров В.Н. Компьютерная автоматизированная система для лингвистического разбора литературных текстов // IV-ая С-Петерб. Ассамблея молодых ученых и специалистов. Тезисы докладов. - Спб, 1999.

46. Смирнова Е. Философия искусства у Достоевского // Вопросы литературы, 1968, №10, с.218-222.

47. Смирнова Е. Структура "Братьев Карамазовых // Вопросы литературы, 1970, №5, с.220-224.

48. Соловьев В. Три речи в память Достоевского. - В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. - М.: Книга, 1990, с.32-59.

49. Степанов А.В. Стиль языка Достоевского // Русский язык в школе, 1996, №4.

50. Степун Ф. Миросозерцание Достоевского. - В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1991-1931 гг. - М.: Книга, 1990, с.332-352.

51. Стиль и композиция рассказа Ф.М. Достоевского "Сон смешного человека" // Русский язык в школе, 1996, №4.

52. Туниманов В. Новая книга о романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" // Русская литература, 1994, №1, с.63-64.

53. Флоренский П. Из автобиографических воспоминаний // Вопросы литературы, 1988, №1, с.146-177.

54. Франк С. Достоевский и кризис гуманизма. - В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. - М.: Книга, 1990, с.391-398.

55. Фридлендер Г. Достоевский и Вяч. Иванов. - В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. - Спб: Наука, Санкт-Петерб. отделение, 1994. Т.11, с. 132-145.

56. Храпченко М. Сюжет и творческий метод. - В кн.: Русско-европейские литературные связи. [Сборник статей]. - М. - Л.: Гослитиздат, 1966, с.22-28.

57. Чирков Н. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. - М.: Наука, 1967.-303с.

58. Шестов Л. О "перерождении убеждений" у Достоевского // Русская литература, 1991, №3, с.16-21.

59. Щенников Г. Художественное мышление Ф.М. Достоевского. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978.-175с.

Примечания:

Примечаний нет.