Природа образования романа Мастер и Маргарита
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 60 |
Формат: doc |
Год: 2005 |
Содержание |
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ..............................3 ГЛАВА 1. История и исторические прототипы в романе ........ 8 ГЛАВА 2. Философская природа образной системы романа "Мастер и Мар-гарита".................38 Заключение .........................61 БИБЛИОГРАФИЯ .......................63 |
Введение |
ВВЕДЕНИЕ История романа "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова уникальна. Герой романа Мастер говорит Ивану Бездомному, что , как только он написал свою кни-гу, закончилась и его жизнь. М.А.Булгаков работал над своим романом до самой смерти и, по свидетельству, Елены Сергеевны Булгаковой, не все успел отредак-тировать. В вос-поминаниях В.Я.Лакшина даже приводится курьезный случай; когда он указал Елене Сергеевне на то. что в последней сцене нет Геллы, она рас-терянно взглянула на него и воскликнула с незабываемой экспрессией: "Миша за-был Геллу!!!"/11.18.С.171./.Хотя.вполне воз-можно,.это было сделано сознательно в соответствии с содержани-ем образа, а не являлось следствием незавершенности работы. Но дело не в том. насколько роман был отредактирован,а в том. что опубли-кован он был спустя более чем четверть века пос-ле его завершения, в 1966-67 го-дах, ценой невероятных усилий близких и друзей писателя. На этом "сюрпризы" которые принесла эта книга всей жизни, не закончились. При стремительном и не прекращающемся до сего времени нарастании интереса к писателю всегда нахо-дились некие силы. пытающиеся либо мешать этому пос-мертному обретению писателем своей читательской аудитории, либо ожидающих, что скоро этот инте-рес пойдет на убыль. Всему этому сопутствовала сложная и болезненно затяжная процедура открытия булгаковских архивов, в связи с чем и не состоялось даже к 100-летию со дня рождения писателя академическое издание его сочинений. Достаточно сложна судьба романа и в истории критики. Не много можно назвать книг. которые бы породили столько споров. как "Мастер и Маргарита". Спорят о прототипах действующих лиц. 4. о книжных источниках тех или иных слагаемых сюжета, философско-эстетических корнях романа и его морально-этических началах, о том. наконец, кто является главным героем произведения: Мастер. Воланд. Иешуа или Иван Бездомный? Причем последнее дискутирует-ся вопреки, казалось бы, совершенно ясно выраженной воле автора. Исследователи, открывшие булгаковедение. многое сделали в изучении личности писателя и в установлении реальных прототи-пов образов-персонажей романа. Работы М.О.Судаковой, составив-шей творческую биографию писателя. В.Я.Лакшина и его "Булгаки-ады". Н.П.Утехина, изучавшего источники и прото-типы "древних" глав. статьи И.Ф.Белзы, посвященные вопросам концептуального содержания романа и мн. др. внесли неоценимый вклад в открытие и осмысление одной из самых сложных книг булгаковского наследия. Но иногда исследователю мешали отработанные и зачастую идеологизиро-ванные стандарты. Смысловое содержание образа вы-водилось способом прямого наложения прототипа на персонаж без учета авторской транскрибции и сложней-шей поэтики романа, что скорее уводило от Булгакова, чем помогало понять его. Например, автор ряда критических очерков о книгах советских писателей В.М.Акимов оказывается слишком прямолинейным, истолковывая идей-ный план романа как призыв писателя к активному человеческому самоуправлению и борь-бе за переделку жизни во что бы то ни ста-ло. поэтому мастер, предавший самого себя, и "приговорен", по его мнению, к покою. Таким образом, первый этап изучения романа, оказавшийся. бесспорно, плодотворным как начало разработки темы. показал, что открыть это сложное произведение очень непросто. Большой вклад в исследование криптографии "Мастера и Маргариты" сде-лан И.Л.Галинской. которая в своей работе "Шиф- 5. ры Михаила Булгакова" разрабатывает проблему историко-философской концепции и этического плана романа, а также реферирует труды западных лите-ратуроведов, которые до сих пор не переведе-ны на русский язык. Так она ком-ментирует работу американского литературоведа Л.Ржевского "Пилатов грех" /1971/. в которой предпринята попытка расшифровать историческую концепцию "древ-них глав" романа. Л.Ржевский приходит к заключению, что струк-турным стержнем является тема виновности Пилата, определяя "эк-зистенциальную" тру-сость прокуратора" как центр тайнописи всего романа. При этом автор не опира-ется на какие-либо книжные источ-ники. которыми мог пользоваться Булгаков, а исходит из распро-страненных в мировой литературе сюжетов борьбы света и тьмы. об-личения предательства, совершенного из личной выгоды и толеран-тности ко злу. из страха за свое благополучие. Более продуктивным нам представляется опыт отечественных исследовате-лей. Так в 1976 г. М.Чудакова установила в качестве книжного источника демо-нологической темы романа проштудирован-ную основательно Булгаковым книгу М.А.Орлова "История сношений человека с дьяволом"/1904/. Далее, в 1981 г. Л.Фиалкова тексту-ально обосновала свою версию о том, что Булгаков использо-вал опубликованную в "Красной ниве" в 1923г. рецензий Сергея Горо-децкого на пьесу С.М. Чевкина "Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины". Пьеса была раскритикована, а текст рецензии положен в основу разбора Берлиозом по-эмы Ивана Бездомного. Безусловно обоснованным является соотнесение романа с Библией. М.А.Бродский в своей статье "Мастер и Маргарита" -антибиблия 20 в.?" рассмат-ривает роман как попытку с позиций великой книги книг еще раз задуматься над вечными проблемами соотношений добра и зла, насилия и милосердия, личной свободы 6. и государственной власти. Степень же "богохульности" романа, по его мне-нию, заключается в том, насколько по-христиански решаются там поставленные проблемы, насколько облик и взгляды бродячего философа Иешуа Га-Ноцри со-ответсвуют христианскому учению, нако- нец, кто такой Воланд, и в чем секрет его обаяния. Чтобы ответить на эти вопросы, М.А.Бродский соотносит роман с Библией и временем его создания и устанавливает ряд несовпадений в описании участни-ков библейских событий. Трудности современного булгаковедения зачастую имеют в основе техни-ческую причину, т.е. способ прямого наложения прообраза или прасюжета на ху-дожественный образ с целью раскрытия его содержа-ния без учета характера пи-сательского видения этого образа или сюжета, сложного процесса трансформации и сверхзадачи художника, что несколько сдерживало движение к Булгакову. Прочитать сразу весь роман в его идейно-художественном единстве в рам-ках одного исследования оказалось невозможным. Да-же самый большой, самый обобщающий труд - "Булгаковская энцикло-педия" Б.В.Соколова не в состоянии охватить во взаимосвязях всю художественную структуру романа, хотя каждая статья этого иссле-дования представляет какой-либо образ, мотив или тему во всех выявленных параллелях и реминисценциях и имеет источниковедческую ос-нову. Сегодня продолжает оставаться весьма актуальной проблема формирования образной системы и концептуальной основы романа. В аспекте этой проблемы особое значение приобретает установление исто-рико-философских источников и характера их пе-реосмысления автором . При изучении особенностей художественного воплощения материала первоисточни-ков необходимо учитывать булгаковские оценки собственного стиля, данные пи-сателем в письме Правительству СССР от 28 марта 1930 года. 7. Поэтому целью данной дипломной работы и является изучение историко-философской природы образной системы романа "Мастер и Маргарита". Компо-зиция работы, состоящей из двух основных глав. подчинена этой цели: в первой главе рассматриваются вопросы спе- цифики стиля, многофункциональности понятия "история" в тексте романа, проблема исторического свидетельства, уста-навливаются исторические прототипы главного героя; вторая глава посвящена изучению художественного воплощения в образной системе взглядов на мир и смысл исторического процесса ряда отечественных мысли-телей. прослеживается преемственность их философских построений и отношение к ним М.А.Булгакова. |
Список литературы |
БИБЛИОГРАФИЯ 1. Булгаков М.А. Собр. соч. в 5 т. М.: Худ. лит.,1992. 2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. /Булгаков М.А. Собр.соч. в 5 т.Т.5.М.:Худ. лит. 1992.С.7-384. 3. Булгаков М.А. Великий канцлер. М.:Новости,1992. 4. Булгаков М.А. Под пятой. Отрывки из дневника.//Слово.1995, №1.0.66-78. №2.С.58-70. 11 5. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. М.: Худ.лит.,1989. 6. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М.:Просвещение. 1991. 7. Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. М.:Книжная палата,1990. 8. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.:Советский писатель. 1988. 9. Вулис А.С. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".М.:Худ. лит..1987. 10. Лакшин В.Я. Булгакиада. М.:Правда. 1987. 11. М.А.Булгаков - драматург и художественная культура его вре-мени.М.:Союз театральных деятелей РСФСР.1988. 12. Михаил Булгаков: Современные толкования. К 100-летию со дня рождения 1891-1991.М.:ИНИОН АН СССР,1991. 13.Мягков Б.С. Булгаковская Москва. М.:Московский рабочий,1993. 14. Паршин Л.К. Чертовщина в американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. М.:Книжная палата. 1991. 15. Палиевским П.В. Шолохов и Булгаков: Сборник статей. М.: Наследие. 1993. 16. Соколов Б.В. Михаил Булгаков. М.:3нание,1991. 64. 17. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Очерки творческой истории. М.:Наука,1991. 18. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М.:ЛОКИД-МИФ. 1996. 19. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн.1.Л.:Наука,1991. 20. Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. Кн.2 СПб.:Наука.1994. 21. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн.З. СПб.:Наука.1995. 22. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.:Книга. 1988. 23. "Я не шепотом выражал свои мысли". Архив Лубянки. М.: Красная Гора, 1994. 24. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Сов.писатель, 1993. 111 25. Акимов В.М. "Сам человек и управляет!" /"Мастер и Маргари-та" Михаила Булгакова/./Акимов В.М. На ветрах времени. Л.:Дет.лит.,1981.С.75-87. 26. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков.//Фил.науки. М.1990.№ 7. 27. Бродский М.А. "Мастер и Маргарита"- антибиблия 20 в.?// Русская словесность. 1997.№ 6.С.30-35. 28. Белза И.Ф. Генеология "Мастера и Маргариты" //Контекст. М.:Наука,1978. 29. Белза И.Ф. Дантовская концепция "Мастера и Маргариты"// Дантовские чтения. 1987. М.:Наука.1989. 65. 30. Виноградов И.И. Завещание мастера. //Вопр.лит.М..1969..№ 5. 31. Галинская И.Л. Криптография романа "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова./Галинская И.Л. Загадки известных книг. М.:Наука.1986.С.65-118. 32. Земская Е.А. Новое о Михаиле Булгакове.//Наше наследие. 1988,№ 3.С.113-121. ЗЗ.Зеркалов А. Лежащий во зле мир.//Знание-сила.1991 ,№ 5.С. 34-41. 34. Ионин Л.Г. Две реальности "Мастера и Маргариты".//Вопросы философии. М.,1990,№ 2. 35. Кораблев А.А. Время и вечность в "Мастере и Маргарите" Михаила Булгакова./Художественная традиция в историко-литературном процессе. Л..1988. 36. Кушлина О.Б., Смирнов Ю.М. Магия слова /заметки на полях романа "Мастер и Маргарита"/. М.:СТД,1986. 37. Кушлина О.Б., Смирнов Ю.М. Некоторые вопросы поэтики романа "Мастер и Маргарита"./М.А.Булгаков -драматург и художественная культура его времени. М.:СТД.1986. 38. Лакшин В.Я. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".// Новый мир. М.1968,№ 6. 39. Левина Л. Ад не вмещает Любви: Реплика в защиту Маргариты. //Социум. 1995,№ 6.С.61-66. 40. Лекманов 0. О чем написан роман "Мастер и Маргарита"?// Новое литературное обозрение.1997.№24.С.75-92. 41. Матвеева Л.С. Образ луны в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита".//Русск.слов. 1997,№ 6.С.69-71. 42. Петелин В.В. Герои Булгакова./Петелин В.В. Мятежная душа России.М.:Сов.Россия,1986.С.154-244. 66. 43. Соколов Б.В. К вопросу об источниках романа "Мастер и Маргарита".//Фил.науки.М..1987.№ 12. 44. Соколов Б.В. Роман-документ и его читатели.//Лит.учеба. М.,1987,№ 5. 45. Троицкий В.О. О безымянности Мастера и его шапочке: К 30-летию публикации романа "Мастер и Марга-рита" в журнале "Москва".//Москва.1996.№ 11. С.154-164. 46. Утехин Н.П. Исторические грани вечных истин /"Мастер и Маргарита" М.Булгакова/./Современный совет-ский роман. Л.:Наука,1979. 47. Утехин Н.П. Об источниках действительных и мнимых.// Русская лит.,Л.1979.№ 4. 48. Фиалкова Л.Л. К генеологии романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"./Изв.АН СССР.Серия лит. и яз. Т.40.М.1981. № 6. 49. Яновская Л.М. Треугольник Воланда: главы из книги - к 100-летию со дня рождения М.А.Булгакова.// Октябрь.1991.№ 5.С.182-202. 1У 50. Бердяев Н.А. Духи русской революции./Вехи. Из глубины. М.:Правда.1991.С.250-290. 51. Бердяев Н.А. Душа России./Русская идея. М.:Республика, 1992.С.295-313. 52. Бердяев Н.А. Самопознание. М.:Книга. 1991. 53. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.// Юность. 1989,№ 11.С.80-93. 54. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире.// Новый мир.1990,№ 1.С.207-240. 67. 55. Булгаков С.Н. На пиру богов. Pro и contra Современные диалоги./Вехи. Из глубины.М.:Правда.1991. С.290-354. 56. Гейне Генрих. К истории религии и философии в Германии./ Гейне Генрих.Собр.соч. в 10 т.Т.б.М.: ГИХЛ, 1958.С.13-94. 57. Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды./Сковорода Г.С. Собр.соч. в 2т.Т.2.М.:Мысль.1973.С.370-425. 58. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М.: Московский филиал №17 СП "Интербук". 1991. 59.Переписка В.И.Вернадского и П.А.Флоренского./Новый мир. 1989. № 2.С.194-203. 60. Розанов В.В. Эмбрионы.//Юность. 1990. № 11.С.2-4. 61. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе./Соловьев В.С. Смысл любви.М.:Современник.1991.С.293-428. 62. Соловьев В.С. Три силы./Соловьев В.С. Смысл любви, м.: Современник,1991.С.28-41. 63. Сковорода Г.С. Диалог. Имя ему - потоп Змиин. Беседует Душа и Нетленный Дух./Сковорода Г.С. Собр. соч. в 2 т.Т.2.М.:Мысль.1973.С.145-162. 64. Сковорода Г.С. Начальная дверь к христианскому добронра-вию./Сковорода Г.С. Собр.соч в 2 т.Т.1. М.:Мысль,1973.С.111-145. 65. Сковорода Г.С. Симфония, нареченная книга Асхань, о по-знании самого себя./Сковорода Г.С.Собр.соч. в 2 т.Т.1.М.:Мысль,1973.С.168-186. |
Примечания: |
работа неполностью |