Реальность в поэзии И. Бродского и её интерпретация в критике и литературоведении

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 151  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1. Природные и социальные реалии и их интерпретация в поэзии И. Бродского 1970-х - 80-х годов 34

1.1 Позиция лирического субъекта в художественном мире И. Бродского 34

1.2 Природное пространство в поэзии И. Бродского 57

1.3 Природные состояния как характеристики реальности в поэзии И. Бродского 67

1.4 Социальные реалии и их интерпретации в поэзии И. Бродского 83

Глава 2. Культура и метафизика в поэзии И. Бродского 1970-х - 1980-х годов 105

2.1 Античные мотивы в лирике И. Бродского 110

2.2 Категории времени и пространства 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 143

Введение

Ситуация хронологического (векового и тысячелетнего) порубежья требует пересмотра выработанных прежде понятий, терминологического аппарата, нового подхода к хронологии литературной эпохи ушедшего столетия. Неудовлетворенность существующим явно слышится в работах современных историков литературы. И, в первую очередь, это касается не определенной пока сущности литературы XX века, ее художественной специфики, обусловленной и имманентными закономерностями литературного процесса, и теми социокультурными обстоятельствами, которые определили пути литературного развития. Это проявляется в потребности изменения категорий и понятий, их переоценки и перетолкования, осмысления новых терминов, отражающих измененные реалии литературного процесса. Так, в частности, современный исследователь Л.В. Полякова предлагает расширить рамки уже устоявшегося понятия "серебряного века" русской литературы. С ее точки зрения, "серебряный век" охватывает не рубеж XIX - XX столетий, не завершается в начале 1920-х гг., а охватывает всю литературу XX в., оказываясь противопоставленным русской классической литературе, "золотому веку", который при такой трактовке оказывается не веком лишь Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а завершается творчеством Чехова. Думается, что в таком расширении понятий действительно содержится важная мысль о принципиальной новизне литературно-художественного сознания XX столетия по отношению к русской классической литературе. Кроме того, такое расширенное толкование уже устоявшегося понятия дает возможность подчеркнуть тот принципиальный факт, что художественные открытия рубежа веков вовсе не были забыты после октября 1917 г., а предопределили характер художественного развития русской литературы на протяжении всего XX столетия.

Появление модернистской эстетики было обусловлено новым этапом исторического бытия, в которое вступило человечество на рубеже веков. Суть в том, что не только научное мировоззрение, но и обыденное сознание человека XX столетия отличается от мировоззрения и обыденного сознания, характерного для века предшествующего. "Новейшие открытия в философии, физике (новые концепции времени и пространства, теория относительности Эйнштейна, открытие явления дуализма "волна-частица"), психологии показали, что картина мира выглядит значительно сложнее и вовсе не так прямолинейно-однозначно, как в позитивистском представлении" .

Потребность в новых художественных принципах осмысления действительности обусловила экспансию модернистской эстетики, предлагающей совершенно иные координаты характера и воспринимающей окружающую действительность как фантастическую и алогичную.

Современный период литературного развития часто называют постмодернистским. Отчасти это действительно так. Тексты B. Сорокина или В. Пелевина были бы немыслимы как факт литературного процесса даже в середине 1980-х гг., когда многие из них и создавались. "Читатель, воспитанный на литературной классике и русской литературе XX в., не может воспринять произведения этих авторов иначе как шокирующие, эпатирующие, "нелитературные", т.е. не принадлежащие русской литературе. Во многом, так оно и есть: "Роман" В. Сорокина, блестяще стилизуя художественные реалии русского романа второй половины XIX в., на самом деле аннигилирует классическую реалистическую традицию" .

Но парадокс состоит в том, что именно литературная традиция классической и новой русской литературы оказывается не просто питательной почвой для литературы постмодерна, она становится главным предметом ее изображения. В этом, вероятно, и состоит принципиальное отличие "новейшей" литературы от "новой". Если для "новой", как и для классической, литературы главным предметом изображения была действительность - социально или же метафизически предопределенная, - то для постмодернизма таким предметом художественного изображения становится вся предшествующая литература. Это естественным образом формирует принципиально иные параметры и направления литературного развития.

Но не только постмодернизм определяет облик новейшей литературы. В ней продолжается развитие тенденций, заложенных предшествующим периодом литературного развития. "Задача, которую пришлось решать последнему советскому поколению, была мучительно трудной. Многие писатели, входившие в литературу в 60-е годы, столкнулись с необходимостью вести войну на два фронта. Путь к новой литературе пролегал между "метафизическим" соцреализмом официальной литературы и правдоискательским реализмом "новомирского" толка. Литераторы и того и другого лагеря были либо далеки, либо безразличны, либо враждебны модернистским опытам. Усложненная поэтика только мешала им бороться за широкого читателя. Никакие политические и идеологические перемены не меняли принятый еще в начале 30-х годов курс на экстенсивное развитие советской литературы" .

Только сегодня становится ясным, что любые победы на этом пути были временными. Однако если бестселлеры советской эпохи в большинстве своем умерли вместе с ней, то "интенсивное" литературное хозяйствование принесло более долговечные плоды. Вновь начатый в 1960-е годы процесс литературной модернизации, проходивший под девизом не ЧТО, а КАК, привел к созданию произведений по-настоящему современной русской словесности, способной пережить падение режима, сделавшего всё, чтобы ее, этой словесности, не было.

Список литературы

1. Бродский И.А. Сочинения в 4 тт. [Текст] / Сост. Комаров Г.Ф. - СПб.: Изд-во "Пушкинский фонд", 1992 - 1995.

2. Бродский И.А. Избранные стихотворения: 1957 - 1992 [Текст]. - М., 1994. - 496 с.

3. Бродский И.А. Большая книга интервью [Текст] / Сост. В. Полухина. - М.: Захаров, 2000. - 703 с.

4. Бродский И.А. Набережная неисцелимых: Тринадцать эссе [Текст]. - М., 1992. - 256 с.

5. Бродский И.А. Нет правых и виноватых и никогда не будет: [Беседа с поэтом / Записала Б. Якович] [Текст] // Литературная газета. - 1994. - 12 янв. - № 1 - 2. - С. 5.

6. Бродский И.А. Послесловие [Текст] // Литературная газета. - 1996. - 28 февраля. - № 9. - С. 5.

7. Бродский И. Что до тирании...: Беседа Аманды Айзпуриете с Иосифом Бродским [Текст] // Родник. - 1990. - № 3. - С. 73 - 76.

8. Айзенберг М. Одиссея стихосложения [Текст] // Арион. - 1994. - № 3. - С. 22 - 27.

9. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 - 1980 гг. [Текст]. - Смоленск, 1994. - 301 с.

10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика [Текст]. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 528 с.

11. Баткин Л.М. Парапародия как способ выжить [Текст] // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 19. - С. 39 - 51.

12. Баткин Л.М. Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях Иосифа Бродского [Текст]. - М.: Изд-во РГГУ, 1997. - 333 с.

13. Берг М. Усталый гений [Текст] // Литературная газета. - 1996. - 28 февраля. - № 9. - С. 7.

14. Богданова О.В. Современный литературный процесс. К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70 - 90-х годов XX века [Текст]. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. - 312 с.

15. Вайль П. Иосиф Бродский о скорби и разуме [Текст] // Литературная газета. - 1996. - 17 января. - № 3. - С. 4.

16. Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского [Текст] // Литературное обозрение. - 1990. - № 8. - С. 52 - 68.

17. Ваншенкина Е. Острие: Пространство и время в лирике И. Бродского [Текст] // Литературное обозрение. - 1996. - № 3. - С. 35 - 41.

18. Винокурова И. Иосиф Бродский и русская поэтическая традиция // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба: Итоги трех конференций / Сост. Я.А. Гордин. - СПб.: Журнал "Звезда", 1998. - С. 124 - 128.

19. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским [Текст]. - М.: Изд-во Независимая Газета, 1998. - 328 c.

20. Гаспаров М.Л. Рифма Бродского [Текст] // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. - М.: Новое литературное обозрение, 1995. - С. 83 - 92.

21. Генис А. Бродский в Нью-Йорке [Текст] // Иностранная литература. - 1997. - № 5. - С. 240 - 249.

22. Гордин Я. Дело Бродского [Текст] // Нева. - 1989. - № 2. - С. 134 - 166.

23. Гордин Я. Странник [Текст] // Бродский И. Избранное. - М.: Третья волна, 1993. - С. 5 - 18.

24. Ерофеев В. "Поэта далеко заводит речь..." (Иосиф Бродский: свобода и одиночество) [Текст] // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов: Эссе. - М.: Сов. писатель, 1990. - С. 216 - 231.

25. Журавлев А.П. Звук и смысл [Текст]. - М., 1991. - 274 с.

26. Закон Божий [Текст]. - СПб., 1999. - 723 с.

27. Иванова Н. Вещь и весть: И. Бродский: новые стихи и размышления в прозе [Текст] // Литературная газета. - 1994. - 8 июня. - № 23. - С. 4.

28. Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм [Текст] // Знамя. - 1998. - № 4. - С. 23 - 29.

29. Ильин И.Н. Постмодернизм от истоков до конца столетия [Текст]. - М.: Интрада, 1998. - 462 с.

30. Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба (Итоги трех конференций) [Текст] / Сост. Я.А. Гордин. - СПб.: Журнал "Звезда", 1998. - 320 с.

31. Иосиф Бродский: труды и дни [Текст] / Ред.-сост. П. Вайль, Л. Лосев. - М.: Изд-во Независимая Газета, 1999. - 272 с.

32. Ичин К. Бродский и Овидий [Текст] // Литература "Третьей волны". - Самара, 1997. - С. 176 - 188.

33. Кастеллано Ш. Бабочки у Бродского [Текст] // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба (Итоги трех конференций). - СПб., 1998. - С. 81 - 86.

34. Келебай Е. Поэт в доме ребенка: Пролегомены к философии творчества И. Бродского [Текст]. - М.: Университет, 2000. - 335 с.

35. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения: Для студентов-заочников III - IV курсов факультетов русского языка и литературы педагогических институтов [Текст]. - М.: Просвещение, 1971. - 95 с.

36. Крепc М. О поэзии И. Бродского [Электронный ресурс]. - Ann Arbor, Michigan, 1984. - Режим доступа: http://www.accoona.ru/lib/BRODSKIJ/kreps.php.

37. Куллэ В. Иосиф Бродский: Новая Одиссея [Текст] // Сочинения Иосифа Бродского. - Т. 1. - СПб., 1997. - С. 85 - 99.

38. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции [Текст]. - Ташкент, 1986. - 464 с.

39. Курганов Е. Бродский и искусство элегии [Текст] // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба (итоги трёх конференций). - СПб., 1998. - С. 171 - 182.

40. Курицын В. Бродский [Текст] // Октябрь. - 1997. - № 6. - С. 182 - 187.

41. Курицын В. Книга о постмодернизме [Текст]. - Екатеринбург, 1992. - 429 с.

42. Курицын В. Русский литературный постмодернизм [Текст]. - М.: Объед. гуманитар. изд-во, 2001. - 286 с.

43. Лейдерман Н.Л. Теоретические проблемы изучения русской литературы XX века: Предварительные замечания [Текст] // Русская литература XX века: Направления и течения. - Екатеринбург, 1992. - Вып. 1. - С. 24 - 37.

44. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме [Текст] // Новый мир. - 1993. - № 7. - С. 45 - 59.

45. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы: В 2 т.: Учеб. пос. Т. 2. 1968 - 1990 [Текст]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 688 с.

46. Лекманов О. "Всадница матраса": об одном образе в одном несправедливом стихотворении И. Бродского [Текст] // Иосиф Бродский: стратегии чтения. Материалы Международной научной конференции 2 - 4 сентября 2004 года в Москве. - М.: Изд-во Ипполитова, 2005. - С. 130 - 132.

47. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики [Текст]. - Екатеринбург, 1997. - 286 с.

48. Литературный энциклопедический словарь [Текст]. - М., 1987. - 752 с.

49. Лосев Л. Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 447 с.

50. Лосев Л. Иронический монумент: пьеса Иосифа Бродского "Мрамор" [Текст] // Русская мысль. - 1984. - 14 июня. - С. 10.

51. Лотман М.Ю., Лотман Ю.М. Между вещью и пустотой: (Из наблюдений над поэтикой сборника И. Бродского "Урания") [Текст] // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллин, 1993. - Т. 3. - С. 294 - 307.

52. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры [Текст]. - СПб.: Искусство-СПб, 2002. - 768 с.

53. Лотман Ю.М. Об искусстве [Текст]. - СПб.: Искусство-СПб, 1998. - 704 с.

54. Малышева Г.Н. Поэтический мир Иосифа Бродского [Текст] // Малышева Г.Н. Очерки русской поэзии 1980-х гг. - М., 1993. - С. 63 - 87.

55. Мифологический словарь [Текст]. - М., 1992. - 736 с.

56. Музыкальный энциклопедический словарь [Текст]. - М., 1990. - 672 с.

57. Мышалова Д.В. Очерки по литературе русского зарубежья [Текст]. - Новосибирск: Цэрис; Наука, 1995. - 223с.

58. Найман А. Пространство Урании: 50 лет И. Бродскому [Текст] // Октябрь. - 1990. - № 12. - C. 193 - 198.

59. Немзер А. Несбывшееся. Альтернативы истории в зеркале словесности [Текст] // Новый мир. - 1993. - № 4. - С. 35 - 47.

60. Орлова О.В. Цитата и аллюзия в лексической структуре поэтических текстов И. Бродского [Текст] // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Сер.: Гум. науки (филология). - Томск, 1998. - Вып. 6. - С. 34 - 40.

61. Павлович Н.В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке [Текст]. - М., 1995. - 285 с.

62. Памяти Иосифа Бродского [Текст] // Литературная газета. - 1996. - 2 февраля. - С. 1.

63. Парамонов Б. Певец империи в стране зубных врачей [Текст] // Звезда. - 1995. - № 5. - С. 140.

64. Печенкин А.И. Тайны русского алфавита [Текст]. - М., 1997. - 372 с.

65. Плеханова И.И. Метафизическая мистерия Иосифа Бродского. Под знаком бесконечности: эстетика метафизической свободы против трагической реальности: Ч. 2 [Текст]. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001. - 302 с.

66. Полухина В. Бродский глазами современников [Текст]. - СПб.: Журнал "Звезда", 1997. - 336 с.

67. Полухина В. Exegi monumentum Иосифа Бродского [Текст] // Литературное обозрение. - М., 1999. - № 4. - С. 63 - 69.

68. Полухина В. Миф поэта и поэт мифа [Текст] // Литературное обозрение. - 1996. - № 3. - С. 73 - 89.

69. Полякова Л.В. История русской литературы XX века как эпоха: к методологии оценок [Текст] // Полякова Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи. - Тамбов, 2000. - С. 17 - 59.

70. Поэзия второй половины XX века: Хрестоматия-практикум к курсу "История русской литературы XX века" [Текст] / Сост. Т.Л. Рыбальченко. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. - 378 с.

71. Пятигорский А.М. Некоторые общие замечания относительно рассмотрения текста как разновидности сигнала [Текст] // Структурно-типологические исследования. - М., 1962. - С. 54 - 69.

72. Ранчин А. "На пиру Мнемозины": Интертексты Бродского [Текст]. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 463 с.

73. Ранчин А. "Человек есть испытатель боли": Религиозно-философские мотивы поэзии Бродского и экзистенциализм [Текст] // Октябрь. - 1997. - № 1. - С. 150 - 163.

74. Ранчин А. Философская традиция И. Бродского [Текст] // Литературное обозрение. - 1993. - № 3 - 4. - С. 3 - 12.

75. Расторгуев А. Интуиция абсолюта в поэзии И. Бродского [Текст] // Звезда. - 1993. - № 1. - С. 41 - 52.

76. Рейн Е. Человек в пейзаже [Текст] // Арион. - 1996. - № 3.

77. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике [Текст]. - М., 1995. - 185 с.

78. Руднев В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II [Текст]. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.

79. Сергеева Е.В. "Античная" лексика в поэзии И. Бродского [Текст] // Русская речь. - М., 1998. - № 2 - С. 35 - 41.

80. Скобелева В.П. "Чужое слово" в лирике И. Бродского [Текст] // Литература "Третьей волны". - Самара, 1997. - С. 159 - 176.

81. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература [Текст]. - М.: Наука, 2001. - 607 с.

82. Славецкий В. Вектор эксперимента. О "новой" поэзии [Текст] // Литературное обозрение. - 1989. - № 7. - С. 41 - 57.

83. Солженицын А.И. Иосиф Бродский - избранные стихи [Текст] // Новый мир. - 1999. - № 12. - С. 62 - 79.

84. Степанян Е. Мифотворец Бродский [Текст] // Континент. - 1993. - № 76. - С. 49 - 58.

85. Степанян Е. Реализм как заключительная стадия постмодернизма [Текст] // Знамя. - 1992. - № 9. - С. 28 - 36.

86. Суханов В.А. Оппозиция родственности / чуждости в экзистенциальной модели И. Бродского [Текст] // "Чернеть на белом, покуда белое есть...": Антиномии Иосифа Бродского. - Томск: PaRt.com, 2006. - С. 128 - 160.

87. Тележинский В. [Расторгуев А.]. Новая жизнь, или возвращение к колыбельной [Текст] // Иосиф Бродский размером подлинника. - Таллинн, 1990. - С. 193 - 214.

88. Топоров В.Н. Петербург и "Петербургский текст" русской литературы (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное [Текст]. - М.: Прогресс-Культура, 1995. - С. 259 - 367.

89. Тюкина С. Онтологический каркас поэзии И. Бродского [Текст] // Иосиф Бродский: стратегии чтения // Материалы международной научной конференции 2 - 4 сентября 2004 года в Москве. - М.: Изд-во Ипполитова, 2005. - С. 76 - 90.

90. Уланов А.М. Опыт Одиночества: Иосиф Бродский [Текст] // Литература "Третьей волны". - Самара, 1997. - С. 139 - 147.

91. Уфлянд В. Один из витков истории Питерской культуры [Текст] // Петрополь. - Л., 1991. - Вып. 3. - С. 108 - 115.

92. Фатеева Н.А. Лингвистический анализ художественного текста: Материалы к лекциям [Текст]. - М., 1999.

93. Философский словарь [Текст]. - М., 1987. - 590 с.

94. Фрумкин К. Пространство-время-смерть: метафизика И. Бродского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.countries.ru/library/twenty/brodsky/frumkin.php.

95. Хализев В.Е. Модернизм и традиции классического реализма в русской литературе XX века [Текст] // Филологические науки. - 2004. - № 6. - С. 109 - 117.

96. Хализев В.Е. Теория литературы [Текст]. - М., 1999. - 375 с.

97. Хрестоматия по западно-европейской литературе XVII века [Текст] / Сост. Пуришев Б.И. - М., 1940. - 473 с.

98. "Чернеть на белом, покуда белое есть...": Антиномии Иосифа Бродского. - Томск: PaRt.com, 2006. - 288 с.

99. Шайтанов И. Уравнение с двумя неизвестными [Текст] // Вопросы литературы. - 1998. - № 6. - С. 52 - 64.

100. Шапир М.И. Что такое авангард? [Текст] // Русская альтернативная поэтика. - М., 1990. - С. 120 - 175.

101. Штерн Л. Бродский: Ося, Иосиф, Joseph [Текст]. - М.: Изд-во Независимая Газета, 2001. - 272 с.

102. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст]. - СПб.: Петрополис, 1998. - 432 с.

103. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма [Текст] // Звезда. - 1996. - № 8. - С. 31 - 45.

104. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе [Текст] // Знамя. - 1991. - № 1. - С. 217 - 230.

105. Эпштейн М. Постмодернизм в России [Текст]. - М., 2000. - 397 с.

106. Якимчук Н. "Я работал - я писал стихи": Дело Иосифа Бродского [Текст] // Юность. - 1982. - № 2. - С. 80 - 87.

107. Янгфельдт Б. Свободный человек не винит никого [Текст] // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба (Итоги трех конференций). - СПб., 1998. - С. 90 - 103.

Примечания:

Примечаний нет.