Семейные ценности и адюльтер в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" 2008-61

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 61  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Семейные ценности и адюльтер в романе Г. Флобера "Мадам Бовари" 7

1.1. Конфликт личности и общества в романе 7

1.2. Система образов в романе Г. Флобера "Мадам Бовари" 12

1.3. Система семейных ценностей в романе 18

1.4. Ситуация адюльтера в романе Г. Флобера "Мадам Бовари" 22

Глава 2. Семейные ценности и адюльтер в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" 25

2.1. Религиозный аспект в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" 25

2.2. Система образов в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" 41

2.3. Система семейных ценностей в романе 44

2.4. Ситуация адюльтера в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" 50

Глава 3. "Флоберовское" и "нефлоберовское" ("антифлоберовское") в художественном изображении проблемы адюльтера в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина". 54

Заключение 58

Литература 59

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что тема адюльтера как в европейской, так и в русской литературе Нового времени является достаточно сложной и неоднозначной.

Л. Н. Толстой как одна из самых авторитетных и знаковых фигур русской и мировой культуры требует специального внимания и тщательного изучения именно в указанном аспекте. Выработка полноценной научной концепции истории русской литературы возможна лишь с учетом духовного и собственно писательского опыта Толстого.

Роман "Анна Каренина" (1877) - одна из величайших историй любви в мировой литературе. В нем изображается роман-адюльтер Анны Карениной и графа Алексея Вронского. вплоть до самоубийства Анны, отказывающейся подчиниться лицемерной морали высшего класса.

Во второй половине ХIХ века господствовал сугубо гуманистический подход к изучению русской литературы, в том числе к творчеству Толстого. В результате множились случаи неадекватных интерпретаций религиозно-нравственной проблематики произведений писателя. Ярким примером подобного рода интерпретаций является фундаментальный труд Е. Н. Купреяновой "Эстетика Л. Н. Толстого", где поднимается широкий круг проблем (эстетических, религиозно-этических, источниковедческих и др.). Замечателен настойчивый призыв Купреяновой к отечественным литературоведам - не замалчивать, а тщательно изучать религиозную проблематику художественного наследия писателя, обращать особое внимание на источники его произведений, среди которых есть не только фольклорные, но и церковно-христианские, относящиеся к древнерусской литературе. В самой книге "Эстетика Л. Н. Толстого" указано большое количество таких источников.

Однако, полагая, что к "числу самых слабых сторон противоречий мысли Толстого относится идея нравственного самоусовершенствования", религиозная окраска которой "реакционна", Купреянова оказалась на стороне того подхода, который сама же критиковала. В результате она представила религию Толстого как поэтическую условность реалистического искусства, выражающую протест против богатых, утверждение "правды должного" только лишь как идеальной правды народного предания и только в выработанных этим преданием формах иносказания (притчи, легенды, сказки) и в их религиозной символике. А древнерусские жития, ставшие источником вдохновения Толстого, воспринимались Купреяновой и ее современниками как сухие и бедные в художественном отношении произведения. Таким образом, становится практически неизбежным "обвиняющий" Толстого вывод, который и прозвучал у Купреяновой: "Немотивированность, или недостаточная мотивированность внезапного обращения разбойников в праведников, заставляет признать известное отступление Толстого от реалистических принципов его эстетики..." .

Не менее интересна позиция Флобера в отношении отношений людей. Произведения Флобера с неумолимой последовательностью и художественной силой выражают неприятие писателем мира буржуазной Франции, и в этом он остается верен социальному пафосу романов Стендаля и Бальзака. Но, наблюдая измельчание и вырождение того общества, становление и упрочение которого описали реалисты первой половины XIX века, Флобер в отличие от них оказывается чуждым пафосу утверждения. Все, что он видит вокруг себя, внушает ему мысль о ничтожности, глупости, убожестве мира, где господствует преуспевающий буржуа. Современность мыслится им как конечный этап развития, и неспособность увидеть перспективу становится характерной чертой его концепции исторического процесса. И когда, стремясь спастись от жалкого меркантилизма и бездуховности современного общества, Флобер погружается в прошлое, то и там его обостренная проницательность находит низменные интриги, религиозное изуверство и духовную нищету. Так, отношение к современности окрашивает и его восприятие минувших эпох.

Подобный взгляд на мир - вовсе не результат врожденного скептицизма Флобера, о чем приходится порой читать в работах некоторых французских литературоведов. Это и не романтический бунт художника против "низкой" толпы и вульгарной повседневности. Скепсис, даже мизантропия, не столько индивидуальная черта Флобера, сколько особенность мировоззрения определенной части французской творческой интеллигенции, которая, разуверившись в возможностях буржуазного прогресса, стала отрицать идею общественного прогресса вообще. Скептическое отношение к действительности стало для таких художников единственным "способом существования", позицией, позволявшей духовно выстоять под напором буржуазного бытия.

Работая над романом, Флобер замечал в письмах, что ему приходится писать серым по серому. В самом деле, картина буржуазного мира, нарисованная им, подавляет своей безысходностью: о том, что этот мир находится в руках финансовой аристократии, писал еще Бальзак; о том, что в этом мире нет ничего, способного противостоять буржуазному мышлению, до Флобера не говорил никто. Не менее оригинален подход к изображению, как героев, так и их взаимоотношений, предложенный писателем. "Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем", - писал Флобер о своем романе.

После публикации "Госпожи Бовари" в "Ревю де Пари" в 1856 г. автор и редактор журнала были привлечены властями к судебной ответственности "за оскорбление морали, религии и добрых нравов". Процесс, в котором Флоберу был в конце концов вынесен оправдательный приговор, превратил малоизвестного провинциального писателя в знаменитость. Однако когда "Госпожа Бовари" вышла в 1857 г. отдельной книгой, критики, за редким исключением, встретили роман холодно и не сразу оценили его значение для французской литературы.

Цель работы - охарактеризовать адюльтер в романе (примерно: сопоставить, сравнить, опираясь на проблему адюльтера в романах Л.Н. Толстого "Анна Каренина" и Гюстава Флобера "Мадам Бовари") Л.Н. Толстого "Анна Каренин" и Г. Флобера "Мадам Бовари".

Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены особенности системы семейных ценностей в романе Л.Н. Толстого, проанализировано значение семьи в романе Г. Флобера ""Мадам Бовари", проведен сравнительный анализ значения адюльтера в двух романах.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе рассматриваются образы семьи в романе Л.Н. Толстого, анализируются семейные ценности, рассмотрен адюльтер Анны Карениной.

Вторая глава посвящена описанию семейных отношений в романе Г. Флобера. Проанализированы система образов и адюльтер мадам Бовари.

Третья глава посвящена раскрытию всех сторон отношений и сравнительному анализу адюльтера в романах.

Список литературы

1. Mошин A. H. Ясная Поляна и Васильевка. - СПб., 1904.

2. Аристотель. Поэтика. М., 1957.

3. Бабаев Э.Г. Комментарии: Л.Н. Толстой. Анна Каренина // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1982. Т. 9. - С. 417 - 448.

4. Бернштейн И. А. Творческий путь Марии Пуймановой. - М., 1961.

5. Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 5. М, - Л., 1962.

6. Бочаров С. Г. Л. Н. Толстой и новое понимание человека. "Диалектика души". - В кн.: Литература и новый человек. М., 1963

7. Бурсов Б. И. Л. Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847-1862. М., 1960.

8. Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман. М.-Л., 1963

9. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.

10. Горная В. Из наблюдений над стилем романа "Анна Каренина". (О пушкинских традициях в романе). - В кн.: Толстой-художник. М., 1961, с. 181-206.

11. Григорьев А. Л. Роман "Анна Каренина" за рубежом // Толстой Л. Н. Анна Каренина: Роман в восьми частях / АН СССР; Изд. подгот. В. А. Жданов и Э. Е. Зайденшнур. - М.: Наука, 1970. - С. 856-890.

12. Гудзий Н. К. Лев Толстой. - М., 1960.

13. Гюстав Флобер: из истории реализма во Франции / А. Ф. Иващенко. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1955. - 491 с.

14. Елистратова А. Русские классики в Англии. // Интернациональная литература, 1942, № 11, стр. 119-124.

15. Жданов В. А. Творческач история "Анны Карениной". М., 1957.

16. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991. - 637 с.

17. История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука, 1980.

18. Леонтьев К.Н. О романах гр. Л.Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние. Критический этюд. М., 1911.

19. Лотман Л. М. Реализм русской литературы 80-х годов XIX века. (Истоки и эстетическое своеобразие). Л., 1974

20. Мартьянова С. А. Ценностные аспекты русской классики XIX в. в литературоведении ХХ в. // Наука о литературе в ХХ веке (история, методология, литературный процесс). - М., 2001.

21. Моруа А. Литературные портреты // В кн.: "Собр.соч. в шести томах. Том 6". М., "Пресса", 1992.

22. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. М., 2001.

23. Опулъская Л. Д. Эволюция реализма Л. Толстого. - В кн.: Развитие реализма в русской литературе, т. 3. М., 1974, с. 11-47.

24. Писарев Д.И. Три смерти // Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862. / http://orel.rsl.ru/nettext/russian/pisarev/tri_smerti.php

25. Попов П., Юнович М. Толстой Л. Н. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 11. - М.: Худож. лит., 1939. - Стб. 301-345.

26. Ранчин А. М. Лев Николаевич Толстой. Очерк жизни и творчества. - М., 1992.

27. Ржевская Н. Ф. Гюстав Флобер // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Т. 7. - М.: Наука, 1991. - С. 254 - 264.

28. Руднев В.П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. - М.: Независимая фирма "Класс", 2002. - 272 с.

29. Сахаров В. "Анна Каренина": Борьба любви и нравственности с трагическим исходом / http://archives.narod.ru/AnnaKarenina.php

30. Сахаров В.И. Русская литература XI-XIX вв. 9-10 классы. М., 2006.

31. Сахаров В.И. Русская проза XVIII-XIX веков. Проблемы истории и поэтики. М., 2002.

32. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

33. Тарасов А. Б. Является ли праведницей Анна Каренина? // Литература в школе. - 2001. - № 3. - С. 2?6.

34. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1982.

35. Толстой Л. Н. Дневники 1847 - 1894 гг. // Собрание соч. Т. 19, 1965. - 624 с.

36. Флобер Г. Госпожа Бовари. Воспитание чувств. - М., 2006.

37. Фридлендер Г. М. Пушкин и молодой Толстой // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. - Т. 10. - С. 216-237.

38. Чаликова В. А. Социокультурные утопии ХХ в.: Реф. сб. / ИНИОН. - М., 1985. - Вып. 3. - С. 92-166.

39. Эстетические исследования: методы и критерии. - М., 1996. - 348 c.

Примечания:

Примечаний нет.