Символы в произведениях А.П. Чехова
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 76 |
Формат: doc |
Год: 2010 |
Содержание |
Введение..................................................................................................................3 1. Символ как литературное явление....................................................................7 1.1 Понятие символа....................................................................................7 1.2 Становление понятия "символ"............................................................8 1.3 Концепции символа..............................................................................10 1.4 Изучение символа в творчестве А.П. Чехова.....................................15 2. Символы природы в драматургии А.П. Чехова.............................................18 2.1 Образ-символ птицы в драмах Чехова................................................18 2.2 Образ-символ сада в пьесах Чехова....................................................23 2.3 Символика образов озера и реки в драматургии Чехова..................28 3. Вещественные символы в драмах...................................................................33 3.1 Символы, связанные с образом дома..................................................33 3.2 Символы, не связанные с образом дома.............................................39 4. Географические символы в пьесах Чехова.....................................................48 4.1 Символ Москвы как центральный образ пьесы "Три сестры".........48 4.2 Символика Африки в пьесе "Дядя Ваня"...........................................51 5. Звуковая символика и цветообозначение в драматургии А.П. Чехова........53 5.1 Звуковые символы в драмах Чехова....................................................53 5.2 Символика цвета в пьесах Чехова.......................................................60 Заключение.............................................................................................................66 Список использованной литературы...................................................................70 |
Введение |
Чехов - одно из самых удивительных явлений нашей культуры. Явление Чехова-классика было неожиданным и каким-то, на первый взгляд, на первый взгляд, необычным: во всяком случае, все в нем противоречило всему опыту русской классической литературы. Творчеству Антона Павловича Чехова посвящено множество работ как отечественной, так и западной драматургии. Русское дореволюционное и советское чеховедение накопило большой опыт исследовательской, текстологической и комментаторской работы. Уже в дореволюционные годы появлялись статьи, в которых проза и драматургия Чехова получали глубокое истолкование (статьи М. Горького, В.Г. Короленко, Н.К. Михайловского, Ф.Д. Батюшкова). В советское время развернулась огромная работа по собиранию и публикации литературного наследия А.П. Чехова, по изучению его жизни и творчества. Здесь следует назвать работы С.Д. Балухатого (Вопросы поэтики. - Л., 1990) в которых дано обоснование теоретических подходов к анализу новой психолого-реалистической драмы. Книга Г.П. Бердникова "А.П. Чехов: идейнее и нравственные искания" из серии "Жизнь Замечательных людей" на сегодняшний день считается одной из авторитетнейших биографий Чехова. Кроме того, здесь произведения Чехова раскрываются в контексте общественной жизни 1880-1900 годов. В другой своей книге "Чехов-драматург: традиции и новаторство в драматургии Чехова" Г.П. Бердников сосредотачивает свое внимание на истории становления новаторской драматургии Чехова, а также на важнейших особенностях новаторской драматургической системы Чехова в целом. При этом в книге делается попытка уяснить живую связь драматургии Чехова с традициями русского реалистического театра. Тем самым, главным в работе оказывается вопрос о традиции и новаторстве в чеховском театре и о его месте в истории русской реалистической драматургии, шире - в истории русского реалистического театра. Исследование ведется последовательно хронологически, причем каждая пьеса рассматривается как новый этап в становлении новаторской драматургической системы Чехова в целом. Статьи А.П. Скафтымова "О единстве формы и содержания в "Вишневом саде" Чехова", "К вопросу о принципах построения пьес Чехова" уже стали классическими. Здесь, как и в других своих работах, ученый воссоздает личную творческую правду и духовный, нравственный идеал художника посредством целостной интерпретации художественного произведения. В названных статьях представлен системный анализ сюжетно-композиционных особенностей пьес Чехова. З.С. Паперный в своей книге ""Вопреки всем правилам…": пьесы и водевили Чехова" пишет о невозможности сказать о творчестве Чехова все. В работе советского литературоведа исследована художественная природа пьес и водевилей Чехова в ее связях с современной писателю действительностью. Монографии А.П. Чудакова "Поэтика Чехова" и "Мир Чехова: возникновение и утверждение" явились новым словом в чеховедении. И хотя первая работа была опубликована еще в 1971 году, уже в ней намечается отрыв от традиционных для советского литературоведения формулировок. Разработка новых подходов к творчеству писателя развивается в следующей работе исследователя, в которой системно-синхронический анализ творчества Чехова был продолжен анализом историко-генетическим. В книге В.И. Камянова "Время против безвременья: Чехов и современность" содержит новый подход к анализу творчества русского писателя. Автор предлагает рассмотреть произведения Чехова в неразрывном единстве и, в тоже время, с различных точек зрения: ход времени в рассказах, повестях и пьесах, вопросы религиозной веры в художественном освещении, образ природы как основа гармонии мира. В тоже время Камянов один их первых поставил вопрос о влиянии творчества Чехова на русскую литературу второй половины XX века. Новой страницей в изучении творчества А.П. Чехова стала непериодическая серия научных трудов, издаваемая Чеховской комиссией Совета по истории мировой культуры Российской академии наук "Чеховиана". В них собраны статьи и очерки современных исследователей, раскрывающие ту или иную сторону творчества писателя. В настоящее время регулярно выходят сборники "Чеховский вестник" и "Молодые исследователи Чехова", где публикуются статьи молодых чеховедов. Преимущественно эти исследования каких-либо отдельных аспектов творчества писателя. При этом отдельных работ, посвященных изучению образов-символов в драматургии Чехова нет. В то же время, сейчас в литературоведении большое внимание уделяется изучению не исследованных уровней чеховских произведений. Поэтому мы можем говорить об актуальности данной работы. Целью нашего исследования является изучение образов-символов в драматургии А.П. Чехова (на примере пьес "Иванов" (1889), "Чайка" (1896), "Дядя Ваня" (1896), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1903)), их места и роли в художественной системе произведений. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Определить понятие "символ" и представить его основные концепции; 2. Выявить символы, наиболее характерные для творчества А.П. Чехова; 3. Определить место и роль символов в художественной системе драматургии Чехова. Наиболее подходящим для решения поставленных задач является историко-культурный метод. Данная работа состоит из Введения, шести глав, Заключения и Списка использованной литературы, состоящего из 75 наименований. Первая глава работы "Символ как литературное явление" рассматривает становление символа как литературоведческого, искусствоведческого и философского термина. В этой же главе характеризуются основные подходы к изучению символа в творчестве А.П. Чехова. Вторая глава дипломного проекта посвящена символам природы в драматургии А.П. Чехова и состоит из трех подпунктов. Их выделение связано с основными природными мотивами в пьесах Чехова: образом птицы-чайки, сада и водоема. В третьей главе показана символизация деталей в пьесах Чехова. В четвертой главе рассматриваются географические символы и их место в художественной системе пьес Чехова. Для создания особой атмосферы своих произведений А.П. Чехов прибегает к использованию звуковых и цветовых символов. Их рассмотрению посвящены соответственно пятая и шестая главы. Источником для данной работы послужило Собрание сочинений А.П. Чехова в 12 томах: Чехов, А.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 9: Пьесы 1880-1904 / А.П. Чехов. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - 712 с. |
Список литературы |
1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979 с. - 424 с. 2. Белый, А. Символизм как миропонимание [Текст] / А.Белый. - М.: Республика, 1994. - 528 с. 3. Бердников, Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии Чехова [Текст] / Г.П. Бердников. - Л.-М.: Искусство, 1957. - 246 с. 4. Вахтел, Э. Пародийность "Чайки": символы и ожидания [Текст] / Э. Вахтел. // Вестник Московского государственного университета; Серия 9: Филология. - 2002. - №1. - С. 72-90. 5. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие [Текст] / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев: под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа; издательский центр "Академия", 2004. - 680 с. 6. Волчкевич, М. Как изучать Чехова? Чеховедение в вопросах, восклицаниях, союзах и предлогах… [Текст] / М. Волчкевич. // Молодые исследователи Чехова. 4: Материалы международной научной конференции (Москва, 14-18 мая 2001 г.). - М.: Изд-во МГУ, 2001. - С.4-12. 7. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1968. - 576 с. 8. Генри, П. Чехов и Андрей Белый (эмблиматика, символы, языковое новаторство) [Текст] / П. Генри. // Чеховиана. Чехов и "серебряный сек". - М.: Наука, 1996. - С. 80-90. 9. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 2. [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1969. - 493 с. 10. Головачева, А.Г. "Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть…": Образ-символ в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад" [Текст] / А.Г. Головачева. // Уроки литературы. - 2007. - №10. - С. 1-5. 11. Грачева, И.В. Чехов и художественные искания его эпохи [Текст] / И.В. Грачева. - Рязань: Рязанский гос.пед.ин-т им. С.А.Есенина, 1991. - 88 с. 12. Грачева, И.В. Человек и природа в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад" [Текст] / И.В. Грачева. // Литература в школе. - 2005. - №10. - С. 18-21. 13. Гульченко, В. Сколько чаек в Чеховской "Чайке" [Текст] / В. Гульченко. // Нева. - 2009. - №12. - С. 175-185. 14. Гусарова, К. "Вишневый сад" - образы, символы, персонажи… [Текст] / К. Гусарова. // Литература. - 2002. - №12. - С. 4-5. 15. Добин, Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали [Текст] / Е.С. Добин. - Л.: Советский писатель, 1981. - 432 с. 16. Жирмунский, В.М. Поэтика русской поэзии [Текст] / В.М. Жирмунский. - СПб.: Азбука-классика. - 2001. - 486 с. 17. Ивлева, Т.Г. Автор в драматургии А.П. Чехова [Текст] / Т.Г. Ивлева. - Тверь: Твер.гос.ун-т, 2001. - 131 с. 18. Иезуитова, Л.А. Комедия А.П. Чехова "Чайка" как тип новой драмы [Текст] / Л.А. Иезуитова. // Анализ драматического произведения. - Л.: Издательство ленинградского университета, 1988. - С. 323-347. 19. Камянов, В.И. Время против безвременья: Чехов и современность [Текст] / В.И. Камянов. - М.: Советский писатель, 1989. - 384 с. 20. Катаев, В.Б. Спор о Чехове: конец или начало? [Текст] / В.Б. Катаев. // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. - М.: Наука, 1995. - С. 3-9. 21. Катаев, В.Б. Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова [Текст] / В.Б. Катаев. - 2-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 108 с. 22. Кассирер, Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. Что такое человек? [Текст] / Э. Кассирер // Проблема человека в западной философии: Сб. переводов с англ., нем., франц. [Текст] / Сост. и посл. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1988. - С. 3 - 30. 23. Кошелев, В.А. Мифология "сада" в последней комедии Чехова [Текст] / В.А. Кошелев. // Русская литература. - 2005. - №1. - С. 40-52. 24. Кулешов, В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова: Очерк [Текст] / В.И. Кулешов. - М.: Детская литература, 1982. - 175 с. 25. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК "Интелвак", 2003. - 1600 ст. 26. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с. 27. Лосев, А.Ф. Словарь античной философии: избранные статьи [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Мир идей, 1995. - 232 с. 28. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство [Текст] / А.Ф. Лосев. - 2-е изд., испр. - М.: Искусство, 1995. - 320 с. 29. Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры [Текст] / Ю.М. Лотман. - Таллинн: Александра, 1992. - 480 с. 30. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание. Метафизические размышления о сознании, символике и языке. [Текст] / М.К. Мамардашвили, А.М Пятигорский. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1999. - 224с. 31. Минералова, И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма [Текст] / И.Г. Минералова. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 272 с. 32. Минкин, А. Нежная душа [Текст] / А. Минкин. // Русское искусство. - 2006. - №2. - С. 147-153. 33. Мирский, Д.П. Чехов [Текст] / Д.П. Мирский. // Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года [Текст] / Пер. с англ. Р. Зерновой. - Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. - С. 551-570. 34. Мифы народов мира: В 2 т. - Т. 1: А-К [Текст] / Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - 671 с. 35. Ничипоров, И. А.П. Чехов в оценке русских символистов [Текст] / И. Ничипоров. // Молодые исследователи Чехова. 4: Материалы международной научной конференции (Москва, 14-18 мая 2001 г.). - М.: Изд-во МГУ, 2001.С.40-54. 36. Одесская, М.М. Мотивы, образы, интертекст. "Три сестры": символико-мифологический подтекст [Текст] / М.М. Одесская. // Чеховиана: "Три сестры" - 100 лет. - М.: Наука, 2002. - С. 150-158. 37. Паперный, З.С. "Вопреки всем правилам…": пьесы и водевили Чехова [Текст] / З.С. Паперный. - М.: Искусство, 1982. - 285 с. 38. Паперный, З.С. "Чайка" А.П. Чехова [Текст] / З.С. Паперный. - М.: Художественная литература, 1980. - 160 с. 39. Паперный, З.С. А.П. Чехов: очерк творчества [Текст] / З.С. Паперный. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - 304 с. 40. Подольская, О. "Три сестры". Ключевые темы, образы и мотивы в пьесе А.П. Чехова [Текст] / О. Подольская. // Литература. - 2003. - №16. - С. 9-12. 41. Полоцкая, Э.А. А.П. Чехов: движение художественной мысли [Текст] / Э.А. Полоцкая. - М.: Советский писатель, 1979. - 340 с. 42. Путешествие к Чехову: Повести. Рассказы. Пьесы [Текст] / Вступ. статья, сост. В.Б. Коробова. - М.: Школа-пресс. 1996. - 672 с. 43. Ревякин, А.И. "Вишневый сад" А.П. Чехова: пособие для учителей [Текст] / А.И. Ревякин. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1960. - 256 с. 44. Роскин, А.И. А.П. Чехов [Текст] / А.И. Роскин. - М.: Художественная литература, 1959. - 432 с. 45. Свасьян, К.А. Проблема символа в современной философии: Критика и анализ [Текст] / К.А. Свасьян. - Ереван: Издательство АН АрмССР, 1980. - 226 с. 46. Семанова, М.Л. "Вишневый сад" А.П. Чехова [Текст] / М.Л. Семанова. - Л.: Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР, 1958. - 46 с. 47. Семанова, М.Л. Чехов-художник [Текст] / М.Л. Семанова. - М.: Просвещение, 1976. - 196 с. 48. Сендерович, С. "Вишневый сад" - последняя шутка Чехова [Текст] / С. Сендерович. // Вопросы литературы. - 2007. - №1. - С. 290-317. 49. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. [Текст]/ Э. Сепир. - М.: Прогресс, 1993. - 656 с. 50. Скафтымов, А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках [Текст] / А.П. Скафтымов. - М.: Художественная литература, 1972. - 544 с. 51. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с. 52. Созина, Е.К. Теория символа и практика художественного анализа [Текст]: Учебное пособие по спецкурсу. - Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 1998. - 128 с. 53. Сухих, И.Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова [Текст] / И.Н. Сухих. - Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1987. - 180, с. 54. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс [Текст] / Н.Д. Тамарченко. - М.: РГГУ, 2006. - 212 с. 55. Тиме, Г.А. У истоков новой драматургии в России (1880-1890-е гг.) / Г.А. Тиме. - Л.: Наука, 1991. - 154 с. 56. Тодоров, Ц. Теории символа. Пер. с фр. Б. Нарумова [Текст] / Ц. Тодоров. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - 408 с. 57. Турков А.М. Чехов и его время [Текст] / А.М. Турков. - М.: Geleos, 2003. - 461 с. 58. Фадеева, И.Е. Художественный текст как феномен культуры. Введение в литературоведение [Текст]: учебное пособие / И.Е. Фадеева. - Сыктывкар: Изд-во Коми пед. ин-та, 2006. - 164 с. 59. Фесенко, Э.Я. Теория литературы [Текст]: учебное пособие для вузов / Э.Я. Фесенко. - М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2008. - 780 с. 60. Хайнади, З. Подтекст: "Три сестры" Чехова [Текст] / З. Хайнади. // Литература. - 2004. - №11. - С. 25-28. 61. Хайнади, З. Архетипический топос [Текст] / З. Хайнади. // Литература. - 2004. - №29. - С. 7-13. 62. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст]: Учебник для студентов вузов / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2005. - 405 с. 63. Халфин, Ю. Тайна и гармония священная: О поэтике Чехова [Текст] / Ю. Халфин. // Литература. - 2009. - №3. - С. 30-32. 64. Чехов, А.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 9: Пьесы 1880-1904 [Текст] / А.П. Чехов. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - 712 с. 65. А. П. Чехов: (Проблемы жанра и стиля) [Текст]: Межвуз. сб. науч. тр. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1986. - 119 с. 66. А.П.Чехов: pro et contra: Творчество А.П.Чехова в рус. мысли конца XIX - нач. XX в.: Антология [Текст] / Сост., предисл., общ. ред. Сухих И.Н. - СПб.: РХГИ, 2002. - 1072 с. 67. Чеховиана: Статьи, публикации, эссе. [Текст] / Акад. наук СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. Чехов. комис.; Отв. ред. В.Я. Лакшин. - М.: Наука, 1990. - 276 с. 68. Чеховиана: Чехов в культуре ХХ века. [Текст] / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры. Чехов. комис.; Отв. ред. В.Я. Лакшин. - М.: Наука, 1993. - 286 с. 69. Чеховиана: Мелеховские труды и дни: Статьи, публикации, эссе. [Текст] / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры. Чехов. комис.; Отв. ред. Е.И. Стрельцова. - М.: Наука, 1995. - 392 с. 70. Чеховиана: Чехов и "серебряный век". [Текст] / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры. Чехов. комис.; Отв. ред. А.П. Чудаков. - М.: Наука, 1996. - 319 с. 71. Чеховские чтения в Ялте: Чехов и театр [Текст]. - М.: Книга, 1976. - 216 с. 72. Чудаков, А.П. Поэтика Чехова [Текст] / А.П. Чудаков. - М.: Наука, 1971. - 292 с. 73. Чудаков, А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение [Текст] / А.П. Чудаков. - М.: Советский писатель, 1986. - 354 с. 74. Шалюгин, А.Г. "Угрюмый мост", или быт и бытие дома Прозоровых [Текст] / А.Г. Шалюгин // Чеховиана: "Три сестры" - 100 лет. - М.: Наука, 2002. - С. 174-185. 75. Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов [Текст] / Е.Я. Шейнина. - М. АСТ, 2001. - 591 с. |
Примечания: |
Примечаний нет. |