Тема двойничества в творчестве Ф.М. Достоевского
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 40 |
Формат: doc |
Год: 2007 |
Содержание |
Содержание Содержание 2 Введение 3 Глава 1. Тема двойничества в творчестве Ф.М. Достоевского 6 2. Тема двойничества в романе "Братья Карамазовы" 14 3. Образ Ивана Карамазова 21 4. Образ Федора Карамазова 33 Заключение 37 Список литературы 39 |
Введение |
Введение Феномен двойничества, свойственный ментальности русской культуры изначально, проявляющийся в ее бинарности, более всего обостряется в переломные моменты культурно-исторического развития, что обусловлено общей неустойчивостью, кризисом общественного сознания, мироощущения. Одним из таких переломных моментов развития России является рубеж XIX-XX веков. Вся русская культура этого периода представляет собой в целом грандиозный социокультурный перекресток, даже, точнее сказать, культурно-историческое перепутье. На современном этапе культурно-исторического развития проблема двойничества снова становится актуальной, так как сейчас Россия находится на очередном повороте своего развития, что незамедлительно сказывается на художественном сознании эпохи. Можно сказать, что в современной культуре снова обостряется извечная проблема человека - проблема самоотождествления. Таким образом, исследование феномена двойничества на наш взгляд, является актуальным, так как помогает понять закономерности сегодняшнего культурного сознания. Многие исследователи обращались к изучению феномена двойничества, но делали это чаще всего в контексте творчества того или иного деятеля культуры. Существует исследования теоретического обоснования феномена двойничества. К таким исследованиям относятся работы М.М. Бахтина. Интересна в этом плане работа В.Л. Махлина "К проблеме двойничества (прозаика и поэта)". В.Л. Махлин рассматривает проблему Двойника в двух аспектах: в антропологическом, культурологическом, с одной стороны, и художественной закрепленности в произведении с другой. Опираясь на созданную М.М. Бахтиным концепцию "Другого", В.Л. Махлин утверждает, что феноменологически и антропологически, Двойник это такой "другой", который в то же время и я сам, и наоборот: это такое "я", которое само собой же не совпадает, сталкиваясь в какой-то момент с собой как "другим" вне себя. Двойник это , как правило, узнаваемый образ себя самого, образ, который с собою никогда вполне не совпадает, как личина не совпадает с лицом. К наиболее интересным литературоведческим исследованиям двойничества можно отнести работу П.К. Суздалева, который рассматривает данную проблему на примере творчества Ф.М Достоевского, пытаясь провести сравнительный анализ литературных и художественных произведений. Также большой интерес вызывают работы Ю.В. Манна, С.Г. Бочарова. Ю. Манн в своей работе "Поэтика Достоевского" рассматривает и классифицирует виды и характер произведений, говоря об их своеобразной концепции двоемирия, заимствованной из романтизма, но имеющей свои особенности. О причинах раздвоения сознания самого писателя и его литературных героев пишет А.А. Станюта. Он связыывает появление двойников в творчестве писателя с противоречиями русской действительности XIX в. К этой проблеме обращается И.Д. Ермаков, исследуя феномен двойничества в творчестве Ф.М. Достоевского с точки зрения психоанализа, А.Н. Латынина связывает этот феномен с проблемами экзистенциализма. Об обострении темы двойничества в культуре Серебрянного века говорят такие исследователи, как И.В. Кондаков, Л.К. Долгополов и другие. "Братья Карамазовы" - итоговое произв. Достоевского, в котором гениальное худож. воплощение получили мн. идеи творчества писателя. Знаменательны слова Достоевского в письме от 28 июля 1879 В. Ф. Пуцыковичу: "Никогда ни на какое сочинение мое не смотрел я серьезнее, чем на это". История Карамазовых, как указывал Достоевский,- это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное "изображение нашей совр. действительности, нашей современной интеллигентской России", эпич произв., повествующее о прошедшем ("отцы"), настоящем ("дети") и будущем ("мальчики") России. Органич. сплав "жития" и "романа", философских "поэм" и "поучений", исповедей, идеологических диспутов и судебных речей определил неповторимое жанровое своеобразие "Братьев Карамазовых". Философия и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства", извечная борьба "божьего" и "дьявольского" в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема "отцов и детей" - такова философская и нравственно-психологическая проблематика романа. В "Братьях Карамазовых с исключительной полнотой и художественной силой изображены картины русской жизни 60-70-х гг. и типы русских людей - результат постоянного и интенсивного изучения писателем "текущей действительности", преображенной в духе "фантастического реализма": уголовное преступление связано здесь с великими мировыми "вопросами" и вечными художественно-философскими темами. Еще до завершения публикации роман вызвал множество и критических отзывов. "Роман читают всюду, пишут мне письма, читает молодежь, читают в высшем обществе ... и никогда еще, по произведенному кругом впечатлению, я не имел такого успеха". Цель работы - раскрыть тему двойничества в произведении Достоевского №Братья Карамазовы". Задачи - проанализировать основные особенности двойничества в произведении; Описать двойничество героев романа; Сделать выводы.
Глава 1. Тема двойничества в творчестве Ф.М. Достоевского Одной из основных проблем творчества Федора Михайловича Достоевского является раскрытие им трагизма человеческого существования человека его эпохи. "Человек есть тайна, - писал Достоевский,- я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком". Творческое сознание писателя чутко реагировало на открывающееся ему в той или иной форме разительное несходство между его идеальными представлениями, мечтаниями о предназначении человека на земле и реальным существованием людей в мире. Это несоответствие трагически воспринималось Достоевским. Г. М. Фридлендер, говоря об особенностях эстетики Достоевского, утверждает, что ее неотъемлемый элемент признание писателем своей эпохи эпохой глубочайшей общественной, нравственной и эстетической дисгармонии, всю напряженность и трагический характер которой должны выразить современные искусство и литература. Именно поэтому Достоевский основой своей художественной концепции избрал отдельную личность с ее непримиримым разладом. Дисгармоническая совр |
Список литературы |
Список литературы 1. Достоевский: художник и мыслитель.[Cборник статей]/ Отв. ред. К. Ломунов.- М.: Худож. лит., 1972 2. Егоренкова Г. Поэтика сюжетной ауры в романе "Братья Карамазовы" //Филологические науки, 1971 3. Ермакова М. Место "Легенды о Великом Инквизиторе" в композиции романа "Братья Карамазовы".- В кн.: Проблемы метода, стиля, направления в изучении и преподавании художественной литературы. Материалы докладов научно-теоретической и методической конференции / Под ред. Ревяки- на А.- М.: Изд-во МГУ, 1969 4. Ефимова Н. Мотив библейского Иова в "Братьях Карамазовых" .-В кн.: Достоевский: Материалы и исследования.- Спб.: Наука, Санкт-Петерб. отделение, 1994 5. Жилякова Э. Синтез эпического и драматического начал в творчестве Ф. М. Достоевского.- В кн.: Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза [Cборник статей]/ Под общ. ред. Щенникова Г.- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та , 1991 6. Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия.- В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов.- М.: Книга, 1990 7. Кантор В. Эстетика Достоевского и кризис религиозного сознания в России // Наука и религия, 1971 8. Кантор Р. "Братья Карамазовы" Достоевского.- М.: Худож. лит., 1983 9. Карсавин Л. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви.- В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов.- М.: Книга, 1990 10. Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского.-В кн.: Достоевский: Материалы и исследования.-Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978 11. Кирпотин В. Мир Достоевского. Статьи. Исследования. .- М.: Сов. писатель, 1983 12. Клейман Р. Сквозные мотивы творчества Достоевского.- Кишинев: Штиинца, 1985 13. Кудрявцев Ю. Бунт или религия.(О мировоззрении Ф. М. Достоевского) .- М.: Изд-во МГУ, 1969 14. Кудрявцев Ю. Три круга Достоевского: Событийное. Временное. Вечное - М.: Изд-во МГУ, 1991 15. Куплевацкая Л. Символика хронотопа и духовное движение героев в романе "Братья Карамазовы" .-В кн.: Достоевский: Материалы и исследования.- Спб.: Наука, Санкт-Петерб. отделение, 1992. Т. 10, 16. Латынина А. В поисках жизни духовной //Наука и религия, 1971, №11 , 17. Латынина А. Мир Достоевского // Юность, 1971 18. Левина Л. "Новый Иов" в творчестве Ф.М. Достоевского и в русской культуре XX века.-В кн.: Достоевский: Материалы и исследования.- Спб.: Наука, Санкт-Петерб. отделение, 1994 19. Леонтьев К. О всемирной любви, по -поводу речи Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике.- В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов.- М.: Книга, 1990, 20. Лихачев Д. В поисках выражения реального // Вопросы литературы, 1971 21. Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968 22. Лихачев Д. Летописное время у Достоевского.- В кн.: Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы.- Л.: Наука, Ленингр.отд-ие, 1967 23. Лосски й Н. Бог и мировое зло [Сборник].- М.: Республика, 1994 24. Мень А. Библия и русская литература. // Наука и религия, 1994 25. Мережковский Д. Избранное.- Кишинев: Лит. артистикэ, 1989 26. Мережковский Д. Пророк русской революции.- В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов.- М.: Книга, 1990, с. 86-119. 27. Михнюкевич В. Духовные стихи в системе поэтики Достоевского.-В кн.: Достоевский: Материалы и исследования.- Спб.: Наука, Санкт-Петерб. отделение, 1992 28. Назиров Р. Проблема художественности Достоевского.- В кн.: Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза [Cборник статей]/ Под общ. ред. Щенникова Г.- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та , 1991 29. Одиноков В. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского.- Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ие, 1981 30. Переверзев В. Творчество Достоевского.- В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов.- М.: Книга, 1990 31. Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским.- М.: Сов. писатель, 1990 32. Пономарева Г. Житийный круг Ивана Карамазова.-В кн.: Достоевский: Материалы и исследования.- Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1991. Т. 9, 33. Пруцков Н. Достоевский и христианский социализм.-В кн.: Достоевский: Материалы и исследования.- Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974. Т. 1, |
Примечания: |
работа не полностью |