Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 63  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРИТМИКИ КАК НЕОБХОДИМОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 4

1.1 Характеристика детей с ОНР 4

1.2 Влияние логоритмики на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 11

1.3 Обследование детей с ОНР 16

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛОГОРИТМИКИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР 23

2.1 Применение логоритмических упражнений при коррекции речевых нарушений 23

2.2 Логоритмические игры и упражнения 33

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 37

3.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 37

3.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЯ 53

Введение

В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи. Речевое развитие ребенка тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием. Опираясь на данные исследуемой литературы и проведенных исследований Т.Н. Волковской, Ю.Ш. Фаусек, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и других авторов, мы пришли к выводу, что общее недоразвитие речи важно выявить в дошкольном возрасте, чтобы во время начать коррекционную работу по устранению недостатков речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

В связи с вышесказанным возникает необходимость поиска новых педагогических подходов к повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими ОНР.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию. Эффективность организации занятий с дошкольниками в игровой форме подтверждена многими психолого-педагогическими исследованиями.

Все вышесказанное послужило выбору темы: Логоритмическая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования логоритмической игры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику детей с ОНР.

2 рассмотреть влияние логоритмики на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

3. Описать методы обследования детей с ОНР.

4. Обосновать применение логоритмических упражнений при коррекции речевых нарушений.

5. Рассмотреть логоритмические игры и упражнения.

6. Описать организацию и методика констатирующего эксперимента.

7. Сделать анализ результатов констатирующего эксперимента.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с ОНР. Предмет исследования: логоритмическая игра как эффективный метод развития речи в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что включение логоритмических игр в практику обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволяет повысить уровень развития речи.

Методы исследования:

1) теоретические (анализ литературы по исследуемой проблеме);

2) эмпирические (беседы, занятия, педагогическое наблюдение);

3) экспериментальные (констатирующий эксперимент).

Список литературы

1. Басов М.Я. Движения под музыку // Избранные психологические произведения. М., 1975. С.147-149.

2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. М., 2001.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.

4. Волкова ГА. Логопедическая ритмика. Программы педагогических институтов. М., 1990.

5. Волкова ГА. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). СПб, 1992; 1993.

6. Волкова ГА. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб., 1993.

7. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1991.

9. Драгвоз Л.А. Использование элементов музыкально-ритмического воспитания по системе К. Орфа в процессе занятий по физической культуре // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тез. док. регион. науч.-практ. конф. / Под ред. С.Б. Шармановой. Челябинск, 1999, с. 77-79.

10. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994.

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 2003.

12. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / под ред. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.

13. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.

14. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.

15. Максимова С.Ю., Фомина Н.А. Использование средств ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности в коррекционной работе с дошкольниками, отстающими в психическом развитии // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. / под ред. С.Б. Шармановой. Челябинск, 1999, с. 132-134.

16. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999.

17. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.

18. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на Дону, 2003.

19. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. М., 1979.

20. Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург, 1998.

21. Рождественская В. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М., 1968.

22. Руднева С. Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972.

23. Румянцева Е.Ю. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральным параличом // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. СПб, 1994. с. 52-60.

24. Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1941.

25. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1980.

26. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

27. Селивестров В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда, М., 1997.

28. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М., 2002.

29. Соловьева Л.Т. Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР // Дефектология, №1, 1996.

30. Тугова Н.А. Коррекционно-воспитательные упражнения на музыкально-ритмических занятиях // Преодоление заикания у дошкольников / под ред. Р.Е.Левиной. М., 1975, с. 135-147.

31. Филичева Т. В., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.

32. Филичева Т.Б. Основы логопедии. М., 1989.

33. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ. М., 1959.

34. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды. М., 1989.

Примечания:

Примечаний нет.