Исследование особенностей и предупреждения дислексии и дисграфии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 43  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Содержание

Глава 3. Исследование особенностей и предупреждения дислексии и дисграфии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 2

3.1. Организация и проведение экспериментальной работы 2

3.2. Система занятий по предупреждению дислексии и дисграфии 10

3.3. Анализ эффективности экспериментальной работы (контрольный этап) 24

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Приложение 35

Конспекты занятий 35

Введение

Глава 3. Исследование особенностей и предупреждения дислексии и дисграфии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

3.1. Организация и проведение экспериментальной работы

Цели исследования:

провести диагностику детей для выявления уровня развития звуковой стороны речи;

подобрать материал и провести формирующий (обучающий) этап эксперимента;

провести диагностику детей после обучающей программы и статистическую обработку результатов эксперимента с последующим качественным анализом.

В эксперименте принимало участие 20 детей. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый.

Эксперимент проводился в обеих группах детей в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Было применено три методики для выявления уровня речевого развития.

Констатирующий этап состоит из трех методик для выявления уровня развития звуковой стороны речи старших дошкольников:

1. Различение мягких и твердых согласных, дифференциация шипящих звуков.

2. Темп речи и сила голоса.

3. Интонационная выразительность.

Методика №1 "Различение мягких и твердых согласных, дифференциация шипящих звуков".

Данная методика состоит из трех заданий:

различение звуков Л и Л' ("В названии каких животных слышится звук Л? Звук Л'?");

различение звуков Р и Р' ("В названии каких животных слышится звук Р? Звук Р'?");

дифференциация шипящих звуков ("Назови слова, в которых есть звуки С и Ш; звуки З и Ж").

Обработка результатов:

3 балла - высокий уровень - ребенок различает твердые и мягкие согласные, дифференцирует шипящие звуки, называет более трех слов;

2 балла - средний уровень - ребенок различает твердые и мягкие звуки или дифференцирует шипящие звуки, называет более двух слов;

1 балл - низкий уровень - ребенок не различает твердые и мягкие звуки, не дифференцирует шипящие звуки.

Была проведена диагностика детей по данной методике, и результаты занесены в таблицу 1 и таблицу 2.

Таблица 1

Изучение уровня различения мягких и твердых согласных, дифференциация шипящих звуков детей контрольной группы

№ Имя ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Балл Уровень

1. Вероника С. + + + 3 Высокий

2. Олег В. + + - 2 Средний

3. Ольга К. + + + 3 Высокий

4. Лена С. + - - 1 Низкий

5. Света К. + + - 2 Средний

6. Сергей Н. + - - 1 Низкий

7. Вадим К. - - + 1 Низкий

8. Юля Н. + + + 3 Высокий

9. Ольга С. + - - 1 Низкий

10. Лена Х. + - + 2 Средний

Как видно из таблицы 1, дети контрольной групп

Список литературы

Список использованной литературы

1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - Л, 1976.

2. Безруких М. М, Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. - М.: Новая школа, 1994.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. - 365с.

4. Гопиченко Е.М., Соботович Е.Ф. О механизмах нарушения дифференциации звуков в процессе письма умственно отсталых учащихся / Дефектология // 29 Герценовские чтения. Л., 1976.

5. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. - М., 1989.

6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991.

7. Иванов Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Сб. научн. тр. - Л.: ЛГПИ, 1978.

8. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 160с.

9. Кортнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - 330с.

10. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. - СПб.: Наука, 1994.

11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Медицина, 2000.

12. Левина Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей. - М.: Учпедгиз, 1966.

13. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004.

14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.

15. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издат. Центр "Академия", 1999. - С. 358 - 369.

16. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994.

17. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Просвещение, 1989.

18. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Издат. Центр "Академия", 2000. - 248с.

19. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и методы их устранения. Сб. трудов. - М., 1975.

20. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973.

21. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издат. Центр "Академия", 1999. - С. 223 - 226.

22. Мешкова Л.В. Развитие речи детей. - СПб.: Питер, 2002.

23. Назарова Л. К. О роли речевых кинестезий в письме // Советская педагогика. - 1952. - № 6.

24. Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: ЛГПИ, 1987.

25. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973.

26. Парамонова Л, Г. Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: Дельта, 1997.

27. Парамонова Л. Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001.

28. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

29. Расстройства речи у детей и подростков./ Под ред. С.С.Ляпидевского. - М., 1963.

30. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издат. Центр "Академия", 1999. - С. 319 - 331.

31. Серебрякова Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей - дошкольников с нарушениями речи. //Речевые и нервно - психические расстройства у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1987.

32. Серебрякова Н.В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников со стертой формой дизартрии. / Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей. - Л.: Медицина, 1988.

33. Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма. / Психические и речевые нарушения у детей. - Л.: Наука, 1979.

34. Сохин Ф.А. Психолого - педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого - социального института; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. - 224с.

35. Токарева О. А. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 2. М.: Учпедгиз, 1963.

36. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969.

37. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 56с.

38. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 80с.

39. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44с.

Примечания:

работа не полностью