Организация и формы логопедической работы по обучению связному высказыванию

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 31  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Содержание

Глава 3. Организация и формы логопедической работы по обучению связному высказыванию 2

3.1. Организация и этапы практического исследования 2

3.2. Состояние связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи III уровня 3

3.3. Обоснование и описание методики обучения связного высказывания детей с общим недоразвитием речи III уровня на формирующем этапе исследования 9

3.4. Анализ результатов коррекционной логопедической работы по обучению связному высказыванию 17

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Приложение 1 Перспективное планирование занятий 24

Приложение 2 Резонаторный массаж (Т.Б.Филичева) 25

Приложение 3 Упражнения по развитию кинестетической основы движений рук (Т.Б.Филичева) 26

Приложение 4 Конспекты занятий 28

Введение

Глава 3. Организация и формы логопедической работы по обучению связному высказыванию

3.1. Организация и этапы практического исследования

Обследование связной речи включает: составление рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного опыта; пересказ.

Составлению рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем даётся ребенку небольшой план, по которому он должен составить рассказ.

Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение и за тем, как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).

Навык связного рассказа выявлялся путем пересказа доступного текста сказки, рассказа после чтения их и разбора содержания по вопросам.

В исследовании приняли участие 12 детей подготовительной группы.

Исследование состояло из трех этапов:

1 этап - подбор методик для исследования уровня развития связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня; исследование существующего уровня развития;

2 этап - разработка и проведение серии занятий для развития связного высказывания детей с общим недоразвитием речи III уровня;

3 этап - повторная диагностика по изучению уровня развития связного высказывания после проведения формирующего (обучающего) этапа исследования; анализ результатов; подведение итогов.

3.2. Состояние связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи III уровня

На констатирующем этапе эксперимента было применено три методики для выявления уровня развития связной речи.

Методика 1 - Составление рассказа по картинке (О.С.Ушакова [24]).

Цель: определить уровень развития связной монологической речи.

Материалы: сюжетная картинка с простым, доступным для ребенка сюжетом.

Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.

Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.

Анализ результатов.

Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:

1 балл - ребенок составляет 2 - 3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой (низкий уровень).

2 балла - ребенок составляет рассказ из 4 - 5 предложений, при этом предложения могут отражать события, непосредственно не отраженные на картинке (средний уровень).

Список литературы

Список использованной литературы

1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.

2. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания 6-летних детей с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. 1982, № 5.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336с.

4. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995.

5. Выготский Л.С. Психология.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. - 365с

7. Глухов В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1986, - № 6.

8. Жинкин Н.И. Нарушения речи у дошкольников. - М.: Педагогика, 1972.

9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999.

10. Козырева Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.

11. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.

12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.

13. Лурия А.Р. Письмо и речь. - М.: Академия, 2002. - 352с.

14. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2000.- 248с.

15. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М.: Владос, 1997.

16. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. - М.: Просвещение, 1984. - 240с.

17. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968.

18. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 488с

20. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. - М.: Юнвес, 2000. - 156с.

21. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224с.

22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С.144 - 148.

23. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С.126 - 143.

24. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.

25. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Просвещение, 1974. - Т.1. - 348с.

26. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Школьная Пресса, 2002.

27. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994.

28. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников.- М.: Просвещение, 1961.- 224с.

29. Фролов Е.А. Логопедия. - М.: Просвещение, 1999. - 198с.

30. Хватцев М. Е. Логопедия. - М.: Учпедгиз, 1959.

31. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. - 1986. - № 5.

32. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1958. - 234с.

Примечания:

работа не полностью