СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 53  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.1. Краткий исторический обзор учений о нарушениях чтения 6

1.2. Овладение чтением в онтогенезе 12

1.3. Современное состояние вопроса о нарушениях чтения 15

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ 19

2.1. Виды нарушения чтения, их классификация и пути их преодоления 19

2.2. Обследование состояния овладения чтением у детей младшего школьного возраста 32

2.3. Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования, предполагающей развитие дифференциации и индивидуализации обучения и увеличение удельного веса самообразования школьников. В этих обстоятельствах особенно важно умение правильно использовать чтение как средство получения новых знаний. Между тем известно, что не все дети одинаково овладевают навыком чтения на уровне требований школьной программы и в установленные сроки. По данным НИИ возрастной физиологии РАО до 40% детей заканчивают начальную школу с трудностями обучения.

Наиболее распространёнными являются трудности формирования навыка письма и чтения.

Способность к чтению изучается во многих странах педагогами, лингвистами, дефектологами, психиатрами, невропатологами, нейрофизиологами. Большая работа проводится не только по выявлению причин расстройства чтения, но и по прогнозированию этого нарушения, а также разрабатываются методики его коррекции. Надо отметить, что большая часть исследований направлена на выявление нарушений чтения патологического характера - разного рода дислексии. Немногочисленные публикации, в основном педагогического или нейропсихологического характера, посвящены учащимся общеобразовательных школ, имеющих трудности овладения этим навыком.

Решение проблемы выявления нарушений чтения и поиск причин их возникновения невозможны без учета многокомпонентной природы этого процесса. Одно и то же внешне выраженное нарушение может иметь разные внутренние составляющие и, кроме того, на начальном этапе обучения и соответствующем этапе онтогенеза в функциональной структуре нейрофизиологической системы могут быть еще несформированные звенья. Так, 6-7-летний возраст отмечен как сензитивный период развития зрительной воспринимающей системы, играющей основную роль в зрительном восприятии текста, совершенствование которой продолжается на последующих этапах онтогенеза. Чтение как сознательно организованная целенаправленная деятельность зависит от уровня сформированности программирующего блока мозга - переднеассоциативных областей коры больших полушарий, морфологическое и функциональное созревание которых продолжается до 20-летнего возраста.

Представление о системной организации психических функций позволяет предполагать, что развитие навыка чтения основано на совершенствовании функциональной организации интегративной деятельности мозга, в результате чего и происходят качественные перестройки характеристик навыка чтения: скорости, точности и понимания. Оценивая чтение как результат поэтапно вырабатываемого навыка, в механизмах формирования которого принимают участие различные мозговые структуры, необходимо отметить, что возрастные и индивидуальные особенности мозговой организации определяют способности ребенка к обучению чтению.

Естественно думать, что степень морфофункциональной зрелости мозга на различных этапах развития ребенка найдет свое отражение в специфике организации процесса чтения, ее психо- и электрофизиологических коррелятах. Особенности чтения как сложного познавательного навыка, состоящего из комплекса взаимосвязанных когнитивных процессов, создают определенные трудности в вычленении специфических функциональных систем, обеспечивающих его реализацию. Используя только анализ самого процесса чтения, невозможно разделить зрительное и фонетико-фонематическое восприятие, интеграционные процессы анализа и синтеза графических единиц и их семантического содержания, произвольное внимание и функции планирования, регуляции и контроля собственной деятельностью. Именно поэтому для изучения многокомпонентной функциональной организации мозга в процессе выработки навыка чтения выбран метод электрофизиологического исследования, позволяющий определить взаимосвязанную активность мозговых структур во время чтения у детей. Гетеророхрония и длительность созревания различных психофизиологический функций, участвующих в формировании навыка чтения, определяют необходимость исследования интегративной деятельности мозга в процессе чтения на разных этапах онтогенеза и при различных стадиях формирования этого навыка. Исследования этого плана немногочисленны и противоречивы. Современное состояние проблемы делает актуальным изучение коррекции нарушений чтения в младшем школьном возрасте.

Цель данной работы - рассмотреть возможности коррекции нарушений чтения у младших школьников.

Задачи:

выявить вопросы изучения нарушений чтения у детей;

рассмотреть особенности нарушений чтения;

изучить виды и формы нарушений чтения;

ГЛАВА 1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР, 1950. Вып. 70

2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе.// Международная конференция А.Р. Лурия. - М., 1998. - С. 201-207

3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. - М., 1988. - С. 240

4. Вартапетова Г.М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией // Сибирский учитель. - 2001. - № 3(13). - С.10

5. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. - С.193-199

6. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. - М., 1953. - С.18.

7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М., 2006. - 295с.

8. Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и их связь с успешностью и обучением. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М., 1990. - С. 99-100

9. Иншакова О.Б. Нарушение письма и чтения у учащихся правшей и неправшей. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1995

10. Как рождается проблема дисграфии и дислексии. // Речевой центр: http://www.logopedplus.ru/dyslexia-dysgraphia

11. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320с.

12. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: Гиппократ, 1995. - С.61.

13. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 1997. - С.240

14. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1985. - С.195

15. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М.: Просвещение, 1983. - С.29.

16. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - М., 2000

17. Левина Р.Е. Нарушения чтения и письма у детей. - М.: Учпедгиз, 1951. - С.11

18. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.

19. Логопедия. / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение, 1989. - С.116

20. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680с.

21. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. - М.,1950

22. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и методы их устранения. Сб. трудов. - М., 1975

23. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2003. - С.23.

24. Орлова О. С, Василенко Ю. С., Иванченко Г.Ф., Гончарук. Л.Е. Психотерапевтическая работа в зависимости от степени фиксации на голосовом дефекте // Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса: Методические рекомендации. - М., 1992

25. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. вузов. - М., 2000

26. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973

27. Парамонова Л. Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001

28. Спирова Л.Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р. Б. Левиной. - М.: Просвещение, 1965. - С.59-60.

29. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1969

30. Хватцев М. Е. Логопедия. - М.: Учпедгиз, 1959

31. Чиркина Г. Почему ребенок плохо читает. // Первое сентября. - 2005. - №82

Примечания:

работа не полностью