Профилактика подросткового алкоголизма
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 53 |
Формат: doc |
Год: 2008 |
Содержание |
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА 1.1. Исторические аспекты 1.2. Действие алкоголя на организм 1.3. Стадии формирования алкогольной зависимости 1.4. Особенности подросткового алкоголизма 1.5. Подходы к профилактике и коррекции алкогольной зависимости подростков ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 2.1. Описание выборки 2.2. Описание методов исследования 2.3. Описание результатов исследования 2.4. Описание программы профилактических занятий с подростками экспериментальной группы ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 3 7 7 14 23 25 34 42 42 42 43 45 48 50 54 |
Введение |
Актуальность работы. Подростковый и детский алкоголизм стал серьезной проблемой в наши дни. В силу индивидуально-психологических и физиологических особенностей и психическая, и физическая зависимость от алкоголя у подростка вырабатываются гораздо быстрее. Излечиться от пагубной страсти подростку намного сложнее, чем взрослому, если, конечно, родители не забьют тревогу уже в самом начале заболевания. Злоупотребление алкоголем является одной из актуальных проблем, пришедших к нам из глубокой древности и попавших ныне в России на особенно благоприятную почву для его восприятия и развития. Действительно, широкая реклама и продажа алкогольных напитков на фоне социальной, экономической и психологической напряженности, безработицы, особенно в молодежной среде, неорганизованности досуга и отдыха, неясности перспектив дальнейшей жизни для многих людей, объективно способствуют росту алкоголизации населения. В значительной мере связаны с алкоголизмом несчастные случаи, отравления и травмы. Рост показателей смертности трудоспособного населения оказывает влияние на формирование трудовых ресурсов и увеличение показателя смертности всего населения России. Травмы и отравления, связанные с алкоголизмом (в особенности, с подростковыми и детскими его формами), занимают первое место в структуре смертности трудоспособного населения, и вышли на второе место в структуре причин смертности всего населения России. Они явились причиной смерти в трудоспособном возрасте каждого второго мужчины и каждой третьей женщины. Кроме того, алкоголизм является одним из главных факторов риска возникновения и утяжеления течения других заболеваний и обуславливает смертность от неестественных причин. Больной алкоголизмом наносит непоправимый вред здоровью и жизни, как самому себе, так и близким людям, соприкасающимся с ним в повседневной жизни. Алкогольный образ жизни, как антипод здорового образа жизни, является одним из важнейших факторов, ведущих к преждевременной потере трудоспособности, человека, его социальной значимости и смерти. Это огромное личное и общественное зло, которое изнутри "разъедает" личность, нанося огромный урон обществу. "Национальное бедствие", "коллективное самоубийство нации", "путь к катастрофе человечества" - так оценивают ученые и общественность многих стран растущее злоупотребление спиртными напитками. Такая оценка не преувеличена: за последние 100 лет выявился неуклонный рост употребления алкоголя во всех странах. В США, например, каждый человек в среднем затрачивает на алкогольные напитки почти столько же средств, сколько на образование [3]. В настоящее время, по различным данным, уровень алкоголизации (т.е. хотя бы однократное употребление спиртных напитков) среди подростков и молодежи составляет 80,5% - среди мальчиков и 66% - среди девочек. В 9 классе спиртные напитки употребляют 48% школьников, в 10 классе – 74%, а в 11 классе – 98,4% подростков-мальчиков. Время знакомства с алкоголем для большинства составляет 11-15 лет. Причем «пик» приходится на возраста 13-14 лет [22]. Среди злоупотребляющих алкоголем, т.е. среди пьяниц и алкоголиков - 31,8% впервые начали употреблять алкоголь в возрасте 10 лет; 64,4% - в возрасте от 14 до 15 лет и только 3,8% от 16 до 19 лет. Следовательно, большинство пьяниц и алкоголиков начали пить подростками [11]. Изучение особенностей влияния алкоголя на организм имеет давние научные традиции. Механизм формирования алкогольной зависимости у подростков описан в исследованиях таких авторов как Н.И.Григорьев, А.М.Коровин, В.Ю.Завьялов, И.Г.Ураков, М.С.Попова, О.Л.Романова, Т.И.Петракова, У.Брем, Р.Мос и других. Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Кроме того, раннее употребление алкоголя наносит необратимый вред психическому и физическому здоровью личности, быстрыми темпами формируется алкогольная зависимость. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации. Особое место в снижении подростковой алкоголизации должна занимать профилактика. Профилактические мероприятия должны включать комплекс научно-практических мер, включающих лекционные и тренинговые занятия с подростками, их родителями и учителями. В рамках данной дипломной работы изучалась эффективность подобного курса профилактических занятий с подростками, направленного на профилактику и снижение уровня алкоголизации, формирование отрицательных установок по отношению к алкоголю. Целью работы является изучение эффективности курса занятий, направленного на профилактику и снижение уровня алкоголизации среди подростков, формирование отрицательных установок по отношению к алкоголю. Объект исследования – подростковый алкоголизм. Предмет исследования – система профилактических мер, направленных на снижение уровня алкоголизации среди подростков. Задачи исследования: 1. Изучение теоретических исследований, описывающих факторы подростковой алкоголизации и механизмы формирования алкогольной зависимости. 2. Проведение психодиагностического исследования уровня алкоголизации подростков (анкетирование). 3. Составление и реализация программы профилактических занятий с подростками, родителями и педагогами. 4. Изучение уровня эффективности программы занятий. Гипотезой исследования является предположение о том, что курс профилактических занятий способен оказать продуктивное влияние на формирование системы знаний подростков о негативных последствия алкоголя, на выработку умения противодействовать вовлечению в употребление алкоголя. |
Список литературы |
1. Алкоголизм. Руководство для врачей/Под ред. Г. В. Морозова и. др. - М.: Медицина, 1983. - 432 с. 2. Бодалев А.А. Личность и общение. - В кн.: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. - 272 с. 3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Изд-во Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221 с. 4. Бехтель Э. Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. – М.: Медицина, 1986 – 272 с. 5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978. - 310 с. 6. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. - М.: МГУ, 1974. - 96 с. 7. Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М.: Прогресс, 1984. 8. Вучев В. Мораль и социальная психика. - М.: Прогресс, 1978. - 357 с. 9. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. /Собр. Соч. Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983, т. 3. - 368 с. 10. Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XX вв.) – СПб.: Алетейя, 2000. – 384 с. 11. Жариков Н. М., Морозов Г. В., Хритинин Д. Ф. Судебная психиатрия - М.: ИНФРА-М, 1997. – 425 с. 12. Зейгарник Б.Ф., Братусь Б.С. Очерки по психологии алкогольного развития личности. - М.: МГУ, 1980. - 157 с, 13. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.: Наука, 1980. - 362 с. 14. Каратаева Н.Б., Муратова И.Д., Сидоров П.И. Организация и содержание противоалкогольной работы со школьниками. - М.: ЦНИИ сан. просвещения, 1979 - 22 с. 15. Коробкина З.В. У опасной черты. – М.: Мысль, 1991. – 218 с. 16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с. 17. Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм: социально-гигиенические аспекты. - Изд. 2-е. - М.: Медицина, 1983. -264 с. 18. Лисицын Ю.П., Сидоров П.И. Алкоголизм. Медико-социальные аспекты. – М.: Медицина, 1990. – 528 с. 19. Личко А. Е., Битенский В. С.. Подростковая наркология - Л.: Медицина, 1991 -302 с. 20. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с. 21. Морозов Г.В., Бабаян Э.А., Бобров А.Е. Медицинское освидетельствование установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения. Метод. указания.- М.,1988.- 40с. 22. Морозова М. Нужно вылечить душу. //АиФ в Удмуртии, 18 ноября (№46), 1999 г. 23. Муратова И.Д., Сидоров П. И. Антиалкогольное воспитание в школе. - , Архангельск, 1977. 24. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики /Отв. ред. А.К. Уледов и др. - М.: Мысль, 1979. - 303 с. 25. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. - М.: Наука, 1978. - 240 с. 26. Пашов В.И., Рехлова Г.П. Методические рекомендации в помощь лектору, преподавателю народного университета по проведению антиалкогольной пропаганды среди учащихся общеобразовательных школ. – Красноярск, Изд-во «Красноярский рабочий», 1985. – 76 с. 27. Петрова Е., Петров С. Не пей вина – сойдешь с ума. //ОБЖ, февраль 1997. 28. Принцип развития в психологии/Отв. ред. Л.И.Анциферова. - М.: Наука, 1978. - 368 с. 29. Профилактика рецидивов при алкоголизме и наркоманиях. Сборник научных трудов. – СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1991 - 170 с. 30. Психологические механизмы регуляции социального поведения/Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова, - М.: Наука, 1979. - 333 с. 31. Пятницкая И. Н.. Наркомании. – М.: Медицина, 1994. - 541 с. 32. Рязанцев В.А. Социально-психологические и медицинские проблемы пьянства и алкоголизма. – Киев: Здоровье, 1991. – 136 с. 33. Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям //Вопросы психологии, 1997, №3 34. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. - М.: Наука, 1975. - 175 с. 35. Скворцова Е.С. Методические рекомендации по организации антиалкогольного просвещения в школе. - М.: Б. И., 1978. - 30 с. 36. Софронов А. Г. Избранные вопросы наркологии. – СПб.: ВМА, 1997. – 45 с. 37. Сугоняко А. П. Медико-педагогические приемы антиалкогольного просвещения в работе участкового терапевта. - В кн.: Вопросы первичной и вторичной профилактики хронического алкоголизма/Под ред. Я. П. Гирича, Н. В. Мыльниковой. Красноярск: КГУ, 1984, с. 73-75. 38. Сугоняко А. П. Социально-психологические аспекты борьбы с алкоголизмом. - В кн.: Вопросы гигиенического воспитания. Труды ВНИИ соц. гигиены и организации здравоохр. им. Н. А. Семашко. М.: 1981, с, 111-118. 39. Сугоняко А.П. Некоторые теоретические и практические вопросы качественного улучшения антиалкогольной пропаганды и воспитания. - // Советское здравоохранение, 1980, № 10, с. 31-34. 40. Сугоняко А.П. Системное изучение социально-психологических механизмов формирования алкоголизма. // Психологический журнал, 1985. 41. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М.: Политиздат, 1976. - 216 с. 42. Федоров Ю.М. Социально-психологические механизмы управления нравственным воспитанием. - //В кн.: Научное управление производственными процессами и этико-прикладные исследования. Новосибирск: Наука, 1980, с.114-131. 43. Фридман Л. С., Флеминг Н. Ф., Робертс Д. Г. Наркология. - М.: Бином, 1998. – 317 с. 44. Фурсин И.И. Заметки о природе обрядовой символики. - В кн.: Традиционные я новые обряды в быту народов СССР. М.: Наука, 1981, с. 56-65. 45. Шабанов П. Д Руководство по наркологии. - СПб.: ЛАНЬ, 1999 – 349 с. 46. Шабанов П. Д., Калишевич С. Ю. Биология алкоголизма. - СПб.: ЛАНЬ, 1998 – 271 с. 47. Шилов П. И., Яковлев Т. И. Основы клинической витаминологии. - Изд. 2-е. - Л.: Медицина, 1974. - 343 с. 48. Энтин Г. М. Лечение алкоголизма. – М.: Медицина, 1990. - 415 с. |
Примечания: |
Примечаний нет. |