Психика и болезнь
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 72 |
Формат: doc |
Год: 2008 |
Содержание |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПСИХИКА И БОЛЕЗНЬ: ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ 5 1.1. Специфика психосоматического подхода 5 1.2. Виды и критерии здоровья 19 1.3. Подходы к исследованию психологических факторов, влияющих на здоровье 32 1.4. Роль психосоматических факторов в заболеваниях сердечно-сосудистой системы 36 ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 43 2.1. Описание выборки исследования и методик 43 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68 |
Введение |
ВВЕДЕНИЕ Актуальность и значимость проблемы поддержания психосоматического здоровья личности признавалась обществом во все времена. Здоровье признается как правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Устав ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Многочисленные факты подтверждают тесную взаимосвязь психологического и соматического здоровья человека. Различные искажения в межличностных отношениях тем или иным образом влияют и на общее соматическое самочувствие человека. Психосоматический подход в медицине отсчитывает свою историю с конца XIX—начала XX века. Причем важность учета психических факторов в формировании соматических заболе¬ваний, а также соматических проявлений в клинике психических расстройств уже тогда стала очевидной как для психиатров, так и для терапевтов. В. Ослер, например, обратил внимание на спе¬цифические психологические особенности больных с сердечно¬сосудистыми заболеваниями, а З. Фрейд трактовал самые разнообразные соматические недуги как проявление психического недомогания. В настоящее время психосоматический под¬ход все более и более рассматривается как методологический принцип, позволяющий оценивать и лечить соматическую па¬тологию системно. В частности, Ю.М. Губачев в этой связи указывает на необходимость учитывать все «три круга психосоматики»: во-первых, проблему участия психических факторов в развитии соматических заболеваний; во-вторых, проблему вмешатель¬ства психических факторов в текущее соматическое заболева¬ние пациента; в-третьих, проблему эффективности психокорректирующих мероприятий, используемых в комплексном лече¬нии соматических заболеваний. Значительное число пациентов, обраща¬ющихся за помощью к врачам различных специально¬стей, страдают теми или иными психосоматическими расстройствами. Однако подавляющее большинство этих пациентов так и не получает соответствующей помощи, а врачи общей практики, как правило, недостаточно осведомлены в вопросах дифферен¬циальной диагностики расстройств здоровья с соматически¬ми проявлениями. Таким образом, актуальной проблемой является изучение взаимосвязи психической сферы и здоровья человека. Целью работы является изучение взаимосвязи психики и здоровья личности в рамках психосоматического подхода. Задачи: 1. Теоретический анализ психосоматического подхода в медицине и психологии. 2. Анализ психологической обусловленности сердечных заболеваний (на примере гипертонии) 3. Экспериментальное изучение взаимосвязи психики и здоровья личности. Объект исследования: психосоматическое здоровье личности. Предмет исследования: влияние психологических свойств личности на заболевание гипертонией. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что сдерживание эмоций чаще всего приводит к гипертонии Методики исследования: 1. Диагностика внутриличного конфликта – опросник Фанталовой. 2. Диагностика особенностей локуса контроля личности – Опросник УСК 3. Диагностика личностных особенностей – 16PF Кеттелла. Выборка испытуемых – женщины с хроническими заболеваниями (гипертония).
ГЛАВА 1. ПСИХИКА И БОЛЕЗНЬ: ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ 1.1. Специфика психосоматического подхода Как утверждает Г.С. Абрамова, психосоматическая медицина, или психосоматика — это область междисциплинарных исследований (философии, физиологии, психологии, медицины и дру¬гих наук), направленных на изучение психики и тела — души и тела (греч. psyche — душа; soma — тело), то есть психосоматической проблемы [1]. Задолго до возникновения внимания к этой проблеме в науке она существовала как область обыденной жизни человека или бытовой психологии. Люди обнаружили связь между особенностями строения тела человека и осо¬бенностями его психики и заметили, как самочувствие или душевное состояние человека влияет на его тело. Эту зависимость использовали на практике представители религии, педагогики, медицины. Каждый из них решал свои задачи воздействия на человека, вырабатывал осо¬бую технику влияния на него, например, и в религии, и в педагогике, и в медицине есть такие способы воздействия на тело человека, как позы — для осуществления религи¬озных обрядов; поза во время уроков; повторяющиеся движения, например, в лечебной физкультуре. Наука относительно недавно стала интересоваться этой проблемой, а само понятие «психосоматика» было введено И. Хайротом в 1918 году, а через 10 лет К. Якоби впер¬вые использовал родственное понятие «соматопсихика» [15]. В настоящее время исследователи называют три научных направления, которые способствовали становлению психо¬соматики как науки. Это психоанализ, теория кортико-висцеральной патологии и концепция мобилизации Кеннона. Сюда же надо отнести и теорию Ганса Селье вместе с обширными исследованиями по проблемам стресса. Основной |
Список литературы |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: ЛПА «Кафедра-М», 2002. – с. 123-167 2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. /Пер. с англ. С. Могилевского. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 352 с. 3. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 2006. - с. 12-45 4. Асатиани М. Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. /Под ред. В. Е. Рожнова. - Ташкент, 2005. с. 34-78. 5. Баевский Р.М. Кибернетический анализ процессов управления сердечным ритмом // Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. М.: Медицина, 2006. С. 161–175. 6. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 2004. с. 16. 7. Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. - М., 2007. – 312 с. 8. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – СПб.: Питер, 2007. - 287 с. 9. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. - М.: Медицина, 2001. – 178 с. 10. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 2006. – 345 с. 11. Бодров В. А. Информационный стресс. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с. 12. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. - 376 с. 13. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. - Киев, 2006. – 346 с. 14. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. - М., 2003. – 231 с. 15. Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. //Сб. научных трудов Института им. В. М. Бехтерева. - СПб., 2002. - Т. 121. с. 56-89. 16. Волкова Г. А. Особенности поведения детей с неврозами в конфликтных ситуациях. /Отв. ред. Е. С. Иванов. - СПб., Питер, 2005. – 176 с. 17. Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков. - М., 2001. – 211 с. 18. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. / Под ред. О. В. Кербикова. - М., 2002. – 287 с. 19. Гиляровский В. А. Избранные труды. / Под ред. Г. К. Ушакова. - М., 2003. – с. 76-98. 20. Голдберг Дж. Р. Как жить с эпилепсией. М., 2005. С. 56. 21. Групповая психотерапия при неврозах и психозах. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2005. – с. 87-89. 22. Губачев Ю.М., Каган В.Е., Якубзон A.M. Половой диморфизм переживания болезни при невротических кардиофобиях // Психологический журнал. 2001. № 5. с. 65-67. 23. Деонтология и психосоматика. //Психогигиена и психопрофилактика. /Под ред. В. К. Мягер. - СПб., 2003. – с. 45. 24. Джидарьян И.А. Представления о счастье в русском менталитете // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 22. 25. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. - СПб., 2003. – с. 76. 26. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 2006. – с. 89-101. 27. Изрина С. Н. Организация помощи и первичной профилактики в ситуациях кризиса (обзор зарубежной литературы). //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. / Под ред. В. К. Мягер. - СПб., 2006. – с. 56-78. 28. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. - СПб.: Питер, 2002. – 437 с. 29. Карвасарский Б. Д. Неврозы. - М., 2001. – 320 с. 30. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. - Владивосток, 2002. – 310 с. 31. Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические исследования стресса. /В сб. Психические состояния. /Сост. Л.В.Куликов СПб.: Питер, 2000. - 512 с. 32. Козлов В. П. Профилактика и психотерапия фобических состояний у детей. //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. /Под ред. В. К. Мягер. - СПб., 2006. с. 56-124. 33. Кондаков В.С., Золотухина О.Н. Личность наизнанку. Ижевск: Изд - во УдГУ, 2001. - 322 с. 34. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага, 2003. – с. 90. 35. Кудрявцев Э. А. Судебно-психологическая экспертиза. - М., 2004. – с. 45-98. 36. Курпатов А.В., Аверьянов Г.Г. Психосоматика. Психотерапевтический подход. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 480 с. 37. Курс практической психологии. Учебное пособие. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2005. - 704 с. 38. Лаврова О.В. «Отраженная телесность» как особая ментальная форма тела: психотерапевтический подход. // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 2006. №3. с. 87-102. 39. Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. - СПб., 2006. – 231 с. 40. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. //Вопросы психологии. - 2004. № 6. с. 41-48. 41. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 2002. – 142 с. 42. Липгарт Н. К. Навязчивые состояния при неврозах. - Киев, 2005. – с. 145-165. 43. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. - СПб., 2003. – с. 76.-134. 44. Лэнг Р. Д. Расколотое «Я». - СПб, 2005. – 450 с. 45. Маслоу А. Психология бытия. «Ваклер», 2007. С. 26-33; 44-72. 46. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. - М.: Алетейа, 2003. с. 12-34. 47. Николаева В.В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестник МГУ. Психология. 2006. № 2. с. 87-112. 48. Психические состояния / Под ред. Л.В.Куликова. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с. 49. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия /Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 480 с. 50. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья / Под ред. Р.Калимо, М.А.Эль-Батаи, К.Л.Купера. - Женева: Изд-во ВОЗ, 2006. - 224 с. 51. Ротенберг B.C. Проблемы воспитания в свете психосоматической парадигмы // Вопросы психологии. 2005. № 6. с. 76. 52. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 2003. – с. 103-167. 53. Руководство по телесноориентированной психотерапии. - СПб.: Речь, 2000. с. 15-34. 54. Селье Г. Стресс без болезней. Спб, ТОО «Лейла», 2004. - 384 с. 55. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: СВР - Аргус, 2005. с. 46-49. 56. Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. - Ярославль, 2004. с. 89. 57. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. М.: Тривола. 2004. - 236 с. 58. Тхостов А.Ш. Болезнь как семиотическая система // Вестник МГУ. Психология. 2003. №.4. с. 90-113. 59. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 2002. – с. 76-79. 60. Хэй Л. Исцели свою жизнь, свое тело. Сила внутри нас. Каунас, 2001. С. 10-16. 61. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с. 62. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2007. с. 12-157. 63. Энциклопедия практического самопознания /Сост. А.И.Красило. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1994. – 352 с. |
Примечания: |
Примечаний нет. |