Психика и болезнь

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 72  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПСИХИКА И БОЛЕЗНЬ: ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ 5

1.1. Специфика психосоматического подхода 5

1.2. Виды и критерии здоровья 19

1.3. Подходы к исследованию психологических факторов, влияющих на здоровье 32

1.4. Роль психосоматических факторов в заболеваниях сердечно-сосудистой системы 36

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 43

2.1. Описание выборки исследования и методик 43

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и значимость проблемы поддержания психосоматического здоровья личности признавалась обществом во все времена. Здоровье признается как правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Устав ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Многочисленные факты подтверждают тесную взаимосвязь психологического и соматического здоровья человека. Различные искажения в межличностных отношениях тем или иным образом влияют и на общее соматическое самочувствие человека.

Психосоматический подход в медицине отсчитывает свою историю с конца XIX—начала XX века. Причем важность учета психических факторов в формировании соматических заболе¬ваний, а также соматических проявлений в клинике психических расстройств уже тогда стала очевидной как для психиатров, так и для терапевтов. В. Ослер, например, обратил внимание на спе¬цифические психологические особенности больных с сердечно¬сосудистыми заболеваниями, а З. Фрейд трактовал самые разнообразные соматические недуги как проявление психического недомогания.

В настоящее время психосоматический под¬ход все более и более рассматривается как методологический принцип, позволяющий оценивать и лечить соматическую па¬тологию системно. В частности, Ю.М. Губачев в этой связи указывает на необходимость учитывать все «три круга психосоматики»: во-первых, проблему участия психических факторов в развитии соматических заболеваний; во-вторых, проблему вмешатель¬ства психических факторов в текущее соматическое заболева¬ние пациента; в-третьих, проблему эффективности психокорректирующих мероприятий, используемых в комплексном лече¬нии соматических заболеваний.

Значительное число пациентов, обраща¬ющихся за помощью к врачам различных специально¬стей, страдают теми или иными психосоматическими расстройствами. Однако подавляющее большинство этих пациентов так и не получает соответствующей помощи, а врачи общей практики, как правило, недостаточно осведомлены в вопросах дифферен¬циальной диагностики расстройств здоровья с соматически¬ми проявлениями.

Таким образом, актуальной проблемой является изучение взаимосвязи психической сферы и здоровья человека.

Целью работы является изучение взаимосвязи психики и здоровья личности в рамках психосоматического подхода.

Задачи:

1. Теоретический анализ психосоматического подхода в медицине и психологии.

2. Анализ психологической обусловленности сердечных заболеваний (на примере гипертонии)

3. Экспериментальное изучение взаимосвязи психики и здоровья личности.

Объект исследования: психосоматическое здоровье личности.

Предмет исследования: влияние психологических свойств личности на заболевание гипертонией.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что сдерживание эмоций чаще всего приводит к гипертонии

Методики исследования:

1. Диагностика внутриличного конфликта – опросник Фанталовой.

2. Диагностика особенностей локуса контроля личности – Опросник УСК

3. Диагностика личностных особенностей – 16PF Кеттелла.

Выборка испытуемых – женщины с хроническими заболеваниями (гипертония).

ГЛАВА 1. ПСИХИКА И БОЛЕЗНЬ: ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Специфика психосоматического подхода

Как утверждает Г.С. Абрамова, психосоматическая медицина, или психосоматика — это область междисциплинарных исследований (философии, физиологии, психологии, медицины и дру¬гих наук), направленных на изучение психики и тела — души и тела (греч. psyche — душа; soma — тело), то есть психосоматической проблемы [1].

Задолго до возникновения внимания к этой проблеме в науке она существовала как область обыденной жизни человека или бытовой психологии. Люди обнаружили связь между особенностями строения тела человека и осо¬бенностями его психики и заметили, как самочувствие или душевное состояние человека влияет на его тело. Эту зависимость использовали на практике представители религии, педагогики, медицины. Каждый из них решал свои задачи воздействия на человека, вырабатывал осо¬бую технику влияния на него, например, и в религии, и в педагогике, и в медицине есть такие способы воздействия на тело человека, как позы — для осуществления религи¬озных обрядов; поза во время уроков; повторяющиеся движения, например, в лечебной физкультуре.

Наука относительно недавно стала интересоваться этой проблемой, а само понятие «психосоматика» было введено И. Хайротом в 1918 году, а через 10 лет К. Якоби впер¬вые использовал родственное понятие «соматопсихика» [15].

В настоящее время исследователи называют три научных направления, которые способствовали становлению психо¬соматики как науки. Это психоанализ, теория кортико-висцеральной патологии и концепция мобилизации Кеннона. Сюда же надо отнести и теорию Ганса Селье вместе с обширными исследованиями по проблемам стресса.

Основной

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: ЛПА «Кафедра-М», 2002. – с. 123-167

2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. /Пер. с англ. С. Могилевского. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 352 с.

3. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 2006. - с. 12-45

4. Асатиани М. Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. /Под ред. В. Е. Рожнова. - Ташкент, 2005. с. 34-78.

5. Баевский Р.М. Кибернетический анализ процессов управления сердечным ритмом // Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. М.: Медицина, 2006. С. 161–175.

6. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 2004. с. 16.

7. Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. - М., 2007. – 312 с.

8. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – СПб.: Питер, 2007. - 287 с.

9. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. - М.: Медицина, 2001. – 178 с.

10. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 2006. – 345 с.

11. Бодров В. А. Информационный стресс. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.

12. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. - 376 с.

13. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. - Киев, 2006. – 346 с.

14. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. - М., 2003. – 231 с.

15. Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. //Сб. научных трудов Института им. В. М. Бехтерева. - СПб., 2002. - Т. 121. с. 56-89.

16. Волкова Г. А. Особенности поведения детей с неврозами в конфликтных ситуациях. /Отв. ред. Е. С. Иванов. - СПб., Питер, 2005. – 176 с.

17. Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков. - М., 2001. – 211 с.

18. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. / Под ред. О. В. Кербикова. - М., 2002. – 287 с.

19. Гиляровский В. А. Избранные труды. / Под ред. Г. К. Ушакова. - М., 2003. – с. 76-98.

20. Голдберг Дж. Р. Как жить с эпилепсией. М., 2005. С. 56.

21. Групповая психотерапия при неврозах и психозах. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2005. – с. 87-89.

22. Губачев Ю.М., Каган В.Е., Якубзон A.M. Половой диморфизм переживания болезни при невротических кардиофобиях // Психологический журнал. 2001. № 5. с. 65-67.

23. Деонтология и психосоматика. //Психогигиена и психопрофилактика. /Под ред. В. К. Мягер. - СПб., 2003. – с. 45.

24. Джидарьян И.А. Представления о счастье в русском менталитете // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 22.

25. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. - СПб., 2003. – с. 76.

26. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 2006. – с. 89-101.

27. Изрина С. Н. Организация помощи и первичной профилактики в ситуациях кризиса (обзор зарубежной литературы). //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. / Под ред. В. К. Мягер. - СПб., 2006. – с. 56-78.

28. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. - СПб.: Питер, 2002. – 437 с.

29. Карвасарский Б. Д. Неврозы. - М., 2001. – 320 с.

30. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. - Владивосток, 2002. – 310 с.

31. Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические исследования стресса. /В сб. Психические состояния. /Сост. Л.В.Куликов СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

32. Козлов В. П. Профилактика и психотерапия фобических состояний у детей. //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. /Под ред. В. К. Мягер. - СПб., 2006. с. 56-124.

33. Кондаков В.С., Золотухина О.Н. Личность наизнанку. Ижевск: Изд - во УдГУ, 2001. - 322 с.

34. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага, 2003. – с. 90.

35. Кудрявцев Э. А. Судебно-психологическая экспертиза. - М., 2004. – с. 45-98.

36. Курпатов А.В., Аверьянов Г.Г. Психосоматика. Психотерапевтический подход. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 480 с.

37. Курс практической психологии. Учебное пособие. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2005. - 704 с.

38. Лаврова О.В. «Отраженная телесность» как особая ментальная форма тела: психотерапевтический подход. // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 2006. №3. с. 87-102.

39. Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. - СПб., 2006. – 231 с.

40. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. //Вопросы психологии. - 2004. № 6. с. 41-48.

41. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 2002. – 142 с.

42. Липгарт Н. К. Навязчивые состояния при неврозах. - Киев, 2005. – с. 145-165.

43. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. - СПб., 2003. – с. 76.-134.

44. Лэнг Р. Д. Расколотое «Я». - СПб, 2005. – 450 с.

45. Маслоу А. Психология бытия. «Ваклер», 2007. С. 26-33; 44-72.

46. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. - М.: Алетейа, 2003. с. 12-34.

47. Николаева В.В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестник МГУ. Психология. 2006. № 2. с. 87-112.

48. Психические состояния / Под ред. Л.В.Куликова. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

49. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия /Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 480 с.

50. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья / Под ред. Р.Калимо, М.А.Эль-Батаи, К.Л.Купера. - Женева: Изд-во ВОЗ, 2006. - 224 с.

51. Ротенберг B.C. Проблемы воспитания в свете психосоматической парадигмы // Вопросы психологии. 2005. № 6. с. 76.

52. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 2003. – с. 103-167.

53. Руководство по телесноориентированной психотерапии. - СПб.: Речь, 2000. с. 15-34.

54. Селье Г. Стресс без болезней. Спб, ТОО «Лейла», 2004. - 384 с.

55. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: СВР - Аргус, 2005. с. 46-49.

56. Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. - Ярославль, 2004. с. 89.

57. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. М.: Тривола. 2004. - 236 с.

58. Тхостов А.Ш. Болезнь как семиотическая система // Вестник МГУ. Психология. 2003. №.4. с. 90-113.

59. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 2002. – с. 76-79.

60. Хэй Л. Исцели свою жизнь, свое тело. Сила внутри нас. Каунас, 2001. С. 10-16.

61. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с.

62. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2007. с. 12-157.

63. Энциклопедия практического самопознания /Сост. А.И.Красило. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1994. – 352 с.

Примечания:

Примечаний нет.