Исследование потребности в организационных изменениях на предприятии ГУП "Аэропорт Сочи"

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 105  | Формат: doc  | Год: 2000  |  

Содержание

Введение……………………………………………..…………………………….2

Глава 1. Организационные изменения на предприятии - гибкое реагирование

на динамично меняющиеся рыночные условия…………………………………6

1.1. Теоретические аспекты проблемы организационных изменений…………6

1.1.1. Понятие организационного изменения и его предпосылки. ……………6

1.1.2. Сопротивление организационным изменениям и его причины…………12

1.1.3. Организационное изменение: его этапы и методы……………………….15

1.1.4. Эффективность организационных изменений…………………………….31

1.2. Организационная характеристика предприятия ГУП "Аэропорт Сочи"….39

1.2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………….39

1.2.2. Характеристика организационной структуры и органов управления

предприятия………………………..………………………………………………41

Глава 2. Исследование потребности в организационных изменениях на

предприятии ГУП "Аэропорт Сочи"…………….………..………………………48

2.1. Разработка методики "оценки потребностей и направлений организацион-ных изменений"………………………………………………………………….…48

2.2. Обработка и анализ результатов экспертных оценок……………………….59

2.2.1. Обработка и анализ значимости факторов для предприятия……………..59

2.2.2. Обработка и анализ фактического состояния факторов на предприятии..69

2.2.3. Выявление потребности предприятия в организационных изменениях…80

Глава 3. Разработка общей программы направлений организационных

изменений и прогнозирование возникающих проблем…………………………90

3.1. Разработка общей программы направлений организационных изменений.90

3.2. Прогнозируемые проблемы, связанные с проведением организационных изменений в ГУП "Аэропорт Сочи"…………………………………………..…..95

Заключение………..……………………………………………………………….101

Литература …………………………………………………………………….…..103

Введение

В России произошли коренные изменения практически во всех областях жизни общества и едва ли не самые кардинальные в сфере экономических от-ношений. Переход от планово - централизованной к рыночной экономике в России повлек за собой структурное изменение в экономике: начала формиро-ваться новая банковская двухуровневая система, либерализация внешнеэконо-мической деятельности привела к появлению большого числа крупных и мел-ких экспортеров и импортеров в результате приватизации в частные руки пе-решли не только частные объекты коммерческого хозяйства, но и крупные промышленные предприятия.

Но наряду с позитивными тенденциями проявились и негативные: круп-ные диспропорции в структуре национальной экономике, разрыв прежних хо-зяйственных связей, ликвидация дотаций отдельным отраслям промышленно-сти, сокращение централизованного кредитования, инфляция, проблемы "не-платежей", социальная напряженность, давление быстро расширяющей свои масштабы "теневой" экономике.

В этой обстановке к построению и поведению организаций, ориентиро-ванных на интеграцию в рыночные отношения предъявляются новые требова-ния: предпринимательская активность, переход к различным формам собствен-ности, изменяющиеся функции и методы государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние нарастающих темпов и масштабов революционных изменений в технологической базе произ-водства. Следует также учесть, что тяжелое наследство централизованной ти-пизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвобода всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий и чрезвычайных обстоя-тельств, породило стереотип консервативного мышления и организационной скованности, а это затрудняет как восприятие научных принципов, так и их применение для создания организаций современного типа или приспособления существующих к требованиям времени. Таким образом переход к эффективной организации и управлению, построенным на научных принципах не только не-обходим, не только возможен, но и стал главным условием успешного осуще-ствления экономических реформ. Предприятие же становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и пол-ностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности обязано сформировать у себя такую структуру управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость поло-жения на рынке.

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются ин-тересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инно-вации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требова-ния и неформальные инициативы. У организации есть свой облик, своя культу-ра, свои традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обос-нованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

Разумеется, такой сложный организм, каким является современная орга-низация, не может быть понят только с позиций его формальной структуры и разложения на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражаю-щим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет пове-денческий угол зрения, нацеленный на выявление динамики организации, ста-вящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и к достижению установ-ленных целей. Дополняя друг друга, люди складывают свои способности и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эф-фективности.

Следовательно, основополагающая задача в теории современной органи-зации - изучение влияния индивидуумов и групп людей на функционирование организации и происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.

Исходя из всего вышесказанного можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день, в России в интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптационной способности в удовлетворении потребительского спроса, пре-одоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг предприятия долж-ны целенаправленно проводить организационные изменения. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений. Поэтому, именно эта проблема легла в основу на-учных изысканий данной дипломной работы.

Целью данной дипломной работы, главным образом, будет являться вы-явление необходимости проведения организационных изменений, изучение этой проблемы и предложение основных направлений организационных из-менений на конкретном предприятии.

Главной задачей разработанного проекта является выработка программы проведения организационных изменений при этом учитывая возникающую проблему сопротивления различных иерархических уровней предприятия.

Объектом исследования является государственное унитарное предпри-ятие (ГУП) "Аэропорт Сочи", расположенный в Адлерском районе г. Сочи. Представленная дипломная работа состоит из трех глав (разделов), введения и заключения.

Первая часть первой главы включает теоретический материал, касаю-щийся основных вопросов организационных изменений. Здесь раскрыты поня-тия организационных изменений, сопротивление организационным изменени-ям, рассмотрены предпосылки и условия способствующие организационным изменениям, основные этапы и методы проведения организационных измене-ний, описан вопрос эффективности организационных изменений.

Вторая часть главы один посвящена изучению объекта исследования. Сначала дается краткая общая характеристика предприятия, затем рассматрива-ется организационная структура и органы управления предприятия ГУП "Аэ-ропорт Сочи". Вторая глава данного дипломного проекта посвящена исследо-ванию потребности в организационных изменениях на предприятии ГУП "Аэ-ропорт Сочи". В первом разделе второй главы описано и представлена разрабо-танная методика "Оценка потребностей и направлений организационных изме-нений". Сюда вошли вопросы разработки показателей, выбор экспертов, обра-ботка табличных данных. Второй раздел второй главы посвящен обработке и анализу полученных в ходе опроса экспертных оценок, причем обработка и анализ происходят по различным группам участников, по значимости и факти-ческому состоянию представленных факторов на производстве. Заканчивается этот раздел выявлением потребности и направлений организационных измене-ний направленных на управление людьми и управление производством по раз-личным уровням управления.

Третья глава предлагаемого проекта посвящена разработке общей про-граммы направлений организационных изменений и возникающей при этом проблемы сопротивления различных иерархических уровней. В первом разделе третьей главы разработана и представлена общая программа основных направ-лений организационных изменений. Второй раздел третьей главы рассматрива-ет проблему эффективности организационных изменений с точки зрения оказа-ния сопротивления со стороны различных уровней управления.

В заключении формулируется выводы по результатам выполненного ди-пломного проекта. При написании работы использовалась экономическая лите-ратура отечественных и зарубежных авторов, устав предприятия ГУП "Аэро-порт Сочи", сертификационная документация предприятия.

Список литературы

1. Аккофф Р.Планирование будущего корпорации - М.: Прогресс,1985 - 246 с.

2. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. c англ. - М.: Экономика, 1989 - 536 С.

3. Астахов А.С., Головко И.К. Технология прорыва и школа В.Эрхарда. - М.: 1989 - 268 c.

4. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. c англ. - М.: ЮНИТИ, 1997 - 486 c.

5. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие для учащихся специальных учебных заведений экономического профиля - М.: ИНФРА-М, 1998 -256с.

6. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / Институт международного права и экономики - М.: Триада ЛТД, 1997 - 384 с.

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1998 - 528 с.

8. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1995 - 512 с.

9. Водачек Л., Водочкова О. Стратегия управления инновациями на предпри-ятии. М., 1989 - 432 c.

10.Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента - М.: ИНФРА-М, 1997 - 189 с.

11.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для студентов вузов - 2-е изд.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995 - 480 с.

12.Документация по сертификации ГУП "Аэропорт Сочи".

13.Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. - М.: Техно-логическая школа бизнеса, 1994 - 368 с.

14.Дункан У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Пер. с англ.- М.: "Дело", 1996 - 272 с.

15.Зотов В.В., Ленский Е.В. Задачи и организационные основы менеджмента. - М.:ТОО "Корона принт", 1996 - 456 с.

16.Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие- М.: изд-во МГУ, 1995 - 200 с.

17.Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие - М.: Изд-во МГУ, 1995 - 312 с.

18.Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 1997 - 429 с.

19.Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1998 - 800 с.

20.Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций - М.:

ИНФРА-М, 1999 - 336 с.

21.Самыгин С.И., Л.Д. Столяренко. Менеджмент персонала - Ростов - на - До-ну "Феникс", Москва "Зевс", 1997 - 480 с.

22.Сацков Н.Я. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя - Донецк: Сталкер,1998 - 448 с.

23.Таусенд Р. Секреты управления или как удержать компанию от подавления инициативы людей и снижени прибыли. - М., 1991 - 436 c.

24.Шонесси О.Дж. Принципы организации управления фирмой - М.: Прогресс 1979 - 378 c.

25.Уотерман Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. - М.: Прогресс,1988-248 c.

26.Управление персоналом организации. Учебник./Под ред. А.Я.Кибанова.- М.: Инфра-М 1998 - 512 c.

27.Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. - М.: Изд-во МГУ, 1997 - 480 с.

28.Управление по результатам. Тимо Санталайнен, Эеро Воути, Пертти По-ренне, Йоуко Х. Ниссенен. - М.: Прогресс, Универс, 1993 - 318 с.

29.Устав предприятия ГУП "Аэропорт Сочи".

30.Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов / Финансовая Акаде-мия при Правительстве РФ. - М.: Зерцало, 1998 - 448 c.

31.Уткин Э.А. Профессия - менеджер. - М.: Экономика, 1992 - 174 с.

32.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов - М.: ЗАО "Бизнес-школа", "Интел-Синтез", 1998 - 600 c.

33.Фостер Р. Обновление производства. - М.: Прогресс, 1987 - 424 с.

34.Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента (Управление в системе цивилизованного предпринимательства): Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996 - 224 с.

35.Шахмалов Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. - М.: Наука, 1993 - 546 с.

.

Примечания:

Примечаний нет.