Конкурентоспособность продукции и пути ее повышения

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 89  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Значение конкурентоспособности продукции в рыночных условиях 5

1.1. Необходимость рыночных преобразований в экономике 5

1.2. Анализ экономического положения малого бизнеса в

экономике Республики Беларусь 9

1.3. Конкурентоспособность продукции как средство

экономической стабильности предприятия 16

2. Общая характеристика экономического состояния

ОАО «Жлобинский ремонтно-механический завод» 29

2.1. Особенности ОАО как субъекта хозяйствования 29

2.2. Место предприятия в рыночной обстановке Гомельской области 36

2.3. Анализ производственно-хозяйственного состояния предприятия 40

3. Направления повышения конкурентоспособности продукции на

ОАО «Жлобинский ремонтно-механический завод» 56

3.1. Научно-технический прогресс на предприятии 56

3.2. Социальное развитие коллектива предприятия 57

3.3. Предложения по повышению уровня конкурентоспособности

продукции предприятия 68

Заключение 77

Список использованных источников 80

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методоло-гии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, пси-хологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, озна-чающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потре-бителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эсте-тическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реали-зации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важ-ной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации.

Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потре-бительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за то-варами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о кон-курентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные по-требности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее пол-но соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодно-го сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспо-собность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

Объектом исследования является ОАО «Жлобинский ремонтно-механический завод»

Предметом исследования является конкурентоспособность продукции и пути ее повышения на ОАО «Жлобинский ремонтно-механический завод»

Целью работы является рассмотрение теоретических основ конкуренто-способности и анализ конкурентоспособности продукции предприятия с целью выработки мероприятий по её повышению.

В соответствии с поставленной целью задачами дипломной работы явля-ются:

- определение значения конкурентоспособности продукции в рыночных условиях;

- анализ экономического состояния предприятия;

- разработка направлений повышения конкурентоспособности продукции на предприятии.

В процессе исследования использованы методы сравнительного анализа и системного анализа.

При написании дипломной работы широко использовалась литература и периодические издания маркетингу, стандартизации и управлению качеством, а также практические материалы деятельности ОАО «Жлобинский РМЗ».

1. ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. Необходимость рыночных преобразований в экономике

Научный подход к проблеме конкурентоспособности предполагает адек-ватное теоретико-методологическое ее решение, а именно — выбор приорите-тов, соответствующих национальной политике Беларуси, ее основным ориенти-рам в социально-экономическом развитии. При разработке внешнеэкономиче-ской стратегии и политики страны определяющей должна являться базовая на-циональная стратегия, обращенная к гражданам и предприятиям самой страны. В этой стратегии должны быть сформулированы принципиально важные для субъектов национальной экономики ориентиры деятельности, содержащие не-противоречивый образ будущего хозяйства и социальной сферы страны [8, c.59].

Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, для экономики переходного периода принципиальное значение имеет выбор инсти-туциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, тако-го коренного элемента экономической системы, как институт предпринима-тельства. Признано, что к основным направлениям осуществления государст-венной политики в сфере малого предпринимательства относятся, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфра-структуры поддержки предпринимательства [18].

Национальная конк

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акулич М.В., Грищенко М.Ф. Практикум по маркетингу – Мн.: "ВУЗ-ЮНИТИ", 2000. – 284 с.

2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. посо¬бие. М., 2002. – 390 с.

3. Бадей Г.П. Малый бизнес – инструментарий устойчивого развития // Вестник Могилева, № 54/1327. 15.07.2005

4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред.Багиева Г.Л.-М.: Издательство «Экономика», 2003. - 703 с.

5. Байнев В. Ф. Экономика региона: учеб. пособие для вузов / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих; под общ. ред. С. А. Пелиха. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. — 269 с.

6. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб. 2-е изд., испр. М., 2000. –

212 с.

7. Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций для студ. спец. "Коммерч. деятельность"- Мн.: БГЭУ, 2003. - 103 с.

8. Воронов А. Конкурентоспособность промышленной продукции // Стандарты и качество. - 2003. - N5.-С.59-65.

9. Гилберт А. Маркетинговые исследования – СПб: Издательство «Питер»,2000.- 752с.

10. Говорова, Н. Конкурентоспособность — основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С. 24—29.

11. Дмитракович Ф.А. Конкурентоспособность белорусских предприятий и перспективы сотрудничества с транснациональным капиталом // Белорусская экономика:анализ,прогноз,регулирование. - 2000. - N7.-С.17-25.

12. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес. - Мн.:"Вышэйшая школа", 1997. – 218 с.

13. Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - 6.-С.59-68.

14. Крылович, И. Взвешивая риски // Белорус. рынок. 2003. - № 36.

15. Лапуцкая Т. О состоянии малого предпринимательства в Республике Беларусь // Меркурый. – 2007. – №1. – С.25-29.

16. Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб.пособие. - М.: Дашков и К, 2003. - 293с.

17. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 1999. – 304 с.

18. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Минск: Юнипак, 2004.

19. О развитии малого предпринимательства в 2005 году // Информационный бюллетень Министерства экономики. Пресс-релиз № 150. 19.10.2005 .

20. Пелих С. А. Место и роль малых предприятий в системе общественного производства / С.А. Пелих // Региональная научно-инновационная политика. — Минск,2002.- Ч.1. - С.69-73.

21. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Экон. наука, 2005.

22. Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики. Минск: Амалфея, 2003.

23. Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13.- М.: «Инфра – М», 1999.- 336 с.

24. Суконкина, Е.Б Конкурентоспособность и качество продукции// Веснiк Беларускага дзяржаунага эканамiчнага унiверсiтэта. - 2002. - N5.-С.18-21.

25. Трубилин, А. Конкурентоспособность - главный фактор эффективности производства // АПК: экономика, управление. - 2002. - N12.-С.39-46.

26. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2002. - 886с.

27. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 311с.

28. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика.-528с.

29. Чеглик Л. Конкурентоспособность и условия ее обеспечения // Финансы, учет, аудит. - 2001. - N8.-С.31-34.

30. Экономический механизм развития предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / С.А. Пелих и др. Ч.1, Экономические методы, рычаги и стимулы. — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. — 309 с.

31. Яшева Г. Конкурентоспособность предприятий: методика оценки и результаты // Финансы, учет, аудит. - 2000. - N4.-С.17-21.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Продолжение приложения А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Анкета

Фамилия _______________________________

Имя ___________________________________

Отчество _______________________________

Должность ______________________________

Уважаемый коллега поставьте, пожалуйста, любой знак,

в клеточке напротив выбранного вами ответа. Спасибо!

1. Вы имеете четкое представление о предприятии в целом?

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

2. Вы знаете цель нашей организации

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

3. Вы считаете, что информация о предприятии для вас доступна.

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

4. Сотрудникам вашего структурного подразделения нравится находится в коллективе, участвовать в совместных делах, проводить вместе свободное время.

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

5. Ваша работа негативно влияет на вашу личную жизнь

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

6. Вы считаете, что оплата труда соответствует объему выполняемой работы

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

7. Вы удовлетворены оснащенностью своего рабочего места

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

8. В вашем подразделении существует справедливое распределение благ и льгот

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

9. Вы четко представляете круг своих должностных обязанностей

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

10. Главный принцип работы руководителя нашего предприятия «Хвали при всех, ругай наедине».

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

11. Вы прилагаете все усилия к осуществлению общей цели

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

12. Вы являетесь членом единой команды и с вашим мнением считаются

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

13. Перед вами ставятся конкретные задачи

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

14. Руководитель вашего подразделения предоставляет вам достаточную свободу действий

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

15. Вы замечаете, что существует расхождение между словами руководителя подразделения и его практическими делами

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

16. Вас удовлетворяет существующая система обучения, подготовки и повышения квалификации

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

17. Вы считаете нормальными задержки вне рабочего графика при наличии срочной работы

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

18. В коллективе вашего подразделения достаточно часто возникают конфликты

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

19. Ваша инициатива поощряется

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

20. Для вашего отдела характерны неформальные, доверительные отношения

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

21. Вы имеете полную информацию о событиях, происходящих в организации

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

22. Вы отчетливо представляете свое продвижение по службе

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

23. Вы испытываете потребность в повышении квалификации

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

24. Вас устраивает уровень заработной платы

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

25. Вы полностью реализуете свои возможности

? Согласен

? Не согласен

? Затрудняюсь ответить

РЕФЕРАТ

Дипломная работа: 87 стр., 21 табл., 8 рис., 31 источник, 3 приложения

ИССЛЕДОВАНИЕ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, КАЧЕСТВО,

ЦЕНА, ОЦЕНКА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

Объектом исследования является ОАО «Жлобинский РМЗ»

Предметом исследования является конкурентоспособность производимой продукции ОАО «Жлобинский РМЗ».

В процессе работы использованы методы исследования и анализа.

Целью работы является рассмотрение конкурентоспособности и анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Жлобинский РМЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:

- рассмотрена теория анализа и оценки конкурентоспособности;

- дана характеристика объекта и предмета исследования;

- проведена оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Жлобинский РМЗ»;

- разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности.

Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения дипломной работы могут быть использованы в деятельности ОАО «Жлобинский РМЗ».

Автор работы подтверждает, что произведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

___________________

THE ABSTRACT

Degree work: 87 p., 21 tab., 8 pic., 31 sources, 3 enc.

RESEARCH, COMPETITIVENESS, QUALITY, THE PRICE, ESTIMATION, PERFECTION.

Object of research is Open Society “Zhlobinsky RMZ”.

The object of research is competitiveness of made production of Open Society “Zhlobinsky RMZ”.

During work methods of research and the analysis are used.

The purpose of work is consideration of competitiveness and the analysis of competitiveness of production of Open Society “Zhlobinsky RMZ” with the purpose of development of actions on its increase.

During work are carried out following researches and development:

- the theory of the analysis and an estimation of competitiveness is considered;

- the characteristic of object and an object of research is given;

- the estimation of competitiveness of production of Open Society “Zhlobinsky RMZ” is lead;

- actions on increase of competitiveness are developed.

The economic and social importance of the given work consists that the basic conclusions and offers are proved, have a practical orientation and can be used on Open Society “JRMZ”.

The author of work confirms, that the settlement-analytical material resulted in it correctly and objectively reflects a condition of investigated process, and all borrowed of literary and other sources theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.

_____________________

Примечания:

Примечаний нет.