МВФ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 90  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________з

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА КАПИТАЛОВ_______________________________1

1.1. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ

МИРОВОГО РЫНКА КАПИТАЛА 7

1.2. СТРУКТУРА, СЕГМЕНТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА

КАПИТАЛА 22

ГЛАВА II. СТРАТЕГИЯ МВФ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ__________________38

2.1. ТИТУЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МВФ КАК УЧРЕЖДЕНИЯ

ООН 38

2.2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МВФ 50

ГЛАВА III. РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ_______________________________66

3.1. АЗИАТСКИЙ ВАЛЮТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА

ВЫРАБОТКУ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ МВФ 66

3.2. ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И МВФ 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________96

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________102

Введение

Введение

Актуальность темы исследования. Отличительными чертами современных политических процессов в мире являются, с одной стороны, их обусловленность экономическими взаимоотношениями исторически сложившихся регионов, выра¬батывающих новые линии геополитического поведения и осваивающих опти¬мальные пути развития, а, с другой стороны, - транснационализация мирового экономико-политического пространства с существенной дифференциацией ролей отдельных стран и регионов.

За последние годы десятки стран с общей численностью около 3,5 млрд. че¬ловек приступили к осуществлению радикальных реформ, призванных перевести их экономики на рельсы рыночного развития. Как считает небезызвестный «отец шоковой терапии» Дж. Сакс, все эти реформы преследуют 6 основных целей: 1) включение в открытую международную торговлю; 2) достижение конвертируемо¬сти национальных валют; 3) введение частной собственности как главного меха¬низма обеспечения экономического роста; 4) превращение корпоративной собст¬венности в доминирующую организационную форму крупных предприятий; 5) открытие национального хозяйства для иностранных инвестиций; 6) вступление в ключевые экономические институты мира, включая МВФ, МБРР, ГАТТ (ВТО) и

др.

В связи с рыночной революцией и развалом мировой социалистической системы, исчезновением одной из сверхдержав - СССР и бурным развитием ряда государств Юго-Восточной Азии, прежние геополитические интересы и приори¬теты как экономически ведущих, так и слаборазвитых стран стали подвергаться существенной корректировке, а в некоторых случаях - и полной переориентации. Так, существенно изменились взгляды ведущих мировых держав на страны Юго-Восточной Азии, из поставщиков сырья превратившихся в серьёзных конкурен¬тов на мировом рынке товаров и услуг, а их возросшие потребности в сырье серьезно повысили цены на последние. В связи с бурным прогрессированием подоб¬ных процессов экономически развитые державы, а также новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, с целью закрепить свои экономические и политиче¬ские позиции и завоевать новые, все чаще обращают свой взор на слабо «освоен¬ное» международным капиталом пространство бывшего СССР. Чрезвычайно при¬влекательные своими природными ресурсами, изобилием и дешевизной рабочей силы, вновь возникшие здесь государства, и прежде всего Россия, вынуждены об¬ращаться за помощью к экономически развитым державам. Такое двустороннее стремление к активизации внешних связей носит, разумеется, разные цели, одна¬ко средства сближения обеим сторонам данного глобального процесса представ¬ляются примерно одинаковыми. К ним относятся международные инвестиции, привлечение которых в экономику любой страны необходимо, но носит не всегда однозначно положительный или отрицательный характер.

Если в странах с развитой экономикой многие вопросы привлечения ино¬странных инвестиций представляются уже решенными и даже банальными, то в современной России, в силу отсутствия соответствующего опыта и научной про¬работки указанной проблематики, процесс движения международных инвестиций и его последствия являются темой абсолютно новой и слабо освоенной.

Но и в тех немногочисленных научных публикациях, появившихся в на¬стоящее время в РФ, почему-то опускаются два характерных момента из деятель¬ности МВФ и МБРР, замеченные и зафиксированные западной литературой. В первом случае речь идёт о политике «двойных стандартов», которые С. Хантингтон считает «ценой универсалистских претензий Запада» (демократия поощряет¬ся, но не в тех случаях когда приводит к власти нелояльные режимы; свободная торговля защищается до того момента, как дело доходит до сельскохозяйственной продукции; гражданские права являются проблемой в отношениях с Китаем, но не с Саудовской Аравией и т.д.). Второй же касается того очевидного факта, что «неполитичность» деятельности МВФ и МБРР в действительности прикрывает приоритет «реальной политики», трассирующей становление глобальной «реалэкономики», финансовым центром которой является МВФ и МБРР.

В настоящее время в России не выработано единого, проверенного и объек¬тивного взгляда на международное инвестирование, приоритетные цели его при¬ложения для инвестирующих и принимающих капитал стран и т.д. Иными слова¬ми, нет пока проверенных практикой взглядов и оценок деятельности междуна¬родных инвесторов, не говоря уже о каких-либо научно обоснованных рекомен¬дациях, касающихся привлечения и использования международных капиталов в России. Тем не менее, за последнее десятилетие сначала СССР, а затем и Россия активно привлекали международные капиталы в свою экономику, полагаясь глав¬ным образом на советы инвесторов в лице МВФ (Международного Валютного Фонда), МБРР (Международного банка реконструкции и развития), ЕБРР (Евро¬пейского банка реконструкции и развития) и многих других международных кре-дитно-финансовых организаций, в результате чего кризис в экономике не был преодолен, но серьёзно вырос внешний долг, возник целый ряд нетрадиционных для России проблем.

В классификации МВФ Россия находится в разряде стран системной транс¬формации. Этот термин используется специально для описания процессов преоб¬разований, происходящих в пост социалистических странах Восточной Европы и СНГ. Под системной трансформацией понимается пакет реформ, направленных на переход к рыночному хозяйствованию и демократическому функционирова¬нию государства в целом. Фонд занимается в основном первой частью этого паке¬та, впрочем, его реализация невозможна без того или иного влияния на политиче¬скую сферу жизни общества. Итак, МВФ интересует в первую очередь: экономи¬ческая либерализация (цены на сырьевые товары, процентные ставки, обменный курс); реорганизация и приватизация государственных предприятий; стабилиза¬ция основных макроэкономических показателей; реструктурирование институтов государства в соответствии с новой ситуацией. Исходя из этой классификации, можно констатировать, что к России применяются стандарты, несколько отли¬чающиеся от тех, что использовались по отношению к развивающимся странам.

Проблематика, связанная с взаимодействием России и таких международ¬ных инвесторов как МВФ и МБРР актуальна и важна ещё и потому, что в ней на¬ходят своё отражение важнейшие стороны жизни реформируемой России, а также особенности включения России в глобальную экономику, поможет скорректиро¬вать существующие представления о путях включения России в глобальную эко¬номику.

Целью работы является выработка концепции привлечения и использования международных инвестиций, отвечающей интересам политического и экономиче¬ского развития страны на принципах взаимовыгодности, обеспечивающей её не¬зависимое существование и безопасность.

Данные цели определили и задачи исследования:

• обозначить основные политические цели создания МВФ и МБРР, опреде¬лить как титульные, так и реальные принципы их функционирования;

• выделить новые тенденции в международном инвестировании;

• показать современные инвестиционные приоритеты МВФ и МБРР;

• изучить приемлемые для России способы использования иностранных инвестиций;

• рассмотреть практику деятельности международных инвесторов в Рос¬сии;

• обосновать концепцию эффективного и выгодного для России использо¬вания импортируемого капитала.

Список литературы

Список литературы

1. Абалкин Л.И. Еще раз о бегстве капитала из России. // Деньги и кредит, 2000, №2

2. Американская атака. Разрушительная деятельность МВФ в мире и в России. // За возрождение российских регионов, 1997.

3. Афанасенков И.Н. А.. Иностранные инвестиции и вопросы СРП // Нефть, газ и право, 2001. №4.

4. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. - СПб., Питер, 2001

5. Банковское дело. Учебник. / Под ред. Лаврушина О. - М., 2000.

6. Банковское дело: стратегическое руководство. / Под ред. Платонова В. - М., 2001

7. Баранов Е.П. Мир на пороге XXI века. - М., 1998.

8. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. - М., 2000.

9. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности пред¬приятий. - М.,2000

10. Ю.Быкова Н.И. Роль банковской системы в повышении инвестиционной активно¬сти.-СПб. 1999

11. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. - М., 2001.

12. Евдокимов А.И. Россия в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений. - М., 1999.

13. Ерофеев А., Марковская В. Динамика иностранных инвестиций в России в 1994-1997 гг. // Инвестиции в России, 1998, № 7.

14. Н.Жуков Е.Ф. Банковское законодательство. Учебное пособие. - М., 2001

15. Колесов В. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран - М., 2000.

16. Костюнина Г.М., Литвинцев Н.Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. - М., 2001

17. Красавина Л. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. - М., ФиС. 2000

18. Круглов В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений - М., ИНФРА, 2000.

19. Крутик А.Б. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. - М., 2000.

20. Крылов В.К. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной дея¬тельности предприятий. - СПб., Питер, 2001.

21. Крысько В.И. Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику. - М., 2000.

22. Лутц Крушвиц. Инвестиционные расчеты. - СПб., Питер, 2001

23. Малышев Ю., Ольнев А. Виды финансирования инвестиционных проектов // Инвестиции в России. 2000, .№3.

24. Пескова И.Я. Международные валютно-кредитные отношения. - М., 1995.

25. Петраков Н. Макроэкономическое регулирование рынка в России: промежу¬точные итоги и новые возможности. // Экономические реформы в России и других странах с переходной экономикой: проблемы и перспективы. - М., 1998

26. Пещанская Н.И. Организация деятельности коммерческого банка. Учебноепос.-М.,2001.

27. Пичугин Б.М. Внешний долг России и проблемы его урегулирования. - М., 2001.

28. Разумовский В. Инвестиционные процессы. // Международная жизнь, 2000, №3.

29. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов - М.: Финансы, ЮИИТИ, 1999

30. Сергеев И. Организация и финансирование инвестиций. Учебное пособие.- М., 2001

31. Сравнительный анализ социально-экономического и демографического разви¬тия стран мира и России для оценки условий инвестирования. - М., 1999

32. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. - М., ИНФРА-М, 2000

33. Щербаков А. Финансирование проектов; технология работы с банком // Инве¬стиции в России. 2000 №10.

Примечания:

Примечаний нет.