Россия в Шанхайской Организации Сотрудничества
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 85 |
Формат: doc |
Год: 2006 |
Введение 3 Глава 1. От “Шанхайской пятерки” к Шанхайской Организации Сотрудничества 7 1.1. Зарождение “Шанхайской пятерки”. Преобразование “Шанхайской пятерки” в ШОС 7 1.2. Структура ШОС 19 1.3. Членство, расширение состава участников 30 1.4. Внешние контакты организации. Страны-наблюдатели 33 1.5. ШОС- мощный геополитический альянс в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 34 Глава 2. Роль и место России в Шанхайской Организации Сотрудничества 36 2.1. Вопросы политического сотрудничества 36 2.1.1. Программа сокращения вооруженных сил 36 2.1.2. Вывод военных баз США из Киргизии, Узбекистана 37 2.1.3. Расширение РАТС в рамках конвенции ШОС 41 2.2. Экономическая составляющая участия России в ШОС 46 2.2.1. Параллельное участие России в проектах ЦАРЭК (Центрально-Азиатское Региональное Экономическое Сотрудничество), АДСЕ “ЕврАзЭс” (Ассоциация деловой совет ЕврАзЭс) 46 2.2.2. Сотрудничество с организациями АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), АТЭС (Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества) 56 Глава 3. Перспективные проекты ШОС 66 3.1. Программа восстановления “Шелковый путь” 66 3.2. Контактная группа ШОС-Афганистан 67 3.3. Перспектива вступления в ШОС Индии и Пакистана 70 3.4. Разработка нефтегазовых месторождений в Центральной Азии 73 Заключение 77 Библиография 83 Список литературы 85 Введение Актуальность выбранной темы определяется тем, что на рубеже XXI в. произошел резкий рост внимания к Центральной Азии. Практически одновременно с началом второй чеченской кампании Россия осознала, что наряду с кавказским фронтом борьбы с исламистским радикализмом у нее появился новый, центральноазиатский. США после 11 сентября 2001 г. нанесли ответный удар по «аль-Каиде» и ее укрывателям — та¬либскому режиму в Афганистане. Обеспокоился и Китай. Для Пекина «прорыв» исламистов в Центральной Азии угрожает активизацией сепаратистов в приграничном Синьцзян-Уйгурском автономном районе, т. е. создает прямую угрозу террито¬риальной целостности Китая. В итоге США — как лидер антитеррористической коалиции, Россия и Китай — как крупнейшие соседи оказались непосредственно вовлеченными в ситуацию в регионе, который еще недавно считался «сонной глубинкой». Источниками написания дипломной работы послужили фундаментальные научные исследования, статьи и монографии ведущих Российских и зарубежных экспертов в данной проблеме, такие, как Баграмов Э., Бажанов Е.П., Бжезинский Збигнев, Бузуртанова Ф.А., Квятовский О, Куртов А, Лузянин С., Малашенко А. Интересы и политика России и США в Центральной Азии являются предметом широкой дискуссии как в своих странах, так и за их пределами. Гораздо меньше работ, посвященных региональной стратегии Китая, тем более написанных китайскими специалистами. Между тем Центральная Азия стала первым регионом, в котором Пекин обозначил цель закрепления и нара¬щивания своего политического и экономического присутствия. Именно на этом направлении Китай впервые с XIX в. вышел за пределы своих границ и добился признания в качестве регионального игрока. Шанхайская организация сотрудничества означает именно это: Китай в Центральной Азии. Важно отметить при этом, что интересам Китая — точно так же, как интересам Аме¬рики и России, — соответствуют политическая стабильность, экономическое и социальное развитие стран региона и надежная изоляция экстремистских сил. Наряду с этим Китай преследует и специфические национальные интересы. Шанхайская организация сотрудничества является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм "Шанхайской пятерки". К основным целям Шанхайской организации сотрудничества относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка. В отношениях внутри организации, исходя из "Шанхайского духа" государства-члены ШОС придерживаются принципов взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа несоюзничества, не направленности против кого-либо и открытости. Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов. Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации. Совет глав правительств государств-членов ШОС собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации. Помимо заседании Совета глав государств и правительств действует также механизм ежегодных встреч на уровне министров иностранных дел, экономики, транспорта, культуры, обороны, безопасности, генеральных прокуроров, а также руководителей погранведомств и министерств чрезвычайных ситуаций. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС. Шанхайская организация сотрудничества имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине, Региональную антитеррористическую структуру в Ташкенте. Исполнительный секретарь и Директор исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года. Общая площадь государств-членов ШОС равняется около 30 млн.189 тыс.кв.км., что составляет 3/5 площади Евразии, а население - 1.4 млрд.455 млн. человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара. Борьба с терроризмом и вопросы безопасности, по мнению президента РФ В.В. Путина, «должны оставаться одними из основных в Шанхайской организации сотрудничества». Антитеррористический акцент в деятельности ШОС настолько очевиден, что накладываясь на специфическую ситуацию, сложившуюся в регионе после терактов 11 сентября, афганской и иракской кампаний, он позволяет некоторым исследователям увидеть антиамериканскую направленность Организации и называть ее блоком «анти-НАТО». Цель дипломной работы- рассмотрение места и роли России в Шанхайской Организации Сотрудничества. Задачами данной работы являются, во-первых, характеристика Шанхайской Организации Сотрудничества, во-вторых, анализ роли и места России в Шанхайской Организации Сотрудничества, наконец, в-третьих, анализ перспективных проектов ШОС. Библиография 1. Бишкекский меморандум о сотрудничестве и взаимодействии правоохранительных органов и спецслужб Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан – государств – участников “Шанхайской пятерки” 2. Бишкекская декларация глав государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан 3. Выступление заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Г.А. Сафонова на российско-американском семинаре “Терроризм в высокотехнологичном обществе: правовые основы и современные методы предотвращения и противодействия террористической деятельности”. 4. Выступление Министра иностранных дел России И.С. Иванова на встрече в расширенном составе министров иностранных дел государств – участников Шанхайской организации сотрудничества. 5. Выступление Президента Узбекистана И. Каримова на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества. 6. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества, Санкт- Петербург. 7. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на сессии Совета коллективной безопасности стран СНГ. 8. Декларация глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества 9. Обращение “Бишкекской группы” к главам Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан (государств-участников “Шанхайской пятерки”). 10. Правила процедуры Совета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества 11. Протокол заседания Совета Национальных координаторов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. 12. Регламент “Бишкекской группы” 13. Регламент Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества 14. Соглашение между государствами – членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре 15. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 16. Хартия Шанхайской организации сотрудничества Список литературы 1. Баграмов Э. Постсоветская интеграция- реальность или мираж// Независимая газета, 2005 г. 18 марта с.4 2. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений., т.2, т.3. М., Научная книга, 2004 г. 480 с. 3. Бажанов Е.П., Асфари Д.А. О тенденциях международных отношений на пороге XXI столетия. М, 2001 г. 36 с. 4. Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска. М., Международные отношения, 1999 г. 254 с. 5. Бузуртанова Ф.А. Правовые аспекты международных договоров субъектов РФ с иностранными государствами. Автореферат/ ДА МИД РФ. М , 2003 г. 29 с. 6. Восток и Россия на рубеже XXI века,/ИВ РАН, М., 2002 г. 367 с. 7. Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации А.Ю. Мешков. Философия стратегической стабильности. Внешняя политика и политика безопасности России в начале XXI века.//Независимая газета, 2004 г. 8 августа с.6 8. Иванов И.С. Внешняя политика России в эпоху глобализации: Статьи и выступления. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2005 г. 415 с. 9. Квятовский О. Евразийский постскриптум. Шанхай гарантирует пограничную тишину// Независимая газета, 2005 г. 30 июня с.8 10. Куртов А. Российской дипломатии под силу потеснить американские интересы.// Независимая газета, 2005 г. 1 декабря с.4 11. Лузянин С. Шанхайская шестерка уже никого не устраивает// Независимая газета, 2005 г. 6 июня с.12 12. Малашенко А. Этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн.1 Центральная Азия и Кавказ. М., Весь мир, 2004 г. 456 с. 13. Межгосударственные региональные организации Азии в международных отношениях. М., Наука, 1991 г. 224 с. 14. Московский журнал международного права, 2006 г. №1 с.7 15. Панфилова В. За небольшую плату Вашингтон готов спасти Центральную Азию от порожденного им исламского экстремизма// Независимая газета, 2005 г. 2 апреля с.12 16. Панфилова В. Ирак и Афганистан – звенья одной цепи. Создается российско - киргизская коалиция против исламского экстремизма// Независимая газета, 2005 г. 15 апреля с.7 17. Супертерроризм: новый вызов нового века. ПИР – Центр политических исследований, М., “Права человека”, 2005 г. 391 стр. 18. Сыроежкин К. Главная интрига ШОС. Целью военного присутствия США в Центральной Азии является не столько обеспечение безопасности в регионе, сколько создание плацдарма в преддверии неизбежного противостояния с Китаем// Независимая газета, 2005 г. 13 июня с.8 19. Consumers, Activists and Terrorists Wield True Global Power. // Foreign Policy, 2005- January-February c.22 20. Dini Djalal. Asia's Intelligence Gap// Foreign Policy, 2005- March-April c.84 21. Peter Marsden. Afganistan: the reconstruction process//International Affairs, 2006- January c.91 22. Laumulin M.T. The security, foreign policy and international relationship of Kazakhstan after independence 1991-2001, Alma-Ata, 2002, 544 c. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: