Современное состояние и перспективы развития музеев-усадеб Московской области

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 92  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение 2

1. Общая характеристика музеев, как составляющей 7

культурного туризма 7

1.1 История развития музеев 7

1.2 Русская усадебная культура 20

1.3 Современное состояние русских музеев- усадеб 26

Глава 2. Анализ востребованности музеев-усадеб 34

Подмосковья в туризме 34

2.1 Подмосковные усадьбы как объекты познавательного туризма 34

2.2 Возможности современного использования ресурсов музеев-усадеб 44

Глава 3. Использование усадеб в туризме 59

3.1 Маркетинговые исследования при разработке тура 59

3.2 Этапы разработки тура 65

3.3 Разработка нового туристского маршрута по музеям-усадьбам Подмосковья " Притяжение старины" 73

3.4 Экономическое обоснование тура 77

3.5. Продвижение турпродукта на рынок 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

Приложение 1 89

Приложение 2. 91

Введение

Актуальность темы. Музеи известны еще со времен расцвета Египта, то есть около 3500 лет, но только за последние 100 лет образ музея стал посте-пенно приобретать новые черты. Из складов экспонатов, доступных лишь по-священным, музеи стали превращаться в своеобразные центры не навящево-го образования и "умственного" досуга, т.е. музеи повернулись лицом к по-сетителям. Одновременно с этим процессом происходит появление новых информационных технологий, таких как компьютеризация и Интернет, кото-рые с успехом внедряются во все сферы человеческой деятельности. Не обошли стороной они музейное дело.

В свете становления демократических начал России необходима инте-грация в общеевропейские и мировые культурные процессы, в том числе процессы развития культурного туризма как одного из наиболее перспектив-ных направлений социального и экономического сотрудничества.

Существует много определений понятия "культурное наследие". Одно из них гласит, что культурное наследие есть отображение взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Культурный туризм, в отли-чие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений.

Сегодня музеи России оказались брошенными на произвол судьбы. У го-сударства нет средств для того, чтобы обеспечить условия сохранности вве-ренных нашему попечению культурных сокровищ - многие музеи с трудом, в неимоверных условиях переживают зиму - без тепла, без света, без пожарной охраны и охранной сигнализации.

Перезаполнение современного культурного пространства разнообразной информацией, экспансия мировой унификации жизни,? расцвет массовой культуры? делают вопрос об определении места музея в современной культу-ре важным для выживания самого искусства и сохранения целостности куль-туры. Расширение границ художественного? благодаря научным открытиям? изменение рамок тезауруса феноменов и артефактов? относимых к достиже-ниям культуры и современные творческие эксперименты делают музей не только заповедником, где сохраняется культурная память, но и особой фор-мой жизни культуры.

В последнее время во всем мире набирает обороты процессы создания и обмена электронным виртуальным культурным наследием для воссоздания исторических мест и событий, воссоздания и моделирования утерянных культурных памятников. В последнее десятилетие происходит изменение подхода к просветительским задачам музея. Все чаще делается ставка на раз-влекательную функцию, поскольку музеи вынуждены искать пути привлече-ния посетителей в условиях нового экономического уклада жизни страны. Таким образом, музей становится не только хранилищем мемориальных предметов, уникальных экспонатов и произведений искусства, лабораторией для историков разных отраслей знания и подспорьем в работе школьных учителей, а также учреждением, которое дает возможность посетителю уви-деть предметы, явленные нам в первозданном виде из далекого прошлого, но и своеобразными "сценическими подмостками", на которых силами экспози-ционеров и художников-оформителей "оживают" и по-своему (музейными средствами и средствами, заимствованными из других видов зрелища) "инс-ценируются" исторические события, факты биографий знаменитых писате-лей, художников, режиссеров, сюжеты литературных произведений и т.д.

Современный музей в своей экспозиционной практике все дальше отходит от "музея-коллекции" и все больше приближается к "музею-событию" и "му-зею- со - бытию". Все чаще музейные работники говорят о "театрализации музея", имея в виду и более зрелищную и более выстроенную подачу мате-риалов в экспозиции, "так как в основе лежит драматургически осмысленный визуально-пространственный текст" , использование приема моделирования, принципа интерактивности, привнесение в музейную экспозицию специфи-ческих "знаков", характерных для "языка" других зрелищ и т.д., и расши-ряющуюся из года в год программу мероприятий, которую по инерции назы-вают "внемузейной". В процессе "театрализации музея" видят как положи-тельные стороны - привлечение посетителей, расширение представлений о выразительных средствах, которыми располагает музейная экспозиция и му-зей в целом, так и отрицательные - музей рискует превратиться в досуговый клуб.

Очевидно, что сегодня каждый музей самостоятельно решает вопрос о мере "театрализации" и ее допустимых формах. Наверное, невозможно вы-работать единых критериев, какая "театрализация" полезна музею, а какая вредна, прежде всего, из-за множественности авторитетных мнений, основы-вающихся на вкусовых пристрастиях. Мешает выработке единых подходов и то обстоятельство, что сегодня понятие "музей" включает в себе достаточно большое разнообразие характеристик, что отражает полифункциональность современного музея.

Другое направление развития современного музея - использование со-временных технологий, новые средства коммуникации предоставляют ранее неизвестные возможности для развития музейно-выставочного потенциала. Музеи, выставочные залы, отдельные авторы, создают собственные сайты, видеофильмы о своей деятельности. Художник может показывать свои про-изведения там, где есть компьютер. Конечно, можно долго говорить, о том, что ничто не заменит подлинник, но это актуально, скорее для больших му-зеев, больших городов - художнику сегодня необходимо и удобно иметь портфолио, а в провинции возможность увидеть работы, как великих масте-ров, так и современников, узнать о единомышленниках, получить информа-цию, заявить о собственном существовании, часто можно только в интернете.

Культура русской усадьбы, история ее длившегося целое столетие рас-цвета и блистательного полувекового заката, оборванного катастрофой 1917 года, далеко еще не исследованы с той полнотой, какой заслуживает это по-разительное явление безвозвратно ушедшей эпохи. Для того, чтобы охватить его во всей полноте, понадобятся усилия не только историков, но и искусст-воведов, архитекторов, ботаников, экологов, агрономов, литературоведов и людей еще многих специальностей, на которые расщепилась некогда единая жизнь наших предков. Пожалуй, только одной, не столько науке, сколько страсти под названием "краеведение", под силу вернуть хотя бы представле-ние об этом утраченном единстве. Усадебная жизнь строилась на любви и внимании к месту своего обитания, понимаемому как вместилище души и те-ла, как то самое единство природного и духовного начал человека, в котором настоящее неотделимо от прошлого, а сам человек - от природы. И дело не только в том, что среди обитателей дворянских гнезд немало было людей, увлеченно исследовавших все то, что их окружало, включая историю края, его недра, растительный и животный мир. Само содержание этой жизни на-поминало человеку о его ответственности перед прошлыми и последующими поколениями, оно же направляло на поиск гармонии человека и природы. Пожалуй, главная особенность русских усадеб - их принципиальная непо-вторимость. Каждая из них отличалась своим жизненным укладом и своим способом хозяйствования, несла на себе отпечаток своих семейных тради-ций, своей истории. Но при всем их многообразии у дворянских гнезд, рас-положенных среди близких по духу и красоте ландшафтов, соединенных близким знакомством, а зачастую и родством их обитателей, не могло не быть общих черт.

Целью настоящей дипломной работы является разработка нового тури-стского маршрута по музеям-усадьбам Подмосковья.

Предметом исследования является состояние и перспективы музеев-усадеб.

Объект исследования - музеи-усадьбы Подмосковья.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

" исследовать историю становления музеев и охарактеризовать совре-менное состояние музеев в России;

" рассмотреть современное состояние музеев-усадеб России и Подмос-ковья;

" оценить перспективы использования потенциала музеев-усадеб Под-московья

" разработать новый туристский маршрут по усадьбам Подмосковья .

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Для оценки музеев в системе туризма изучена история их становления на основе исторических трудов Фролова А.И., Александровой М.М., Тарусиной О.В. Для изучения туристских ресурсов музеев-усадеб и выявления их по-тенциала для развития культурного туризма использованы материалы, из-данные авторами - членами общества "Русская Усадьба" Бахтина И.К., За-вьялова Н.И., интерес вызывает и большой труд Низовского А.Ю., посвя-щенный изучению усадебных комплексов Подмосковья "Самые знаменитые усадьбы России" ( Москва, Вече, 2001г.). Для того, чтобы оценить возможно-сти использования современных технологии изучены материалы Лебедева А.В., Наседкина К. А, посвященные месту музеев в системе культурного ту-ризма России и их дальнейшему развитию. Для исследования в дипломной работе также использованы труды известных ученых Квартального В.А., Вавиловой Е.В., Зорина И.В., Кауровой А.И. Большую информационную ба-зу представляют собой информационные материалы Интернет - сайтов, по-священные действующим музеям-усадьбам Подмосковья Архангельское, Абрамцево, Остафьево, Мураново и другие, которые также послужили базой для написания настоящей дипломной работы.

Список литературы

1. Абанкина Т. В. Социальный маркетинг в ?цивилизации досуга? // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. Сост. В. Ю. Дукельский. М., 2001.

2. Александрова М.М., Тарусина О.В. Музейное дело и охрана памят-ников. М., Грета, 2001

3. Байбурова Р.М. Русский усадебный дом середины 18 века как эле-мент развлекательной культуры барокко. // Развлекательная культура Рос-сии 18-19 вв. Очерки истории и теории. С.-Пб., 2000, С.69-87.

4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. М., Финансы и статистика , 2003 г

5. Бартанова В. О., Максанова Л. Б.-Ж. Маркетинг как рыночный ин-струмент развития туризма // Устойчивое развитие туризма: Направления, тенденции, технологии. Мате-риалы I Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2005.

6. Булавина Л.И. и др. Архангельское М.Физкультура и спорт-1981г.

7. Большая Российская энциклопедия, М., РАН, 2004 г

8. Волкова Л.А. Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме, СПб, Питер, 1996 г

9. Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. Очерки. М., 2000.

Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. М. Изд-во МГУ. 1969.

10. Ильин М.А. К вопросу о русской усадьбе 18 века. // Русский город. Москва и Подмосковье. Вып. 4, М., 1981,С.163.

11. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М., 1998.

12. Лорд Б., Лорд Г. Д. Менеджмент в музейном деле: Учебное пособие. М., 2002.

13. Лысикова О.В. Музейный туризм : маркетинговые стратегии. Сара-тов, СГТУ, 2005 г

14. Лукьянов Н. Исторические усадьбы: путь к возрождению? "Архи-тектура и строительство Москвы", 2004, № 6.

15. Музей и новые технологии // На пути к музею XXI века / Сост. и на-уч. ред. Н.А.Никишин. М.: Прогресс-Традиция, 1999.

16. Михайлова М.Б. Усадьба как ключевой элемент градостроительной композиции (XVIII - первая треть XIX в.)

17. Мир русской усадьбы // Памятники отечества. № 25. М., 1992

18. Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России, Москва, Вече, 2001г.

19. Очерки истории музейного дела в СССР (России) сост. Тарусина О.В., Александрова М.М. М., Просвещение, 1971 г

20. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. М., 2000.

21. Полякова М.А. Русская усадебная культура как историко-культурный феномен. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 4 / М., "АИРО - ХХ", 2002.-

22. Российская музейная энциклопедия в 2-х томах., М, РАН, 2001 г

23. Русские провинциальные усадьбы XVIII - начала XX века", Воро-неж, 2003 г.

24. Сундиева А.А. Музеи. Очерки русской культуры 19 в., М., Аван-гард, 2001

25. Тельтевский П.А. Древние города Подмосковья. М.-1974г.

26. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре Р-н-Д.,Феникс. 2003

27. Россия. Экциклопедический справочник, М., Дрофа, 1998 г. под ред. Горкина А.П., Зайцевой А.Д., Карева В.М, Ланды Н.М., Тумановой Н.Л. стр 347-348

28. Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 2(18) / Колл. авторов. Науч. ред. Л.В.Иванова.- М., "АИРО - ХХ", 1996.- 341 с.- С. 28-35

29. Рапопорт В.Л. Архангельское М.Прогресс, 1978г

30. Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. Путеводитель с кар-той-схемой. М., Вече, 2002.

31. Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов., СПб, Герда, 2002 г

32. Фролов А.И. Московские музеи, М., Просвещение, 1999

33. Фролов А. И. Усадьбы Подмосковья М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2005.

34. Ходеев Ф.П. Маркетинг, Р-н-Д., Феникс, 2004 г

35. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М., 2003.

Примечания:

Примечаний нет.