МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 2007-81

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 81  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 7

1.1. Общие понятия двойного налогообложения по действующему

законодательству 7

1.2. Субъекты двойного налогообложения 12

1.3. Принцип недопустимости двойного налогообложения 20

II. ОСОБЕННОСТИ УСТРАНЕНИЯ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 33

2.1. Правовые средства избежания двойного налогообложения 33

2.2. Проблемы устранения двойного налогообложения 47

III. МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 58

3.1. Подходы, применяемые различными государствами при разработке

механизма международного налогообложения 58

3.2. Случаи возникновения двойного международного налогообложения 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

Введение

Преобразование мировой хозяйственной системы, увеличение объемов торговли и появление новых финансовых инструментов на рубеже XIX - XX вв. привели к возникновению двойного налогообложения в некоторых странах и регионах.

При этом двойное налогообложение может существовать в рамках национальной налоговой системы и на международном уровне . Выделяют несколько видов двойного налогообложения, среди которых наиболее распространены:

- внутреннее двойное налогообложение - в странах, где один и тот же налог взимается на уровне различных административно-территориальных единиц. Оно может выступать как: а) вертикальное - уплата одинакового налога на местном и государственном уровне; б) горизонтальное - налогообложение на одном административном уровне за счет различий в определении объекта налогообложения;

- внешнее (международное) налогообложение - когда сталкиваются национальные законодательства в определении объекта налогообложения или плательщика, рассматривая его как обязанное лицо по аналогии с законодательством иного государства .

Возникновение внутреннего двойного налогообложения связано с причинами внутри- и внешнеэкономического, а также политического характера. Так, рост производительных сил и развитие в России и странах Западной Европы товарно-денежных отношений повлекли изменение характера взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Возникновение проблематики международного двойного (многократного) налогообложения изначально определялось не только наличием некоторых экономических предпосылок, но и противоречиями между налоговыми законодательствами двух и более стран.

Прежде всего, международное двойное налогообложение развивалось в контексте двух явлений:

- значительного распространения международной экономической деятельности и инвестирования за рубежом;

- роста ставок налога на доходы до такого уровня, что двойное налогообложение стало значительным препятствием для хозяйственного оборота .

В начальный период формирования единой мировой финансовой системы и международного движения капиталов возникают особенности определения налоговым законодательством субъекта обложения, когда несколько государств начинают считать его своим налогоплательщиком, а также объектом национального обложения .

Налогоплательщик, связанный с конкретной страной, обязан платить налоги со всего дохода (юрисдикция на основании гражданства) и одновременно должен участвовать в расходах по управлению страной получения дохода (юрисдикция на основании территориальности). Преодоление трудностей правового характера, связанных с разграничением плательщиков на резидентов и нерезидентов, требует изменения правил их учета и создания определенной системы налоговых изъятий.

Наличие конфликтных ситуаций при многократном налогообложении объясняется тем, что каждое государство по-своему решает вопрос о конструкции взаимосвязи таких элементов налогового обязательства, как субъект и объект налогообложения. Выделяют несколько причин возникновения многократного налогообложения:

- если по национальному законодательству нескольких государств налогоплательщик признается резидентом и соответственно несет неограниченную налоговую ответственность перед каждым из них в отношении объектов налогообложения (одновременная полная налоговая обязанность);

- если у резидента одного государства возникает объект налогообложения на территории других государств и эти государства взимают налог с одного объекта налогообложения;

- если несколько государств подвергают одно и то же лицо, не являющееся резидентом ни одного из них, налогообложению по объекту, который возникает у налогоплательщика в этих государствах (одновременная ограниченная налоговая ответственность) .

В связи с этим первостепенное значение для каждой страны приобретают вопросы международно-правового регулирования избежания двойного налогообложения путем заключения соответствующих соглашений.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что особенности международного двойного (многократного) налогообложения позволяют говорить о нем как о сложившемся правовом институте в рамках международного налогового права, поскольку он представляет собой относительно самостоятельный обособленный комплекс правовых предписаний, регулирующий с помощью специфических приемов и способов однородный вид общественных отношений.

Важно учитывать, что двойное налогообложение всегда касается противоречий, складывающихся в однотипных налоговых механизмах (в системе прямых или в рамках косвенных налогов), но не при налогообложении объектов различных по типу налогов (прямых и косвенных). При этом в нормах, регулирующих двойное налогообложение, достигается не только согласование воль различных государств, но и объективно отражаются глобальные экономические отношения и потребности общественного развития. Поэтому целесообразно, чтобы система урегулирования международного двойного налогообложения включала в себя следующие элементы:

- средства и методы устранения двойного налогообложения;

- механизм борьбы с уклонением от налогообложения и избежания налогов;

- организационно-правовые основы деятельности национальных налоговых администраций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Поскольку в Российской Федерации и большинстве стран Европейского союза международные налоговые нормы действуют в двух основных формах: а) через принятие в Российской Федерации актов налогового права, регулирующих те же вопросы, что и международные нормы, либо б) через непосредственное применение международных норм в качестве регуляторов налоговых отношений, можно сделать вывод, что принципы национального налогового права также определяют специфику избежания двойного налогообложения с участием соответствующего государства и на международном уровне.

Целью настоящей работы является анализ правового аспекта двойного налогообложения.

При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:

- проанализировать общие понятия двойного налогообложения по действующему законодательству;

- рассмотреть субъекты двойного налогообложения;

- охарактеризовать принцип недопустимости двойного налогообложения;

- проанализировать правовые средства избежания двойного налогообложения;

- исследовать проблемы устранения двойного налогообложения;

- рассмотреть подходы, применяемые различными государствами при разработке механизма международного налогообложения и случаи возникновения двойного международного налогообложения.

Список литературы

1. Анисимова Е.В., Старженецкий В.В. Международные договоры об избежании двойного налогообложения: актуальные проблемы //

2. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс: учеб. - М., 2004. - С. 395, 396.

3. Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и иного имущества. - М., 2000. - С. 9.

4. Гусев В.В. Проблемы двойного налогообложения в российской федерации. пути решения // Финансы. - 2000. - № 4. - С. 18 -22.

5. Денисаев М.А. Налоговые отношения с участием иностранных организаций в Российской Федерации / отв. ред. Е.Ю. Грачева. - М., 2005. - С. 38 - 40

6. Денисаев М.А. Указ. соч.

7. Кашин В.А. Налоги и их роль в регулировании внешнеэкономических связей России // Финансы. - 1996. - № 11. - С. 22.

8. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. - М., 1993. - С. 43.

9. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. - М., 1993. - С. 42.

10. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. - М., 1993. - С. 43.

11. Кудинов О.А. Международное право: курс лекций. - М., 2005. - С. 158.

12. Кудряшова Е.В. Особенности устранения двойного налогообложения для косвенных налогов // Финансовое право. - 2005. - № 12.

13. Кучерявенко М.П. Основы налогового права: Учеб. пособие. - Харьков, 2001. - С. 78.

14. Кучерявенко М.П. Основы налогового права: учеб. пособие. - Харьков, 2001. - С. 178, 179; Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. - СПб., 2004. - С. 63, 64.

15. Международное публичное право: Сборник документов. - М., 1996. - С. 8.

16. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 287.

17. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для вузов / И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушкин и др. // Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: ЮНИТИ, 1999. - С. 55-56.

18. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - С. 384-385.

19. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая / Под. ред. В.И. Слома. М.: Статут, 1998. С. 114.

20. Погорлецкий А.И. Налоговая конкуренция в современной системе мирохозяйственных связей // Финансовый мир / под ред. В.В. Иванова и В.В. Ковалева. - М., 2004. Вып. 2. - С. 276, 277.

21. Полякова В.В., Котляренко С.П. Международное многократное налогообложение // Налоговое право: Учеб. / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2004. - С. 376.

22. Полякова В.В., Котляренко С.П. Международное многократное налогообложение // Налоговое право: учеб. / под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2004. - С. 354 - 357.

23. Попова С.С. Принцип недопустимости двойного налогообложения в решениях конституционного суда российской федерации // Право и политика. - 2005. - № 4.

24. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июня 2002 г. № Ф04/2184-386/А70-2002; от 4 ноября 2002 г. № Ф04/4084-377/А81-2002; Постановление Президиума ВАС РФ от 18 марта 2003 г. № 8349/02.

25. Романова Т. Общее европейское экономическое пространство: стратегия участия России // Pro et Contra (Европейский Союз в российской политике). - 2003.

26. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции РФ. - М., 2002. - С. 430.

27. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике / Под ред. Сутырина С.Ф. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, Изд-во "Полиус", 1998. - С. 70.

28. Типовая Модель Конвенции ОЭСР о налогообложении дохода и капитала. Комментарий к ст. 23а и 23б

29. Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право. - М.: Инфра-М, 2001. - С. 146.

30. Толстопятенко Г.П. Налоговое право Европейского Союза // Европейское право. Право Европейского Союза и правое обеспечение защиты прав человека: Учеб. / Отв. ред. Л.М. Энтин. - М., 2005. - С. 655.

31. Толстопятенко Г.П. Тенденции развития налогового права ЕС // Финансовое право. - 2004. - № 10. - С. 51.

32. Толстопятенко Г.П. Тенденции развития налогового права ЕС // Финансовое право. - 2004. - № 10. - С. 53.

33. Финансовые убежища, банковская тайна и отмывание денег // Информационный бюллетень ООН по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия. - Нью-Йорк, 1999. - № 34, 35.

34. Хамакерс Х. Тенденции развития налогообложения в Европе // Налоговед. - 2004. - № 10. - С. 65, 66.

35. Хуммель Р., Козлова Е.Ю. История международного налогового права // Финансовое право зарубежных стран: Сб. научных трудов / Под общ. ред. Г.П. Толстопятенко. Вып. II. - М., МГИМО (У); МИД России, 2001. - С. 43.

36. Чуркин А.В. Объект налогообложения: правовые характеристики: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2003. С. 17.

37. Шакирьянов А.А. Правовые средства избежания двойного налогообложения // Адвокат. - 2006. - № 3. - С. 16 - 17.

38. Шакирьянов А.А. Становление и развитие института международного двойного налогообложения // Законодательство и экономика. - 2006. - № 3.

Примечания:

Примечаний нет.