Совершенствование налогообложения доходов физических лиц

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 60  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Содержание:

Введение 3

Глава 1. История развития подоходного налогообложения. 6

1.1 Исторические этапы налогообложения доходов физических лиц. 6

1.2 Сущность, смысл и назначение налогообложения доходов физических лиц. Подоходный налог с физических лиц 12

Глава 2. Налог на доходы и подоходный налог с физических лиц 20

2.1 Налогоплательщики налога с доходов физических 20

2.2 Применение упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход 25

2.3. База налогообложения 28

2.3.1 Общие положения 28

2.3.2 Доходы, освобождаемые от налогообложения 30

2.2.3. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды 38

2.4 Налоговые вычеты 41

Глава 3. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц 46

Заключение 53

Литература 56

Введение

Введение

Налог на доходы физических лиц – это прямой налог, обра¬щенный непосредственно к доходам граждан-налогоплатель¬щиков.

Подоходный налог по своей сущности является юридиче¬ской фор-мой экономической связи человека и государства, по¬этому правовой ре-жим подоходного налогообложения во мно¬гом определяется принципом постоянного местоприбывания (резидентства).

Объектом подоходного налогообложения для физических лиц-резидентов признается любой доход, полученный как от источников в Рос-сийской Федерации, так и за ее пределами, а для физических лиц-нерезидентов — только доход, полученный от источников на территории России.

По общему правилу в состав налогооблагаемой базы вклю¬чаются все доходы налогоплательщика, полученные им в де¬нежной и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материаль¬ной выгоды.

Особенности определения налоговой базы установлены зако¬нодательством относительно доходов, полученных в натураль¬ной форме, в виде материальной выгоды, по договорам страхо¬вания и договорам него-сударственного пенсионного обеспече¬ния, а также от долевого участия в организации (дивиденды).

Налог на доходы физических лиц уплачивают лица, являю¬щиеся на-логовыми резидентами Российской Федерации, а также лица, не являю-щиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от российских источников. Таким образом, правовой статус плательщиков данного налога зависит от того, является или нет лицо налоговым резидентом Российской Федерации.

Актуальность данной работы заключается в том, что в связи с приня-тием главы 23 Налогового кодекса РФ Закон от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" со всеми последующими изме-нениями и постановление Верховного Совета РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 1999-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" полностью утратили силу с 1 января 2001 г. (мо-мент вступления гл. 23 НК РФ в силу).

Это дает возможность предположить, что физические лица вместо подоходного налога с физических лиц (подл. 5 п. 1 ст. 13 НК РФ) должны с 1 января 2001 г. уплачивать налог на доходы физических лиц. Однако, учитывая, что среди перечня налогов, установленного ст. 13 15 НК РФ, на-лог на доходы физических лиц отсутствует, следовало внести соответст-вующие изменения в подп.5 п.1 ст.13 НК РФ.

Налогообложение доходов физических лиц, полученных в 2000 г. (ставки налога, налоговая база, льготы и т.д.), производилось по правилам, установленным Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".

В гл.23 в соответствии со ст. 17 НК РФ определены все элементы на-лога на доходы физических лиц: указаны субъекты налогообложения (ст.207), объекты налогообложения (ст.208, 209), налоговая база (ст.210 215), налоговый период (ст.216), налоговая ставка (ст. 224), поря-док исчисления налога (ст.225-228), порядок и сроки уплаты налога (ст. 226-228), а также предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования (ст.217 221).

Кроме того, необходимо учитывать Методические рекомендации по применению гл.23 НК РФ, утвержденные приказом МНС России от 29 но-ября 2000 г. № БВ-3-08/415.

Объектом исследования являются – граждане России, ино¬странцы и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федера-ции не менее 183 дней в году.

Целью дипломной работы является анализ положений регулирую-щих определение налоговой базы для взимания налога на доходы физиче-ских лиц, в свете принятия Налогового Кодекса и его сравнения с положе-ниями Закона «О подоходном налоге с физических лиц».

Список литературы

Заключение

Итак, на основании проделанной работы можно сказать, что согласно ст.53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по всем видам налогов устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки:

• для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стан¬дарт¬ных (ст.218 НК РФ), социальных (ст.219 НК РФ), имущественных (ст.220 НК РФ) и профессиональных (ст.221 НК РФ) налоговых вычетов;

• для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (30 и 35%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, без применения каких-либо налоговых вычетов.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Законодательное определение понятия "доход", содержащееся в ст.41 НК РФ, включает в себя экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Следует полагать, что в данном случае речь идет о денежной оценке экономической выгоды.

Удержание из доходов налогоплательщика денежных средств, производимое по его распоряжению, по решению суда или иных государственных органов (уплата алиментов, суммы возмещения ущерба, штрафы и т.д.), не уменьшает налоговую базу.

Единицей измерения налоговой базы налога на доходы физических лиц служит рубль, поскольку под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в форме отчуждения принадлежащих физическим лицам на праве собственности денежных средств (ст.8 НК РФ), а налоговые ставки в ст.224 НК РФ установлены в процентном отношении от соответствующего вида дохода.

Доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со ст.218 221 НК РФ), налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка России, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

Учитывая, что отчуждаемые в виде налога денежные средства должны принадлежать физическому лицу на праве собственности, законодатель, говоря о доходах физического лица, на которые у него возникло право на распоряжение ими, имел в виду, конечно, право на распоряжение ими в качестве собственника, а не распорядителя по договору или иному основанию.

Доходы в виде материальной выгоды определяются в соответствии со ст.212 НК РФ.

Исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится в соответствии с общими правилами исчисления налоговой базы, установленными ст. 54 НК РФ.

Физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций, данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится налоговыми агентами (ст.24 НК РФ), т. е. лицами, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов (ст. 226 НК РФ).

В соответствии с п.3 ст.230 НК РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной МНС России.

Литература

Примечания:

работа неполностью