Что такое парадигма? Каковы основные парадигмы социологического знания? 2413131

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 113  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Тема 1. Социология, ее место и роль в науке и обществе 4

1. Философия и социология. История и социология. В чем их соотношение и взаимопроникновение? 4

2. В чем состоит объект и предмет социологии? 7

3. Одна из базовых категорий социологии - "социальное". В чем его суть? 10

Тема 2. История становления и развития социологии 11

1. Что такое парадигма? Каковы основные парадигмы социологического знания? 11

2. Функционалистская парадигма в социологии: ее суть и представители 14

3. Конфликтная парадигма в социологии: ее суть и представители 15

4. В чем основное содержание теории социального действия М.Вебера? 16

5. Каковы основные положения интегративной социологии П.Сорокина? 18

Тема 3. Общество как целостная система 21

1. В чем заключается социологическое понятие общества? 21

2. Раскройте суть основных подходов к трактовке общества в социологии: функциональный, конфликтный, бихевиористский. 22

Тема 4. Культура в общественной системе 25

1. В чем состоит специфика социологического понимания культуры? 25

2. Что такое социокультурные нормы? 27

3. Какова структура культуры в социологии? 28

Тема 5. Социальная структура общества; сущность, основные элементы, динамика 33

1. Что такое социальная структура общества? 33

2. Раскройте суть следующих видов социальной структуры общества: идеальная, нормативная, социально-групповая, социально-институциональная. 34

3. В чем состоят основные тенденции развития современной структуры российского общества? 35

Тема 6. Социальные группы: виды, анализ внутренних связей, динамика 37

1. Дайте определение социальной группы. В чем состоят основные признаки социальной группы? Что такое квазигруппа? 37

2. Что такое первичные и вторичные группы? Аутгруппы и ингруппы? Что такое референтная группа? 38

Тема 7. Организация как социальное явление. 42

1.Организационные образования в современном обществе 42

2. Каковы основне формы социальных организаций 44

2. Раскройте проблему соотношения формальной социальной структуры и неформальной социальной структуры 49

4. Бюрократия как характеристика социальной организации. Недостатки и патология бюрократии в современном Российском обществе 52

Тема 8. Социальная стратификация и социальная мобильность в обществе 56

1. Дайте определение социальной стратификации 56

2. Каковы критерии выделения страт у К. Маркса, у М. Вебера? 57

3. В чем суть сочетания одномерного и многомерного подходов к построению социальной стратификации общества у П. Сорокина? 58

4. Что такое социальная мобильность? Вертикальная социальная мобильность? Горизонтальная социальная мобильность? 59

Тема 9. Социальные институты общества: сущность и развитие 63

1. В чем сущность социального института? Его основные признаки? 63

2. Что такое институализация, назовите ее основные этапы? 64

3. Что Вы понимаете под дисфункцией социального института? 65

Тема 10. Личность как социальная система, субъект и продукт социальных отношений 66

1. Дайте социологическое определение личности. Какова структура личности? 66

2. Что такое социальный статус личности? Главный статус? Предписанный статус? Достигаемый статус? 69

3. Что такое социальная роль личности? В чем взаимосвязь социального статуса и социальной роли? 72

Тема 11. Социализация личности: содержание, проблемы, пути оптимизации 74

1. Что такое социализация личности? Укажите основные факторы развития личности 74

2. Охарактеризуйте основные виды социализации личности - первичную и вторичную 75

3. Назовите и раскройте основные этапы социализации личности 77

Тема 12. Социальные конфликты 79

1. Дайте определение социального конфликта. Укажите виды социальных конфликтов 79

2. Изложите этапы развития социального конфликта 83

3. Раскройте особенности социальных конфликтов в современной России 85

Тема 13. Социальные изменения 88

1. Соотнесите понятия "социальное изменение" и "социальное развитие" 88

2. Охарактеризуйте понятия "социальная эволюция" и "социальная революция", примените их к социальной реальности. 91

Тема 14. Общая социологическая характеристика современного российского общества 98

1. Дайте социологические портреты основных формирующихся классов в современной России - классу собственников и классу наемных работников 98

2. Что такое маргинализация общества? 102

3. Что такое "средний класс"? Почему формирование среднего класса является основной социальной задачей реформирования российского общества 104

Тема 15. Методология и методика эмпирического социологического исследования 106

1. Что такое методология социологического исследования? 106

2. Что такое методика социологического исследования? 106

3. Опишите структуру программы социологического исследования 107

Список литературы 112

Введение

Социология и философия. И та, и другая наука изучают личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности. Но философы это делают на высоком уровне обобщения. Поэтому они не могут выявить жизнь во всем ее противоречивом существовании. Социология, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной мозаики социальной деятельности, поведения и отношений. В свою очередь, социология оказывает влияние на философию, заставляя ее расширять и углублять уровни обобщения.

Социология и история. Они имеют один объект исследования - общество, которое изучается в процессе его развития. Как известно, нормы поведения и отношений, ценности, культура передаются из поколения в поколение. Очень важно выявить эту эволюцию, что является областью общих интересов истории и социологии. Не случайно польский социолог Ян Щепаньский подчеркивал особенно тесные контакты социологии с историей культуры. Различие подходов этих наук в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum, а социология - in factum. Иначе говоря, история пытается реконструировать прошлую деятельность людей во всей ее неповторимости, индивидуальности. Но она не в состоянии объяснить настоящее и тем более прогнозировать будущее. Современность всегда отличается от прошлого, ибо она есть созидание нового. Задача социолога - "схватить", зафиксировать это новое на уровне социально типичного.

Развитие социологии связано и с ее институализацией, общественным признанием, возникновением исследовательских центров в отдельных странах и международных центров, а также с утверждением этой науки как предмета преподавания в учебных заведениях практически всех стран мира. Богатые традиции имеет социологическая мысль в России, которая развивалась как часть общеевропейской и в то же время отличалась яркой самобытностью. Она представлена именами известных русских социологов: Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, Н. Я. Данилевского, Н. К. Михайловского, П. А. Сорокина и др.

В первые годы советской власти, как и в дореволюционный период, развитию теоретической и прикладной социологии уделялось большое внимание. Перед Социалистической академией общественных наук одной из первоочередных стала задача организации ряда социальных исследований. Были созданы кафедра социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 г. в Петроградском университете открылся первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным. Строительство нового общества нуждалось в многосторонней информации о сложных социальных процессах, в социальных экспериментах.

В условиях командно-административной системы, сложившейся в 30-е годы, социология практически была "упразднена". Для тоталитарного государства социология, ее принципы, методы, теория познания объективной реальности оказались не только излишними, но и опасными. Поэтому социологию объявили буржуазной лженаукой, а на фундаментальные и научно обоснованные прикладные исследования наложили запрет. Отставание в социологии, углубленное изоляцией от мирового опыта, не преодолено до сих пор. Это одна из причин того, что мы недостаточно знаем наше общество, у нас неадекватное представление о его социальной структуре, социальных отношениях и связях.

В 60-е годы социология начала возрождаться. В 1958 г. возникла Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований, который в результате преобразований ныне именуется Институтом социологии. Но развитие социологии в 60- 70-е годы было трудным и противоречивым. Конфликтные ситуации в социальной жизни в условиях нарастания застойных явлений замалчивались, эмпирические исследования, к которым часто сводилась суть социологии, нередко носили формальный апологетический характер, увеличивался разрыв между теоретической и прикладной социологией.

Но ограничиться определением объекта науки, конечно, недостаточно хотя бы потому, что целый ряд наук может иметь один и тот же объект. Философия, история, политология, правоведение - все это науки, изучающие общество. Поэтому ученый-социолог должен найти ту грань, "срез", специфическую качественную определенность, которая была бы интересна именно ему в отличие от историка, юриста, философа. Иначе говоря, он должен определить предмет социологии.

Предмет науки предполагает, что объективная реальность берется не целиком, а лишь той стороной, которая определяется спецификой данной науки. Остальные стороны рассматриваются как условия существования объекта. Обычно предмет науки есть результат теоретического абстрагирования, позволяющий выделить вполне определенные закономерности функционирования и развития изучаемого объекта.

Проблема предмета социологии впервые остро встала в XIX в., когда наука создавалась и обособлялась. Точное определение предмета было основным условием существования и обоснованием ее претензий на самостоятельность. На современном этапе уже никто не сомневается в том, что социология отстояла право на самостоятельное существование как наука, что она имеет свой предмет исследования и характерный лишь ей метод постановки проблем. Сейчас скорее преобладает тенденция не обособления, а интеграции различных социологических школ и направлений, сближения общественных наук и появления на их стыке интересных исследований. Но это не исключает необходимости определения предмета социологии.

Большинство ученых считают, что предметом социологии является совокупность проблем социальной сферы общественной жизни.

В западной литературе социология понимается чаще как наука о социальных общностях или социальных системах.

Другие социологи считают главным предметом исследования социальные отношения.

Представление о предмете социологии было бы не полным, если бы мы не учитывали, что исходной клеточкой исследования общества является человек. Проблема личности не может не волновать социолога, так как именно человек является субъектом социальных отношений и социального поведения. Социология идет от анализа личности к исследованию закономерностей функционирования общества и социальных общностей.

Обобщая вопрос о предмете социологии, хочется отметить, что разнообразные подходы к этой проблеме не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют друг друга, составляя, таким образом, целостное представление о предмете социологии.

Можно дать такое определение социологии: это наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных (социальных групп, институтов и т.д.), а также закономерностях социального поведения людей.

Теоретическая социология, по мысли П. Сорокина, изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Она решает научно-теоретические задачи, связанные с формированием знания о социальной реальности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии и др. Она отвечает на вопросы "что познается?" и "как познается?".

2. В чем состоит объект и предмет социологии?

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объе

Список литературы

1. Волков Ю.Г. Социология: хрестоматия. М., 2003.

2. Громов И.Л., Мацкевич А.Ю., Семенов В,А. Западная социология: учебное пособие. СПб., 2003. История социологии в западной Европе и США. М., 1993. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов. М., 2002. Кравченко А.И. Социология: учебник. М,, 2003.

3. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: учебник для юридических факультетов и институтов. М., 1995.

4. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993

5. Курбатов В.И. Современная западная социология: аналитический обзор концепции: учебное пособие. Р.-н.-Д.., 2001.

6. Ocunoea E.B. Социология Эмиля Дюркгейма. СПб., 2001.

7. Основы теории коммуникации: учебник для студентов вузов (под ред. М.А. Василика). М., 2003.

8. Шаленко В.Н. Социология: курс

Примечания:

Примечаний нет.