Изучение этического аспекта библиотечного общения

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 62  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Содержание

Введение 3

1. Теоретическое исследование особенностей библиотечного общения 8

1.1. ОСНОВНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 8

1.2. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОБЩЕНИЯ 26

2. Изучение этического аспекта библиотечного общения 40

2.1. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ 40

2.2. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ 50

Заключение 59

Список литературы 60

Введение

Введение

Актуальность. В век гуманизации и модернизации образования, внедрения в школы личностно-ориентированного обучения предъявляются более высокие требования к профессиональным качествам библиотекаря.

В деловом и межличностном общении людей произошли существенные изменения. Видоизменился его объём и характер. Общение стало занимать существенное место в структуре рабочего времени библиотекаря и свободного времени пользователей библиотек. "Молчаливое" обслуживание читателей активно уходит из библиотеки.

В силу притока в библиотеку большого числа читателей, недостаточной подготовленности библиотек к различным видам деятельности, общение получило новые направления и стало проблемным. Его результатом часто являются конфликты между читателями и библиотекарями.

Как показали социологические исследования, на конфликты чаще идут читатели (60 % случаев) и значительно реже библиотекари. В то же время библиотекари не очень стремятся уступать читателям в проблемных ситуациях, а зачастую и провоцируют их возникновение. Понять природу конфликтов библиотекарей и читателей весьма непросто. Попытаемся это сделать, рассмотрев особенности как общечеловеческого, так и библиотечного общения; определив специфику конфликтов как психологического явления, возможные варианты их устранения и бесконфликтного существования.

В последнее время стало привычным рассматривать публичную библиотеку лишь в одном ракурсе - как информационный центр. Такой подход во многом объясняется трудностями информатизации и продуцируемой ими фетишизацией технологической составляющей информационных процессов. Между тем рассматриваемые как творческие акты, во взаимосвязи логики и интуиции, разума и чувства, образов и символов, эти процессы формируют интегральную культуру.

Более того, освоение Интернет, которое обычно связывают с созданием максимального числа точек общественного доступа и идентифицируют как реализацию принципов общедоступности и открытости информации, по-новому ставит вопрос о ее "окультуривании". Имеются в виду все чаще осознаваемые как важное требование отбор и оценка информации, не только с позиции функциональности, например, релевантности запросов, но и этических, правовых, эстетических и других требований. При всей спорности вопроса о возможностях и формах "ограничительства" со стороны библиотеки, не наступая на старые идеологические "грабли", нельзя забывать о сверхзадаче нашей профессиональной деятельности.

Рассматривая феноменологию библиотеки, в первую очередь, публичной, как культурного института, можно обозначить множество особенностей, отличающих ее от сопредельных образований. Это открытость - отсутствие всевозможных цензов: по политическому, сословному, религиозному, возрастному, имущественному, половому и прочим признакам. Помноженная на универсальный характер ресурсов, в первую очередь, книжных фондов (а ныне и других носителей информации), такая открытость, выражаемая формулой "всё для всех" проявляет себя в удивительном синтезе двух составных частей культуры: так называемой "высокой" и "массовой".

Другая важная составляющая феноменологии профессиональной деятельности библиотекаря - участие библиотеки в организации диалога. С легкой руки М.М. Бахтина он утверждается как ключевое слово современной культуры. Библиотечный диалог многогранен: читатель взаимодействует с автором книги - через время и пространство; библиотекарь-культуртрегер с рядовым посетителем, пользователи друг с другом, с приглашенными в библиотеку интересными собеседниками. В широком смысле слова в последние годы библиотека начинает выступать организатором диалога различных слоев общества, региональных властных структур, общественных организаций, этнических культур, субкультур, что дает основание выделять ее особую роль в формировании гражданского общества. Особое место начинает занимать библиотечное краеведение, рассматриваемое как поиск национальной идентичности через раскрытие самобытности "своей", местной культуры.

Проблема библиотечного общения в последнее время привлекает библиотечных теоретиков и практиков.

Это связано и с обращением внимания к гуманитарным аспектам библиотечного обслуживания и с повышением статуса отдельной личности, в том числе - и личности ребенка, с изменением социально-нравственной атмосферы в обществе.

Цель работы: рассмотреть психологические принципы библиотечного общения.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие "общение" в психологии;

2. Изучить особенности библиотечного общения;

3. Изучить этические аспекты общения;

4. Рассмотреть этику библиотечного общения.

Изученность. Общение неразрывно связано с деятельностью людей. Это признают все психологи, рассматривающие общение с позиций деятельностного подхода. Однако характер этой связи понимается по-разному. Одни авторы (А.Н. Леонтьев) общение считают определенной стороной деятельности: оно включено в любую деятельность, то ее элементы, условия.

Другие психологи общение считают особым видом деятельности. Одни из них (Д.Б. Эльконин) называют его коммуникативной деятельностью (или деятельностью общения), самостоятельной на определенном этапе развития человека (например, у дошкольников и, особенно, в подростковом возрасте); другие (А.А. Леонтьев) - одним из видов деятельности (например, речевая деятельность). Третья точка зрения (Б.Ф. Ломов) состоит в том, что деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные в деятельности, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Предавая особое значение общению, реальная жизнь человека не исчерпывается предметно-практической деятельностью. Общение выполняет в ней особые функции обмена идеями, интересами, "передача" черт характера, формирования установок личности, ее позиции.

Понятие общение, как и любое понятие социальной психологии разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педагогов и философов. Наиболее объемно это понятие представила Л.П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а так же результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельностью людей.

В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработки единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения (Г.М. Андреева). Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако при анализе феномена имеет смысл рассматривать каждый аспект отдельно. Иногда коммуникация, перцепция и интеракция изучаются в качестве основных функций общения.

1. Теоретическое исследование особенностей библиотечного общения

1.1. Основные аналитические категории исследования

Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. В процессе общения формируется общая программа и общая стратеги

Список литературы

Список литературы

1. Алтухова Г.А. Речевая культура библиотекаря. - М.: Профиздат, 2003 - 96с.

2. Андреев Б.Н. Практикум общения// Библиотекарь.- 1981.- № 12.- С. 56-57.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов.- М. : Народное образование, 2005. - 127с.

4. Андреева О. О бедном библиотекаре замолвите слово// Библиотека. - 1993. -№ 3. - С. 36-38.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004 - 416с.

6. Афанасьева М.Д. Библиотекарь и читатель: Обновить взаимоотношения// Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: Сборник.- М.: Кн. палата, 1990.- С.30-37.

7. Бесконфликтное общение: возможности и реальность: Пособие для работников библиотек/ ЧОУНБ НМО, ЧГИИиК; Сост. В.Н. Штыхван, З.В. Руссак.- Челябинск, 2001 - 58с.

8. Библиотекарь и читатель: проблемы общения: Методическое пособие/ РНБ; Сост. М.И. Губанова, О.С. Либова.- СПб., 1993.- 130с.

9. Боровик Г.К. К каждому свой ключик//Библиотека.- 2001.- № 11-12.- С.26-27.

10. Бородина В.А.Теоретические и методические вопросы общения библиотекаря с читателем в специальных библиотеках // Психологические и социологические аспекты деятельности НТБ и служб НТИ. - Рига, 2002. - С. 12-14.

11. Бородина В.А. Общение библиотекаря с читателями в условиях ЦБС. - СПб.: ЛГИК, 2001 - 36с.

12. Бородина В.А. Методологические и теоретические вопросы общения библиотекаря и читателя // Библиотекарь и читатель. - Рига, 1987. - С. 7-9.

13. Бородина В.А.Библиотекарь-консультант по работе с читателями. - Л.: ЛГИК, 1989. - 26 с.

14. Бородина В.А. Психология чтения. - СПб.: СПбГАК, 2004 - 79 с.

15. Бородина В.А.Библиотечное обслуживание. - М.: Либерея, 2004. - 168с.

16. Бубекина И. О педагогическом такте библиотекаря // Книга летом: Метод. рекомендации. М.: Книга, 2003 - 294с.

17. Голенок Л.Н. Методика оценки культуры обслуживания читателей в библиотеках // Теоретические проблемы работы с читателями и оптимизация подготовки библиотекарей-библиографов высшей квалификации. - М.: МГИК, 2002 - С. 55-64.

18. Гончаров А.Л. Теоретико-методологические основы изучения профессионального библиотечного общения: Автореф. дис... канд. пед. наук. - СПб., 1998. - 16с.

19. Гримак Л. П. Общение с собой. Начала психологической активности. - М.: Психолог, 1991. - 320c.

20. Дворкина М. Я. Роскошь и нищета библиотечного общения// Библиотекарь. - 1990. - № 11. - С.18-20.

21. Дворкина М.Я. Эффективность и качество работы с читателями. - М.: МГИК, 2001 - 32с.

22. Джерилевская И.К., Джерилевская М.А. Особенности восприятия библиотекарем себя и чита-теля//Библиотековедение.- 1993.- № 1.- С.40-46.

23. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. - М.: Книга, 2005 - 322с.

24. Езова С.А. Грани библиотечного общения. - М.: Профиздат, 2002. - 160с.

25. Езова С.А. Культура общения библиотекарей. - М.: Либерея, 2004. - 144с.

26. Казарцева О. М. Культура делового общения.// Управление персоналом. - 1998, №3. - С. 53.

27. Комиссарова Л. Д. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки. - М., Либерея, 2003. - 150с.

28. Конфликтные ситуации в библиотечном общении и их разрешение. Методика, тесты, тренинги. Метод рек. /РБА. - М., 1993. - 93с.

29. Леонтьев Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие. // Вестник высшей школы. - 1989. - № 11. - С. 39-45.

30. Матлина С. Г. Библиотечное обслуживание как диалог // Библиотековедение. - 2001 - № 6 - С. 43-51.

31. Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама. - М. : Либерея. - 2004 - 95с.

32. Мелентьева Ю. П., Дворкина М. Я. К вопросу о библиотечном этикете: Постановка проблемы.//Библиотека. - 1995. - № 11. - С. 45-47.

33. Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания. - Николаев, 2002 - 192с.

34. Мейжис И.А. Коммуникативные навыки библиотекаря// Научные и технические библиотеки.- 2004.- № 6.- С. 42-52.

35. Минкина В. А. Библиотечная конфликтология: приглашение к продолжению дискуссии // НТБ. - 2001. - № 10. - С. 22-35.

36. Мотылев В.М. Методологические основы количественного изучения явлений в библиотековедческих исследованиях // Методы исследований в библиотечной теории и практике. - СПб.: ЛГИК, 1991. - С. 50-59.

37. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2003 - 174с.

38. Психологический климат в коллективе библиотеки : Практ. пособие / Рос. гос. б-ка; Сост.: Е.В. Губина, О.В. Решеникова, Г.Н. Сартан. - М.: Просвещение, 2004 - 152с.

39. Психологический контакт библиотекаря с читателями / Рос. гос. б-ка; Сост. О.В.Решетникова. - М.: Книга, 2003 - 96 с.

40. Рогов Е. И. Психология обучения. - М.: Влада, 2001. - С. 188.

41. Пудов В. Воздействие на читателя: методика пропаганды в индивидуальной работе // Актуальные вопросы библиотечной работы: Сборник. М., 2001 - С.46-52.

42. Смолина Е.В. Проблемы измерения речевой деятельности библиотекаря в исследовании индивидуальной работы с читателями //Методы исследований в библиотечной теории и практике. - СПб.: ЛГИК, 1999 - С. 39-50.

43. Социальная психология/ Под ред.А. М. Столяронко. - М.: ЮНИТИ, 2001. - С. 119.

44. Столяров Ю.Н. Критерий оценки библиотечного обслуживания. - М.: МГИК, 2002 - 100с.

45. Субетто А.И. Очерки теории качества (авторская ретроспекция). - СПб.; Кострома, 2002. - 108с.

46. Субетто А.И. Стратегия развития качества высшей школы России в XXI веке // Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика. - СПб.; Кострома, 2005. - В 3 т. - Т. 1. - С. 20-31.

47. Сукиасян Э. Р. О психологической подготовке библиотекаря - профессионала // Науч. и техн. б-ки. - 1998. - № 11. - С. 57-60.

48. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. - 192с.

Примечания:

Примечаний нет.