Специфика манипулятивного стиля взаимодействия в межличностном общении

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 50  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МАНИПУЛЯЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

1.1. Структура и сущность процесса межличностного общения

1.2. Психологическая манипуляция. Личность манипулятора

1.3. Эффективность манипулятивных стратегий в межличностном общении

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

2.1. Описание испытуемых

2.2. Описание методов исследования

2.3. Описание результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Актуальность работы

В настоящее время в связи с экономическими и культурными преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологических воздействий (воспитательных, управленческих, пропагандистских, психокоррекционных и т. п.), осуществляемых в различных формах (экологических, массовых, групповых, межличностных и т. п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т. п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, полное и эффективное воплощение получает только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах.

Особо важное значение знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает в тех сферах деятельности, где ведущее место имеет процесс межличностного общения – например, профессиональная деятельность менеджера. Само воздействие в этом случае, являясь результатом осуществления целей общения, служит выражением психологической эффективности и результативности общения как специфического вида деятельности, характеризует его личностно преобразующий, деятельностный потенциал.

Следует отметить, что, несмотря на свою актуальность, проблема эффективности психологического воздействия ни в психолого-педагогической теории, ни в психолого-педагогической практике в нашей стране не получила пока должного освещения. Вместе с тем проблема воздействия (что не всегда осознается) занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями. Именно в проблематике психологического воздействия в деятельности менеджера, пожалуй, как нигде более рельефно выражена связь запросов и требований социального заказа сегодняшнего дня, общественной практики и потребности развития психологической науки в целом.

Особое место в изучении эффективности профессиональной деятельности в области профессий «человек-человек», по мнению А.А.Реана, А.Маслоу и других авторов, в последнее время стала занимать проблема манипулятивного общения. «Манипулятор», по мнению данных авторов, использует разнообразные психологические приемы для поддержания своего авторитета среди подчиненных и коллег. Зачастую применение данных приемов может снижать эффективность труда, т.к. внимание личности привлечено не к работе, а к созданию новых манипулятивных приемов.

В связи с этим возникает вопрос об изучении особенностей и эффективности использования манипулятивного стиля в профессиональной деятельности менеджера.

В рамках данной дипломной работы на примере анализа основных стратегий межличностного воздействия в профессиональном общении менеджеров мы попытаемся определить их эффективность.

Целью данной дипломной работы является выявление специфики и эффективности манипулятивного стиля в межличностном взаимодействии.

Объект исследования: стиль межличностного взаимодействия.

Предмет исследования: эффективность манипулятивного стиля межличностного взаимодействия.

В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

1. изучить специфику процесса межличностного общения;

2. сопоставить подходы к изучению личности манипулятора;

3. описать особенности манипулятивной и развивающей стратегий в деятельности менеджера;

4. провести сравнительное экспериментальное исследование эффективности различных стилей профессионального общения менеджеров.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.

2. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение //Вопросы психологии, 1994, №4.

3. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983.–272 с.

4. Братченко С.Л. Диагностика склонности к манипулированию // Диагностика личностно-развивающего потенциала: Метод. пособие для школьных психологов. Псков: Изд-во Псковского обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1997. С. 56 - 62.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб:, Питер Ком. 1999. - 528 с.

6. Добрович А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 182 – 216.

7. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия //Психологический журнал, 1993, №4.

8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.:ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: «Логос», 2000. – 384 с.

10. Знаков В.В. Макиавелизм и феномен вранья //Вопросы психологии, 1999, №6.

11. Знаков В.В. Методика исследования макиавелизма личности. – М.: Смысл, 2001. – 20 с.

12. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал 1997. Т. 18. № 1.

13. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии 1987, №3.

14. Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии, 1995, №6.

15. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: Инфра - М, 1997. - 368 с.

16. Кричевский Р.Л. Если Вы-руководитель… М.: Дело, 1996. – 384 с

17. Кричевский Р.Л., Маржине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев: «Штиинца», 1991. - 127 с.

18.

19. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. – Ростов-на-Дону,1992 – 64 с.

20. Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.: Союз, 2000. – 576 с.

21. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1987.

22. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

23. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 418 с.

24. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.: Инфра-М, 1999 - 224 с.

25. Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии, 2000, №1

26. Свеницкий А.Л.Социальная психология управления Л.: ЛГУ, 1986. - 176 с.

27. Столин В.В, Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 287 с.

28. Хараш А.У. Личность в общении. /Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1987, с. 30.

29. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, Питер, 1999. - 608 с.

30. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.

Примечания:

Примечаний нет.