Технологии эффективного лоббирования
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 71 |
Формат: doc |
Год: 2006 |
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО ЛОББИРОВАНИЯ 8 1.1. Понятие лоббизма 8 1.2. Цели и функции лоббизма 10 1.3. Лоббизм, как специализированная часть паблик рилейшнз 13 1.4. Объекты и субъекты лоббизма 17 1.5. Приемы и методы лоббизма 22 2. СЛУЖБА PR 28 2.1. Служба PR как структура, ориентированная на отстаивание интересов организации 28 2.2. Функции PR-службы как лоббиста 33 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОББИСТСКОЙ КАМПАНИИ 41 3.1. Цели и задачи лоббистской кампании 41 3.2. Результаты лоббистской кампании 47 3.3. Анализ стратегий и тактик лоббистской кампании 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69 Лоббизм как система влияния на членов законодательного органа или чиновников государственных учреждений с целью добиться одобрения или неодобрения ими того или иного законопроекта или постановления получил свое название от английского слова lobby , означающего «закрытое помещение для прогулок, коридор, вестибюль, кулуары». Свой особый политический оттенок слово лобби приобрело в США приблизительно в середине прошлого столетия в виде его производных — лоббизм, лоббирование, лоббист. Считается, что традиция лоббизма как специфического политического явления восходит ко времени президентства Улиса Симпсона Гранта (1869—1877 гг.) — прославленного генерала периода гражданской войны в Соединенных Штатах 1861—1865 гг. По вечерам этот президент со своей «командой» имел обыкновение «расслабляться» после напряженного рабочего дня в вестибюле одного из отелей. Там его министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали обещания (зачастую не бескорыстно) выполнить их. История развития лоббизма действительно была наполнена фактами недозволенных методов давления на законодателей и чиновников. В США, например, несмотря на то, что конституция этой страны защищает право обращения (петиции) к правительству и что там давно уже принято соответствующее законодательство, регламентирующее лоббистскую деятельность, до сих пор еще кое-кто рассматривает лоббирование как попытку манипулирования законодательными и исполнительными органами власти. И все же, в каких бы грехах не подозревали лоббизм, все это, в конце концов, не может затмить ту чрезвычайно полезную роль, которую он призван выполнять. Лоббизм в его современных, цивилизованных формах является широко используемой, легальной формой влияния разнообразных кругов и групп общества на аппарат государственной власти, особенно на парламент, причем влияния снизу. Основная задача демократического лоббирования — добиться того, чтобы в законодательных и нормативных актах государственной власти учитывались специфические интересы разных групп общественности, их организаций, не противоречащие интересам общества Как мы знаем, теория государства и права изучает государство и право как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическую и общечеловеческую сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры. Построение правового государства в России, произошедшая демократизация политической жизни требуют глубочайших исследований в области правотворческого процесса, как в целом, так и его неотъемлемых слагаемых, одним из которых является лоббизм. В либерально-демократическом обществе, каким мы стремимся стать, и де юре и де факто признано, что самые различные социальные группы, классы, нации имеют свои законные интересы и право их защищать всеми законными способами. При рассматриваемом политическом режиме, безусловно, одним из самых действенных способов является право указанных субъектов общественных отношений участвовать в формировании государственной власти, приводя к ней, с той или иной степенью успеха, своих представителей. За редкими исключениями, эти представители интересов, получив должность в государственном аппарате, связанную с принятием решений и правовых норм стремятся принимать их в пользу групп, приведших их к власти. Таким образом, государство и его аппарат выступают в роли социального арбитра, тенденциозность решений которого складывается в процессе демократического формирования власти. В демократическом обществе выше означенный способ является основным, однако существует также множество других, нисколько не противоречащих духу демократического закона, способов защищать свои интересы, влияя на принимаемые государственной властью решения, в том числе и в нормотворческом процессе. Одним из них является процесс лоббирования, являющийся предметом данной дипломной работы. То есть лоббизм как бы дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой такой возможности. Поскольку парламент формируется по территориальным округам и партийным спискам, огромное количество самых разнообразных общественных групп, каждая со своим особенным интересом, не может его, свой интерес, артикулировать, выставляя собственных депутатов. Вместе с тем, ее интерес может быть узко партикулярным, так и иметь большое общественное значение. Таким образом, через систему и практику лоббизма получают свое выражение и представительство в общенациональном масштабе интересы, которые в ином случае остались бы невыраженными. В этом смысле лоббизм соответствует духу демократической политики. Значимость лоббизма на политической сцене современности не только не ослабевает, но с каждым годом возрастает. Лоббизм стал приобретать массовый характер, формируется щедро финансируемая индустрия лоббизма, отдельные лоббистские кампании приобретают статус социальных движений. Сегодня с точностью никто не может утверждать, существуют ли такие решения, которые принимались бы представителями власти в отсутствие воздействия на них со стороны заинтересованных лиц. В равной степени сложно представить, чтобы крупные экономические структуры не пытались бы решить часть своих проблем за счет взаимодействия с властью. Повышение роли лоббизма в политике приводит к трансформации демократии от гражданского представительства к представительству интересов. Трансформация обусловлена тем фактом, что появляются новые и весьма влиятельные агенты политического поля – группы интересов, которые оказывают воздействие на власть, причем зачастую прямое воздействие, без участия в выборах. Лоббизм выступает не только одним из главных механизмов выработки и принятия государственных решений, но и значимой действующей силой становления плюралистической демократии за счет влияния, оказываемого на органы государственной власти. Вышеизложенные обстоятельства указывают на необходимость восполнить возникший пробел в отечественных исследованиях лоббизма и подвести теоретико-методологическую базу под изучение лоббистских коммуникаций с тем, чтобы появилась возможность научного описания и адекватной исследовательской оценки как коммуникационных особенностей отдельных лоббистских кампаний, так и тенденций развития лоббизма в целом. Таким образом, цель данной работы – рассмотреть технологии эффективного лоббирования. Задачи: ? изучить понятие, цели и функции лоббизма; ? рассмотреть лоббизм, как специализированную часть паблик рилейшнз; ? выявить объекты и субъекты, приемы и методы лоббизма; ? изучить службу PR как структуру, ориентированную на отстаивание интересов организации; ? выявить функции PR-службы как лоббиста; ? на примере лоббистской кампании изучить цели и задачи, результаты, а также проанализировать стратегию и тактику. Начиная с 90-х годов, как уже было отмечено, проблеме лоббизма уделялось достаточно много внимания. Изучением зарубежного лоббистского опыта занимаются такие исследователи, как В. Белов, К. Вяткин, Н. Зяблюк, Н. Иванов, Л. Корявин, Н. Прохода, А. Сергунин, А. Хомич и др. Их работы дают возможность составить представление о лоббистской деятельности, новых лоббистских технологиях и тенденциях их трансформации в странах, где лоббизм получил наибольшее развитие. В описаниях зарубежного опыта лоббизма его исследователи ориентируются на традицию политического плюрализма, предполагающую множественность институциональных механизмов разделения и распределения правительственной власти. Проблему лоббизма как системы представительства интересов и взаимодействия государства с группами интересов изучали В.Губернаторов, Н.Лапина, С.Перегудов и др. Данный подход закладывает основу для описания лоббистских возможностей отдельных экономических структур, а также степени влияния, оказываемого ими на государственную власть. Таких описаний в отечественной политологии существует достаточно много. Естественно, что их эвристическая ценность определена текущей расстановкой политических сил. Тем не менее, следует отметить, что данный теоретический подход оказался наиболее востребованным для описания текущих процессов взаимодействия экономических структур и государства. Кроме того, существует достаточно много работ, посвященных как общему анализу лоббизма (Л.Ильичева, В.Лепехин, А.Малько, М.Малютин и др.), так и анализу его отдельных аспектов, таких, например, как роль партий в процессах лоббирования и менеджмент лоббистской деятельности. Во многих из этих исследований отсутствует единая методологическая основа, в некоторых методологическая рефлексия отсутствует в принципе, поэтому выводы, которые в них содержатся, нередко имеют частный или же весьма противоречивый характер. Данная работа состоит из трех глав, введения и заключения. Первая глава дипломной работы посвящена технологиям эффективного лоббирования. На основе изученных источников, выявлены понятие, цели и функции лоббизма, основные субъекты и объекты, а также функции и методы. Во второй главе нами рассмотрена PR-служба, как структура, ориентированная на отстаивание интересов организации ее основные функции. Законы Российской Федерации и другие нормативные акты 1. Конституция РФ. – М.: АСТ: Астрель, 2003. Документальные источники 1. Материалы «Союза Правых Сил» // http: // www.sps.ru 2. Политические тезисы «Союза Правых Сил» - М.: Союз Правых Сил, 2001. 3. Старая новая кожа российской политики. // http: // www.arhive.pitersps.ru Литература 1. Автомонова А.С.Власть ищет себе новую опору // Общая Газета. – 2000. - № 4 (338) от 27 января. – С. 6. 2. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. – СПб.: БГТУ, 2004. – 312с. 3. Белевцева Е.В. Механизм функционирования лоббистской деятельности в политических институтах современной России. // Власть. – 2006. - №8. – С.22-25. 4. Белоусов А.Б. Использование моделей политической коммуникации в мониторинге лоббистской активности // Взаимодействие политической науки с органами государственной власти в формировании политических процессов в Российской Федерации и Новых Независимых Государствах: Сборник научных статей. Часть 2. – Екатеринбург: УралНАУКА, 2002. — С. 8-16. 5. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз = Public relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. – М.: ВЛАДОС, 2005. 6. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М.: Новости, 1990. 7. Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 8. Галумов Э.А. Взаимодействие лоббизма и PR. // Известия. – 2004. - №6. 9. Гусев К.А. Связи с общественностью в экономике. – М.: ЭКМОС, 2004. 10. Калиберда Е. Г. Связи с общественностью: вводный курс. Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. 11. Королько В.Г. Основы Паблик рилейшнз. – М.: Дело, 2000. 12. Королько В.Г. Политическая реклама: уроки выборов, проблемы. // Социология: теория, методы, маркетинг. – 1998. - №6. 13. Кошмаров А.Ю. Телевизионный образ политического лидера как результат репутационного менеджмента// Психология как система направлений. (Ежегодник Российского психологического общества.) - М., 2002. 14. Краткий политический словарь. / Под общ. ред. И.В.Блауберга. – М.: Мысль, 2004. 15. Либералы подерутся в подмосковном лесу. // Общая Газета. – 2001. - № 47 (433) от 22 ноября. – С. 7 16. Лоббизм в России: этапы большого пути. // Материалы круглого стола. – М., 2000. 17. Любимов А.П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе. (Антикоррупционный проект). - М.: Издание Государственной Думы, 2000. 18. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 298с. 19. Митрохин С. С. Демократы, но разные // Независимая Газета. – 2001. - № 112 (2422) от 23 июня. – С. 3 20. Ножин Е.А. Основы отношений с общественностью — «Паблик рилейшнз»: Курс лекций. Ч. 1. - Пермь, 1994. 21. Паблик рилейшнз: теория и практика. / Л.В. Азарова, К.А. Иванова и др. – СПб.: Питер, 1998. 22. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. – М.: ЭКМОС, 2000. 23. Перегудов С.С., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство. – М.: ЭКМОС, 1999. – 368с. 24. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов. / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М.: Высшая школа, 2001. – 349. 25. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. – М.: Центр, 1998. 26. Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве: Теоретический очерк. Серия: Россия и мир социально-гуманитарных знаний. – СПб.: Питер, 2004. – 286с. 27. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 1998. 28. Словарь иностранных слов. / Под общ. ред. Филимонова А.С. – М.: Политиздат, 1994. 29. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2000. 30. Сулакшин С.С. Лоббизм. Открывая рубрику. // Новые рынки. - М., 2002. - №2. 31. Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.2. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. – СПб.: Питер, 2003. – 428с. 32. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – СПб.: Питер, 2000. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: