Активизация процесса обучения в младших классах\Активизация процесса обучения в младших классах

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 82  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной

деятельности младшего школьника.....................................................................6

1.1. Психолого-педагогическая сущность познавательной деятельности

младшего школьника................................... ………………………………………..6

1.2. Анализ педагогического опыта формирования познавательной

деятельности младшего школьника в учебном процессе.....................................13

1.3. Критерии сформированности познавательной активности младших

школьников на уроках природоведения................................................................26

Выводы по первой главе......................................................................................33

Глава 2. Пути и средства активизации познавательной деятельности

младших школьников на уроках природоведения.........................................35

2.1. Формирование и развитие положительного отношения младших

школьников к учебно-познавательной деятельности..........................................35

2.2. Методы и приемы, формирующие самостоятельность младших

школьников на уроках природоведения................................................................51

Выводы по второй главе...................................................................................74

Заключение...........................................................................................................75

Литература...............................................................................................................78

Приложение...........................................................................................................82

Введение

Стремительное социально-экономическое развитие современного общества определяет потребность в активной, творческой личности, способной к самообразованию.

Социальный заказ общества стимулирует совершенствование системы образования. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьником суммой знаний, важное значение придается задаче «научить учиться», пробудить в ребенке желание познавать окружающий мир.

Проблема формирования и активизации учебно-познавательной деятельности особенно актуальна для начальной школы, т.к. именно в младшем школьном возрасте формируется и становится ведущей учебно-познавательная деятельность. От того, насколько успешно будет проходить ее формирование, зависит успешность процесса обучения, развитие личности в целом.

Вопросы активизации познавательной деятельности были рассмотрены в работах известных педагогов и психологов: Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.И. Махмутова, В.Ф.Паламарчука, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др.

Многообразие подходов к исследованию проблем активизации учебной деятельности, с одной стороны, является свидетельством ее актуальности, а с другой-многоаспектности. Нередко, в практике современной школы у учащихся наблюдается пассивность в учебно-познавательной деятельности, нежелание посещать уроки, неумение самостоятельной организации учебно-познавательной работы, что приводит к необходимости нахождения действенных средств активизации познавательной деятельности.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «Активизация процесса обучения в младших классах».

Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность познавательной деятельности младших школьников.

Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: пути и средства активизации познавательной деятельности младших школьников.

Гипотеза исследования: активизация познавательной деятельности младших школьников будет эффективна если:

- личность младшего школьника рассматривается в качестве субъекта плюс объекта учебно-познавательной деятельности;

- предусматривается организация работы по формированию и развитию самостоятельности в учебно-познавательном процессе с учетом возрастных особенностей младшего школьника;

- реализуется комплексный подход к формированию и развитию стойкого положительного отношения младшего школьника к учебно-познавательной деятельности;

- в процессе обучения наряду с сообщающими методами применяются элементы проблемного обучения.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Выявить психолого-педагогическую сущность познавательной деятельности младших школьников.

2. Изучить особенности познавательной деятельности младшего школьника.

3. Проанализировать педагогический опыт формирования познавательной деятельности младших школьников в современной школе.

4. Разработать пути и средства активизации познавательной деятельности в учебном процессе.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; -изучение и анализ педагогического опыта;

-анализ продуктов деятельности младших школьников;

-педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент.

Список литературы

1. Амелина М.В. Листы опорных сигналов //Начальная школа.- 2002, №1, с. 105

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!- М.: Просвещение, 1983-208с.

3. Ананьев Б.Г.Психология педагогической оценки. М.: Просвещение, 1980-с.61-133

4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985-208с.

5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.-М.: Просвещение, 1985-144с.

6. Горшкова Т.Н. Развитие интереса и самостоятельное добывание знаний. //Начальная школа.-1999,№ 12- с.65-67

7. Давыдов В.В., Слободчикова В.И. и др. Младший школьник как субъект учебной деятельности// Вопросы психологии.- 1992, №4-с.14-19

8. Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников// Начальная школа.-2000, №4-с.66-68

9. Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников//Начальная школа.-1985, №10-с. 4-7

10. Ильченко В.Р., Гуз К.Ж.. Образовательная модель «Логика природы».-М.: Народное образование, 2003-240с.

11 .Испалатова И.В. С чувством и с толком // Начальная школа.- 2000, №9, с.88-91

12.Коротяев Б.И. Учение-процесс творческий. М.: Просвещение, 1989-160с.

13.Кропочева Т.П. «Нетрадиционные уроки, естествознание в начальной школе// Начальная школа.-2002, № 1-е.57-63

14.Кропочева Т.П. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках естествознания: монография- Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 2001,- 165с.

15. Кропочева Т.Б., Канторович Н.Я. занимательное природоведение: Методические рекомендации для учителя.-Новокузнецк: НГПИ, 1994-18с.

16.Кудряшова Н.А. Из опыта работы по программе А.А. Плешакова// Начальная школа.-2001, №4-с. 100-102

17. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения// Начальная школа.-2003, №9- с. 68-72

18.Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Просвещение, 1980-216с.

19.Льова М.Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках// Начальная школа.-1998, №4- с. 19-25

20.Манеева О.И. Загадок- не счесть// Начальная школа.-1998, №4- с.25-26

21.Маркова А.К., Орлов А.Б. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М.: Просвещение, 1983-145с.

22.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: Просвещение, 1987-с. 280с.

23.Мигеева Л.Г. Система Л.В. Занкова в практике обучения// Начальная школа.-2002, №1, с.83-85

24. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990-382с.

25. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М.: Просвещение, 1977-96с.

26.Паламарчук В.Ф. Школа - учит мыслить.- М.: Просвещение, Просвещение, 1987-208с.

27.Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. - М. .-Педагогика, 1985. - 80с.

28.Педагогика (под ред. П.И. Пидкасистого).-М.: Российское педагогическое агентство, 1996-604с.

29.Педагогический поиск /сост.И.Н. БаженоваАМ.: Педагогика, 1989-560с.

30. Редкина Е.И. Развивающие задания на уроках природоведения.// Начальная школа.-2000, №4.-с.75-77

31 .Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- М.: Российская энциклопедия, 1994-C.228-229

32.Сандалова Э.Ф. Жукова И.Л. Разжечь огонь любознательности// Начальная школа-2000, №4-с. 25-28

33. Селиванова О.Г. Семенеева Е.П. Первая встреча с прошлым//Начальная школа.-2000, №1 l-c.60-64

34.Сергеева СБ. Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения// Начальняа школа.-1997, №4-с.55-57

35.Симонова Л.П. Загадки как средство экологического образования// Начальная школа.-2004, №6- с.72-78

36.Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971-208с.

37.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1974-605с.

38.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения-М: Педагогика, 1979-558с.

39. Толмазова Л.В. Удивительный мир растений.// Начальная школа.- 2004, №6,-с.86-89

40.Ушинский К.Д. Собрание сочинений.- М.-Л.:АПН, 1949- Т.5.-567с.

41.Хакунова Ф.П. Особенности организации самостоятельной работы учащихся//Начальная школа.-2003, №1,-с. 69-75

42.Харитонова Л.А. Проблемные ситуации на уроках природоведения// Начальная школа-1998, №4.- с.57-60

43.Харитонова Л.А. Работаем по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»// Начальная школа-2001, №4-с.93-95

44. Харитонова Л.А. Определение растений в зимний период// Начальная школа.-2001, №12-с.36-39

45.Чиркова Е.Б. С кем дружит ель?//Начальная школа-2003, №12-с.67-71

46.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.- М.: Педагогика, 1980-136с.

47. Шулындина С.С. На уроках ознакомления с окружающим миром// Начальная школа.-2000, №7-с.94-98

48.Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1986-144с.

Примечания:

Примечаний нет.