Анализ деятельности заведующего по руководству процессом музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 70  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫМ ВОСПИТАНИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1. Общее руководство процессом музыкального воспитания

1.2. Особенности деятельности заведующего детским садом по управлению процессом музыкального воспитания

1.3. Особенности руководства по организации процесса воспитания дошкольников по программе «Радуга»

II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО РУКОВОДСТВУ ПРОЦЕССОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Выявление уровня состояния руководства процессом реализации педагогических программ в рамках дошкольного учреждения

2.2. Анализ полученных данных с позиций повышения эффективности руководства процессом воспитания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3

7

7

11

31

35

35

49

65

68

Введение

Актуальность работы. Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина об¬разования России, Концепция структуры и содержания об¬разования в 12-летней школе, Федеральная программа раз¬вития образования определяют в качестве решающего ус¬ловия успешности преобразований создание гибкой, целенаправленной, экономически эффективной системы госу¬дарственно-общественного управления образованием. В ос¬нову модернизации управления положены два главных со¬циальных ориентира — развитие образовательных систем и обеспечение высокого качества образования. В рамках этих направлений концепцией и нормативно-правовыми до¬кументами программы модернизации образования форму¬лируются задачи создания на всех уровнях управления ус¬ловий, обеспечивающих развитие образовательных систем, обновление функций управления, освоение управленческим персоналом современных методов и технологий норматив¬но-правового, экономического, социально-психологическо¬го, педагогического управления.

Новизна подхода состоит в том, что системы управления выстраиваются как гуманитарные образования, ориентиро¬ванные на человека, личность, воспитанника и педагога. Эти условия определяют актуальность проблемы трансфор¬мации управленческой культуры от директивной, админи¬стративной к гуманитарной, основу которой составляют гу¬манистическая направленность и ценностные ориентации личности руководителя, научность мышления и профессиональная компетентность, зрелость гражданской и профес¬сиональной позиции, демократический стиль управленчес¬кой деятельности.

Тем не менее, на сегодняшний день, ситуация, складывающаяся в управлении, грозит сделать неэффективными все усилия, предпринимаемые для реформирования российской системы образования. Чем меньше средств, тем тщательнее нужно про¬думывать, каких рациональнее использовать. Но для этого, по мнению В. С. Лазарева, нужно уметь хорошо планировать и оценивать последствия. Какие бы замечательные педагогические новации ни бы разработаны, при некачественном управлении нельзя надеяться на их широкое и результативное освоение. Чем сложнее новшество, тем более сложные задачи управления процессами его распространения, и освоения и тем меньше у него шансов быть принятым практикой.

Совершенствование управления должно стать приоритетнейшим направлением любой программы развития образования. Согласно общей теории управления в нестабильных условиях с труд¬но предсказуемыми изменениями эффективными могут быть только гибкие структуры управления. Однако действующие сегодня на всех уровнях системы образования управленческие структуры построены по линейно-функциональному принципу, а значит, по своему типу явля¬ются жесткими и могут хорошо работать только в стабильных условиях.

Не отвечают современным требованиям и организационные ме¬ханизмы управления образованием. В их работе имеется ряд существен¬ных недостатков. Первый - это низкая целенаправленность управления. Социальный заказ к образованию не определен, поэтому цели образования оказы¬ваются расплывчатыми, а у педагогических работников образователь¬ных учреждений нет ясных ориентиров. Второй недостаток заключается в том, что действующие механиз¬мы управления способны обеспечить лишь запаздывающую реакцию, включаясь, когда ситуация обостряется настолько, что не принимать решение нельзя, т. е. реализуется реактивный тип управления. Запаздывание в принятии решений сегод¬ня наиболее заметно при управлении обеспечивающими процессами, прежде всего процессами программно-методического, кадрового и ма¬териально-технического обеспечения.

Третий - низкая эффективность контроля за исполнением реше¬ний. Контроль осуществляется по традиционной схеме, и в его сферу попадают в основном лишь наиболее важные решения.

Попытки решать проблемы управления образованием только на уровне интуиции и здравого смысла, не опираясь на опыт, накопленный в других сферах, и игнорируя богатство управленческой культуры, приведут лишь к появлению многочисленных проблем, повторению сделанных другими ошибок.

Очевиден вывод, что в образовании складывается сово¬купность предпосылок для активного преобразования уп¬равленческих моделей: выявлены и концептуально сфор¬мулированы общественные представления об эффективном управлении, разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база, задействуется теоретический и практико-преобразовательный потенциал современной науки, открыта возможность освоения мирового опыта управления и его адаптации к отечественным условиям.

Наряду с перечисленными направлениями развития организационных структур управления, не менее важной является операционная сторона, связанная с освоением но¬вых технологий управления. Наиболее продуктивными из них являются технологии программно-целевого подхода. Для их реализации руководителям образования необходи¬мы принципиально новые знания и умения, среди них: проблемный анализ, формирование концепции образова¬тельного учреждения, разработка стратегии обновления образования, формулирование целей, определение плана действий, проведение экспертизы, структурирование и ран¬жирование проблем, прогнозирование результатов. На примере дошкольных учреждений важной стороной, таким образом, является программа воспитания и обучения детей, изучение эффективности управленской функции в реализации данной программы.

В рамках данной дипломной работы на примере сравнения особенностей реализации программ в рамках различных дошкольных учреждений автор предприняла попытку изучения эффективности управления процессом музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Целью дипломной работы является проведение анализа деятельности заведующего дошкольным учреждением по управлению процессом музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. Выявить общие и специфические особенности руководства дошкольным образованием.

2. Выявить особенности управления музыкальным воспитанием дошкольников в рамках реализации образовательных программ.

3. Провести сравнительный анализ деятельности дошкольных учреждений в рамках реализации различных программ.

4. Организовать и провести исследование эффективности управления процессом музыкального воспитания старших дошкольников в рамках различных программ.

Объектом исследования является управленческая деятельность заведующего дошкольным учреждением.

Предметом исследования является эффективность музыкального воспитания дошкольников в рамках реализации образовательных программ.

Гипотезой исследования является предположение о высоком образовательном, воспитательном и инновационном потенциале программы «Радуга» в плане музыкального воспитания дошкольников.

Список литературы

1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996

2. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: Астрель, АСТ, 2003. – 399 с.

3. Бехтерев В.М. О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М. 1976.

4. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности. // Дошкольное воспитание, 1992, №5/6.

5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1984.

6. Букреева Л.,Поповицкая Н. У лукоморья: Музыкально-театрализованное представление // Дошкольное воспитание.-1999.-N1.-С.103-116

7. Булкас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения//Вестник Московского университета, сер. 14. Психология № 2, 1995.

8. Ветлугииа Н.А. О международной конференции по музыкальному воспитанию детей и юношества // Дошкольное воспитание, 1970, № 11.

9. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М. 1981 г.

10. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов /В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.

11. Гнов Ф. Психология управления. М., 1982.

12. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии, 1995, №2

13. Детская психология: Учеб. пособие /Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн.: «Университетское», 1988. -399с.

14. Добрович А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 182 – 216.

15. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

16. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.: Академ А., 1999.

17. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М., 1984

18. Журавлев А.Л., Б.Ф. Ломов. Взаимосвязь науки и практики. М., 1984.

19. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

20. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Владос, 2000. – 304 с.

21. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. /Под ред. Т.И. Оверчук. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2002 . – 240 с.

22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 416 с.

23. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, «Академия развития», 1996. – 208 с.

24. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова. Как возможно развивающееся развивающее образование? // Вопросы психологии, 1998, №5.

25. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 7 томах, т. 5. М., 1988.

26. Михайлова М.А. Поем, играем, танцуем в доме и в саду. М. 1997 г.

27. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.

28. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1981.

29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

30. Орлова Т.М. Учите детей петь. М. 1988 г.

31. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии, 1996, №4

32. Поздняк Л.В., Лященко П.Н. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2001. – 432 с.

33. Поташник М.М. Управление развитием школы. М., 1998.

34. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. - 144с.

35. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду /Т.Н. Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др. – М.: Просвещение, 1997. – 224 с.

36. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - Л., 1947.

37. Хлебунова С.Ф. Профессиональная управленческая культура руководителя дошкольного образовательного учреждения как фактор обеспечения качества образовательной деятельности

38. Шамова Т.И. и др. Оценка управленческой деятельности руководителя школы. — Вологда, 1995.

Примечания:

Примечаний нет.