Экологическое воспитание школьников
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 64 |
Формат: doc |
Год: 2005 |
СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………….......8 1.1. Роль семьи в воспитании и обучении младших школьников……………8 1.2. Место экологического воспитания младших школьников в современном естествознании…………………………….……………………18 1.3. Экологическое воспитание младших школьников в кругу семьи…..….52 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ …………61 2.1. Состояние экологического воспитания младших школьников в семье...61 2.2. Программа мер по усовершенствованию экологического воспитания младших школьников в условиях семьи ………………………..63 2.3. Обработка результатов опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников в кругу семьи ………...92 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…99 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…102 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….106 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологическо-го воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на пла-нете, который пытается нарушить законы экологии. Его особи наделены разумом, и чем изощрённее он становится, тем больше накапливается пробелов в его эколо-гических знаниях. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство лю-дей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Лев Гумилев писал, что древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами (что съесть? чем обогреться?) и над сложными (как сохра-нить природу?). Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Избранные экологи-профессионалы не решат экологических про-блем общества, ибо с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от таких контактов не уберечь. Экологиче-скую грамотность, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспи-танием и образованием. На иной путь не остается времени. Разрушение природных комплексов возрастает. В наши дни отношение к природе привело социальную значимость, стало нравственным принципом. Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необра-тимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Важность эколо-гического воспитания для детей в современном технологическом мире переоце-нить невозможно. Проблема охраны природы становится главной проблемой. А решение проблемы экологического образования школьников должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут де-ти. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогиче-ской теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств [43, 2]. Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках и во вне-классной работе, экологическое воспитание должно быть систематическим, регу-лярным. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной. По-прежнему ак-туально звучат слова К.Д. Ушинского: «Странно, что воспитательное влияние при-роды… так мало оценено в педагогике» [42, 10]. Экология имеет точную формальную дату своего рождения, ее «отцом» был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший эколо-гию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой» [69, 14]. Само слово «экология» в переводе с греческого на русский язык означает «знание о доме», что образно отражает суть дела: дом – окружающий нас мир, зна-ние устройства дома – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. Однако факт рождения науки не озна-чает, что до этого никто не занимался ее предметом – «отношениями организмов и среды». Тема эта постоянно была в поле зрения биологов, и без своего названия наука как система знаний фактически существовала всегда. Но появление термина само по себе еще не означает немедленного формирования соответствующей науч-ной дисциплины. В 1972 году в Стокгольме состоялся I Международный конгресс по окружающей среде, и только на этом конгрессе впервые понятия «экология», «эколог» получили современную расширенную трактовку, и именно этот конгресс является вехой, от которой можно вести прямой отсчет становления современной экологии. Именно в это время экология становится целостной «осознающей себя» наукой, имеющей собственные объекты и методы исследования, а также собствен-ный концептуальный аппарат. Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдаю-щиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский ис-следователь Жорж Боффон. Огромное значение для развития экологии имели тру-ды известного русского зоолога Н.А. Северцова. Особую роль в развитии экологи-ческих идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина – основателя учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев, Вернадский, известный английский химик Ро-берт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент. Если в период своего возникновения экология была составной частью биоло-гии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом наук: таких как биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, агрономия, медицина. Таким образом, со-временная экология – это универсальная, бурно развивающаяся, комплексная нау-ка, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы. В свое время философ Д. Дидро писал: «Мы инструменты, одаренные способ-ностью ощущать и памятью. Наши чувства – клавиши, по которым ударяет окру-жающая нас природа и в душе нашей звучит чудная музыка». [39, 420]. Гуманно-му восприятию природы, в сочетании с пониманием ее красоты, учили великие пе-дагоги: Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие. К. Д. Ушинский считал природу важнейшим фактором по силе воздейст-вия на личность, писал о ее влиянии на человека, умении видеть и чувствовать ее, ощущать духовное единение с ней: «Все это помогает, – отмечал К. Д. Ушинский, – возгореться искрами любви к Отечеству» [65]. Разумная деятельная любовь к природе – одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать при-роду, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства. «Школьное экологическое образование призва-но решить одну из важнейших задач – заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим» [64, 96]. Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навы-ки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, жела-ние трудиться на пользу природе. Надо, чтобы ребенок понял, что природа – это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу – значит творить добро. Можно сказать, что начальная школа – важнейший этап в станов-лении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на ос-нове единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Психолог Л. И. Божович подчеркивает, что ответственное отношение челове-ка к природе зависит от формирования у школьников природоохранных умений, навыков, привычек [7]. Не только изучение природоведения, но и вся система ра-боты в начальной школе, в том числе и совместная воспитательная работа с семь-ей, должна способствовать воспитанию у детей правильного отношения к природе. Экологическое воспитание младших школьников должно стать главным, стоять на первом месте в воспитании детей. «Детям свойственна доброта и любознатель-ность, но им не хватает опыта, знаний. Важная задача начальной школы – экологи-ческое образование. Содержание его сегодня богато и разнообразно и может быть развернуто как в рамках учебных предметов, так и во внеклассной и внешкольной работе» [29, 85]. Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т. е. воздействие со стороны школы подкреп¬ляется активной деятельностью родителей в том же направ-лении. Цель исследования: теоретически обосновать и доказать возможность широ-кого использования сведений экологического характера во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения. Объект исследования: процесс организации внеклассной работы по экологи-ческому воспитанию совместно с семьями учащихся. Предмет исследования: возможности организации экологического воспита-ния при осуществлении внеклассной работы с привлечением для активного уча-стия в этом процессе семей учащихся. Анализ состояния проблемы в теории и практике позволяет выдвинуть сле-дующую гипотезу: процесс формирования экологического сознания учащихся начальной школы будет осуществляться более успешно, если экологическое воспитание учащихся будет осуществляться посредством включения их в разно-образные формы внеклассной экологической деятельности в тесном сотрудничест-ве с семьями детей. Были поставлены следующие задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и справочные пособия по экологии и биологии с целью отбора материала для организации внеклассной работы. 2. Выявить уровень экологических и природоохранных знаний учащихся началь-ных классов путем тестирования и беседы. 3. Выявить возможности расширения круга экологических знаний при осуществ-лении внеклассной работы в тесном сотрудничестве с семьями школьников. 4. Подобрать материал для организации внеклассной работы по экологическому воспитанию в кругу семьи. Решение вышеперечисленных задач потребовало применения различных ме-тодов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методи-ческой литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, тестирование и пе-дагогический эксперимент. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азбука экологии / под ред. О.Г. Завьялова, Н.И. Науменко, Н.П. Несговорова, Л.П. Салеева. М. 1997. 2. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа, 1999, № 1. 3. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. 4. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети?: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 5. Блонский П.П.Введение в дошкольное воспитание. М.,1991. 6. Бондаренко Л.Н. Загадки о природе // Начальная школа. 2002, № 2. 7. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возра¬ста // Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995. 8. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995. 9. Бугримова Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. М.: Знание, 1987. 10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.., 1988. 11. Волкова Е. Н. Экологическое образование через уроки природоведения // Начальная школа. 1989, № 6. 12. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителя / под ред. Лихачева Б. Т., Дежниковой Н. С. М., 1997. 13. Гавриляко С. Б. Игры «Земля – наш дом» // Начальная школа.. 1995. №5. 14. Гиляров А. М. Когда и кем придумана «экология» // Биология в школе. 1997. №3. 15. Гребенников И. В. Школа и семья: Пособие для учителя. М.. 1985. 16. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М., 2000. 17. Дусавицкий А. К. Формула интереса. М.: Педагогика, 1989. 18. Жунусова З. А. Воспитание гуманного отношения к природе // Начальная школа. 1989, № 5. 19. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1990. 20. 3ахлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М., 1984. 21. Игнатова В. А., Голубцова В. И. Анализ содержания естественнонаучного образования младшего школьника в разных системах обучения // Психологическая наука и образование. 2000, № 4. 22. Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1989. 23. Зубкова Т. Птицы, которые не боятся людей // Обруч. 1998, № 2. 24. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 25. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании // Пер. с польск. М., 1990. 26. Корчак Я. Дважды два – четы¬ре (Как воспитывать детей). М.,1992. 27. Кузнецова Л. Единство образного и логического мышления как условие повышения эффективности обучения и воспитания // Воспитание школьников.2001, № 9. 28. Купров В. Д. От экологии природы – к экологии души // Приложение к газете «Первое сентября». Начальная школа. 1999. №35, №36. 29. Купров В. Д. Экологическое образование младших школьников // Начальная школа. 2000, №7. 30. Леонтьев М.Р., Самотесов Е.Д. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы. // Биология в школе. 1994. №3. 31. Лесгафт Ф. Семейное воспитание и его значение. М.,1999 32. Лихачев Б. Т. Простые истины воспитания. М., 1983. 33. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1999. 34. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Кн. 2. Природа – глазами души. Беседы о смысле жизни. Вопросы и задания. М., 1996. 35. Макаренко А. С. Книга для родителей. М., 1990. 36. Макаренко А. С. Лекции о вос¬питании. М., 1991. 37. Махов Ф. С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. М., 1989. 38. Мельник Э. Л., Исаева Л. А. Интегрированные уроки при изучении природы // Начальная школа, 1998, № 5. 39. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х . Ч. 1. М. 1991 40. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М., 1996. 41. Отношение школьников к природе. Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной; М., 1988. 42. Охрана природы в школьном курсе биологии / под ред. А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. М., 1977. 43. Плешаков А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. 1991, № 5. 44. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики // Начальная школа, № 2. С. 77; № 8., 58. 45. Плотниекс И. Э. Психология в семье. М., 1991. 46. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. М.: 1999. Кн. 2: Процесс воспитания. 47. Популярная психология для родителей / под ред. А. А. Бодалева. М., 1988. 48. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа / Сост. Е. О. Яременко. 3-е изд., перераб. М., 2000. 49. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. 2-е изд. М., 1997. 50. Ростоцкий С.Б. Экологические проблемы на карте мира // Природа. 1994. №6. 51. Рубинштейн С. Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. М., 1996. 52. Салеева Л. П. Об учебнике «Природоведение и экология» // Начальная школа. 1998, № 6. 53. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. 54. Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе // Начальная школа. 1995, №5. 55. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: Гре¬бенников И. В., Ковинько Л. В. М., 1990. 56. Симонова (Салеева) Л.П. Задания по экологии для младших школьников // Начальная школа. 1988, №2. 57. Симонова (Салеева) Л. П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе // Начальная школа. 1998, № 6. 58. Соколова Н.Д. Экологическое воспитание младших школьников. М., 1991. 59. Страунинг A.M.. Решаем экологические рассказы-задачи // Начальная школа. 2002, № 1. с.39 60. Сухомлинский В. А. Письма к сыну / Избр. произведения: В 5-ти т. Т. 3. Киев, 1979. 61. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. 4-е изд. Киев, 1973. 62. Тарасова Т. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе // Начальная школа,2000, №10. 63. Товпинец И.П. О вариативности естественно-научного образования в начальной школе // Начальная школа, 2001, № 1. 64. Утков П. Ю. Из опыта экологического обучения младших школьников // Начальная школа, 2001, №4. 65. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произве¬дения. М., 1968. С. 351 66. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991. 67. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль. 1997. 68. Чаус Б.Ю., Чаус З.А. Экологические сказки // Начальная школа. 1993. №9. 69. Экология. 9кл./ под ред. Е.А. Криксунова, В.В. Гасечника М., 1995. 70. Янин А.А. Глобальные экологические проблемы // Начальная школа. 1997, №4. приложений нет
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: