Экспериментальное исследование. Применения сенсорных эталонов в дидактических играх с целью экологического воспитания дошкольников
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 73 |
Формат: doc |
Год: 2009 |
Введение…………………………………………………………………………..3 1. Теоретические основы формирования экологических представлений детей в дидактических играх с использованием сенсорных эталонов……………….6 1.1. Сенсорные эталоны как средство формирования экологических представлений дошкольников…………………………………………….6 1.2. Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей-дошкольников……………………………………………………..14 1.3. Методика формирования экологических представлений дошкольников в дидактической игре……………………………………23 2. Экспериментальное исследование. Применения сенсорных эталонов в дидактических играх с целью экологического воспитания дошкольников…...27 2.1. Характеристика методики исследования экологических знаний дошкольников……………………………………………………………..27 2.2. Исследование экологических представлений дошкольников по методике «Диагностика экологических знаний дошкольников»……...31 Заключение………………………………………………………………………41 Приложение 1…………………………………………………………………….. Приложение 2…………………………………………………………………….. Приложение 3…………………………………………………………………….. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками: многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает, если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание. [5, с.136] Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. [2, с.185] Ребёнок познаёт окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятий определяет успешность познавательной деятельности ребёнка. В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и называть цвета, формируют у них представление об оттенках, развивают способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы даёт возможность лучше понимать музыкальные произведения, живопись, получать эстетическое удовольствие от слушания музыки, рассматривания произведения искусства. Сенсорное воспитание предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха. Особенно важно развивать у детей звуковую культуру речи, учить дошкольников анализировать звуковую структуру слова, отражать в речи свои ощущения, понимание эмоциональной ситуации при изложении и пересказе событий из жизни и жизни литературных героев, особенно сказочных. В дошкольном возрасте устанавливаются пространственные и временные представления, которыми дети руководствуются в общении со взрослыми и сверстниками, особенно в разговорной речи. [2, с. 186] Для определения свойств и качеств предмета детей учат обследовать его. Особенно это характерно для работы с младшими дошкольниками. Обследование – это специально организованное восприятие, направленное на определение детьми формы, величины предмета, его свойств. Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозначение – шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или названия предмета в дальнейшем помогает ребёнку свободно ориентироваться в мире предметов и в окружающей действительности в целом. Обучение обследованию предметов проводится с учётом возрастных возможностей детей. Обследование предметов, их свойств и качеств связано и с развитием зрительных ощущений. Зрительные ощущения особенно эффективно развиваются при наблюдении за явлениями природы, за жизнью животных. Воспитанникам во время сезонных прогулок задают вопросы: «Какого цвета небо весной?», «Какого цвета небо осенью?», «Какого цвета листья клёна, берёзы осенью?» приобретая опыт зрительных ощущений, дети легко переносят его в повседневную жизнь и свободно оперируют полученными знаниями в других жизненных ситуациях. [7, с. 11-14] Объектом курсовой работы формирование экологических представлений дошкольников в дидактических играх Предмет изучения – применение сенсорных эталонов в дидактических играх по экологическому воспитанию дошкольников Экспериментальная база исследования – средняя группа детского сада № 38 г.Йошкар-Олы, 25 детей в возрасте 5-6 лет. Гипотеза – использование сенсорных эталонов благотворно влияет на экологическую воспитанность. Цель работы – исследовать способы использования сенсорных эталонов в процессе экологического воспитания дошкольников. Для реализации этой цели необходимы задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования сенсорных эталонов в экологическом воспитании дошкольников. 2. Выявить возможности формирования экологических представлений у дошкольников. 1. Артёмова Л.А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.А.Артёмова – М., 1992. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко– М., 1985. 3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер – М., 1988. 4. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под ред. Ляминой Г.М. – М., 1981. 5. Газина О. Играя, изучаем природу / О. Газина // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 7. – с. 14-17 6. Газина О. Играя, познаём природу / О. Газина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7. – с. 39-40. 7. Грунина С.О. Теория и методика экологического образования детей / С.О.Грунина – Йошкар-Ола, 2006. 8. Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С.А. – М., 2001 9. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И. – М., 1988. 10. Дошкольная педагогика. Под ред. Ядэшко В.И. – М., 1986. 11. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В.А.Дрязгунова – М., 1981. 12. Згурская Л.Д. Экология – малышам / Л.Д. Згурская // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.40-48. 13. Зенина Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста / Т.Зенина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 7. – с. 2-10. 14. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н.Николаева – М., 1999. 15. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры / С.Н.Николаева // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. 16. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников./ О.Соломенникова // Дошкольное воспитание – 2004. - №7. – с.21-27. 17. Уланова Л.И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста / Л.И.Уланова Л.Д.Пушкарева Г.Ф.Ларина – Йошкар-Ола, 1995. 18. Филиппова Г.Экологическое воспитание: психологические основы / Г.Филиппова // Дошкольное воспитание. – 1996.- № 10. – с.74-77. 19. Фокина В. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта / В. Фокина // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 7. – с. 11-14. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: