Эстетическое воспитание младших школьников в семье
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 116 |
Формат: doc |
Год: 2006 |
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ 7 1.1. Проблема семейного воспитания в современной педагогике 7 1.2. Понятие эстетического воспитания………………………………17 1.3. Эстетическое воспитание младших школьников 30 1.4. Особенности эстетического воспитания младших школьнтков в семье 42 Выводы по первой главе 57 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ 59 2.1. Организация исслндования 59 2.2. Методика исследования 61 2.3. Результаты исследования и их анализ 74 2.4. Рекомендации 89 Выводы по второй главе 103 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 108 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….112 ВВЕДЕНИЕ Выпускная квалификационная работа посвящена сложной комплексной проблеме – эстетическому воспитанию младших школьников в семье. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, А.И. Захаров, В. Сатир, А.И. Спиваковская, В.А. Сухомлинский, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Особое внимание уделяется воспитанию детей в семье, так как семья – это первый институт социализации, именно родители являются первыми воспитателями ребёнка. Актуальность исследования связано также с тем, что в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Главная цель воспитательной системы – воспитание творчески активной и самостоятельной личности. Важно, чтобы дети были хорошо образованы, т.е. обладали широким кругозором и современными знаниями о науке, природе, культуре. Общечеловеческие нравственные и эстетические ценности (уважение к старшим, окружающему миру, этика поведения, милосердие, доброжелательность, знание истории культуры своей республики, страны, народов мира и т.д.) – в основе всех педагогический усилий. Младший школьный возраст, как отмечают Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие, представляет большие возможности для формирования эстетической культуры личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Педагоги и психологи отмечают, что в последнее время увеличивается число проблем, связанных с воспитанием детей в семье. Во-первых, отмечается рост неблагополучных семей, где уделяется недостаточно внимания воспитанию детей вообще. Во-вторых, в последнее время отмечается стремление родителей преимущественно к интеллектуальному развитию детей, в то время как воспитанию и развитию прочих сфер, в том числе эстетической культуры личности, уделяется недостаточно внимания. В связи с этим встаёт проблема исследования эстетического воспитания младших школьников в семье. Перед данным исследованием поставлена цель: выявление возможностей семьи как института эстетического воспитания младших школьников. Предмет исследования: формы и средства эстетического воспитания младших школьников в семье. Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников. Гипотеза: эстетическое воспитание в семье эффективно, если проводится систематически, с использованием комплекса форм и средств. Для подтверждения / опровержения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи: • Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников в семье. • Выявить средства, формы эстетического воспитания младших школьников в семье. • Оценить систематичность проводимого в семье эстетического воспитания. • Определить эффективность эстетического воспитания младших школьников в семье. • Разработать рекомендации на основе результатов исследования. Методологической основой исследования явились основные положения теории познания, общефилософские положения о целостности научной картины мира, положение о взаимосвязи общекультурных и национальных духовных ценностей, диалектика соотношения общечеловеческого, федерального и национального, целостный подход к изучению педагогических явлений, идея культурологического подхода в образовании; принципы взаимосвязи теории и практики, активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности. Методический аппарат исследования составили следующие методы: 1. Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литера¬туры. 2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа. 3. Методы математической обработки: расчёт коэффициентов ранговой корреляции, расчёт и анализ процентных соотношений. Структура работы соответствует её цели, гипотезе, задачам и включает введение, теоретическую и экспериментальную части, заключение, список использованных источников (46 наименований), 4 приложений. В тексте работы представлено 5 рисунков, 6 таблиц. Работа выполнена на 111 страницах без учёта приложений. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 1. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127. 2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125. 3. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. - 1995. - N 6. 4. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - N 1. 5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988. 6. Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.- N 5. 7. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего защищает // Начальная школа. - 1996. - N 7. - С.22-26. 8. Горденко Т.Е. Организация работы по формированию социального опыта учащихся в Австрийской школе // Начальная школа. - 1993. - N 2. 9. Давлетишна А.А. Изучение индивидуальных способностей младших школьников // Начальная школа. - 1993. - N 5. - С.10. 10. Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий // Социологические исследования. - 1995. - N 6. 11. Долотина О.П. Родители и дети // Начальная школа. - 1994. - N 8. - С.70. 12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для воспитателей детского сада и родителей. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1993. 13. Ковалева Л.М.,Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе // Начальная школа. - 1996. - N 7. - С.17-22. 14. Ковашкина О.Д. Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребенка // Начальная школа. - 1995. - N 12. 15. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. - 1995 - N 6. - С.11-14. 16. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72. 17. Корсакова Р.Р. Исследовательская деятельность в семейном воспитании / Интернет – портал «Исследовательская деятельность школьников». – www.resercher.ru 18. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям // Психология и педагогика дошкольного образования, 2001 № 1. – Электронная версия 19. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990. 20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2001. 21. Лабовская Г.С. Система эстетического воспитания. // www.harbor.ru. 22. Лихачёв Б.Г. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972. 23. Макаренко А.С. Собрание сочинений: Т. N 8.: Педагогика, 1988. 24. Мальковская И.А. Детство: социально-культурная традиция // Социологические исследования. - 1995. - N 4. 25. Маркова Т.А., Сохина Ф.А. Подготовка детей к школе в семье. - М.: Педагогика, 1976. 26. Макаренко А.С. Воспитание гражданина: педагогические раздумья. - М.: Просвещение, 1988. 27. Матвейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 1980. - С.71. 28. Михайлова Т.В. Как я провожу родительские собрания // Начальная школа.-1993. - N 10. - С.73-75. 29. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение,1986г. 30. Плеханов Г.В. История в слове. – М.: Современник, 1988 31. Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. - М.: Педагогика, 1988. 32. Разумихина Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов по курсу "Этика и психология семейной жизни". - М.: Просвещение, 1986. 33. Рукавицын Н.Н. Эстетическое воспитание. – М.: Просвещение, 1988. 34. Сатир. В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992. 35. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983. 36. Созонов В.П. Как измерить результат воспитательной работы // Народное образование. – 2001. - № 9. 37. Степанов Е.И. Воспитательный процесс: Изучение эффективности: Методические рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с. 38. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1982. 39. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Минск: Народная газета, 1978. 40. Трофимова О.Г. Книга в семье и духовное развитие ребенка // Начальная школа. - 1995. - N 7. 41. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - С.4-18. 42. Фархшатова И.А. Мир добра и красоты / Учеб. пособ. – Оренбург: Пресса, 2003. 43. Шепелева К.Г. Из опыта работы с родителями // Начальная школа. - 1994. - N 11. - С.75-76. 44. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С.3-8. 45. Эстетика и современность. Книга для учителя. Под ред. С.Е. Можнягуна. – М.: Просвещение, 1978. 46. www.cultinfo.ru Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: