Этическая беседа как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 2 глава

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 41  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 2

2.1. Анализ педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 2

2.2. Изучение уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 9

2.3. Формирование у старших дошкольников представлений, практических умений и навыков взаимоотношений со сверстниками 11

2.4. Анализ итогов экспериментальной работы 20

Библиография 24

Приложения 27

Введение

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

2.1. Анализ педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Очень важное место в проведении данного исследования занимала экс¬периментальная работа, позволяющая нам осуществить объективную про¬верку достоверности гипотезы.

Гипотеза исследования: оптимальным средством этического воспитания дошкольников является этическая беседа.

Исследование осуществлялась на базе Государственного Образовательного Учреждения детского сада №404 ЗелОУО, в старшей группе (6 лет).

Эксперимент носил формирующий характер и включал в себя три взаи¬мосвязанных этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап был на¬правлен на определение содержания и методики опытно-экспериментальной работы.

Особым звеном исследования стал констатирующий эксперимент, кото¬рый предшествовал формирующему эксперименту и имел целью исследова¬ние практики воспитательной работы в детских садах.

В основе гипотезы эксперимента лежало предположение о том, что уро¬вень этического воспитания дошкольников можно значительно повысить, если осущест¬вить ряд мероприятий, направленных:

• во-первых, на совершенствование педагогической подготовки педагогов, сотрудников клубов, музеев, библиотек по повышению уровня этического воспитания детей в современных условиях;

• во-вторых, на обеспечение психолого-педагогически направленного управления этическим воспитанием детей.

В свою очередь, это помогло нам осуществить планирование опытно-экспериментальной работы. Определить содержание, последовательность и сроки проведения мероприятий, направленных на подтверждение выдвигае¬мой гипотезы.

Педагогический формирующий эксперимент включал в себя:

- Беседы и анкетирование дошкольников с целью оценки их этической направленности, интересов (20 человек).

- Изучение материалов обследования дошкольников с целью оценки их этической направленности и определения факторов, влияющих на эту направленность (20 человек).

- Формирующий эксперимент, проводимый с целью влияния воспитательных воздействий средствами этической беседы на развитие этической направленности у дошкольников (20 человек).

- Математическая обработка материалов исследования (расчет средних

величин, квадратичных отклонений, ошибок средних величин, коэффициентов вариации, проведения корреляционного анализа).

При проведении наблюдения использовали методику двойного ранжи¬рования и условную оценку различных искомых показателей в 5—балльной шкале по следующей схеме:

• 5 баллов — самая высокая положительная оценка;

• 4 балла — положительная оценка (больше «да», чем «нет»);

• 3 балла — средние данные (немного «да», немного «нет»);

• 2 балла — оценка в большей мере отрицательная, нежели положитель¬ная (больше «нет», чем «да»);

• 1 балл — безусловно, отрицательная оценка, полностью негативное от¬ношение.

Характеристика отдельных методик.

Беседы проводились по отработанной нами схеме с решением следую¬щих задач:

• Оценить общее представление об этике.

• Выявить наличие какой-либо этической направленности. Проанализировать доводы, оп¬ределяющие такую направленность.

• Оценить мотивацию к этичным поступкам (как желание их совершать, активное стремление к этике, сопровождаемое практическими действиями для осуществления этой цели).

• Выявить случаи негативного отношения к этике и этичным поступкам. Проанализировать доводы, высказываемые в определении негативного отношения

Определить, какие фильмы, радио- телепередачи, журналы, газеты,

литературные произведения способствовали формированию этических и нравственных принципов.

Определить, какие фильмы, радио- телепередачи газеты, журналы, литературные произведения способствовали образованию негативных мотивов к службе в Вооруженных Силах.

Оценить влияние на отношение к этике средств художественно-творческой деятельности (по 5— балльной шкале).

Анкетирование осуществлялось с помощью нескольких форм анкет по содержанию и схеме беседы (см. приложение)

Основной этап опытно-экспериментальной работы состоял в непосредственном проведении форми¬рующего эксперимента. В ходе работы осуществлялась оценка действенности проводимых мероприятий. Основной этап включал в себя две стадии исследования, каждая из которых завершалась промежуточным и ито¬говым замером уровней испытуемых по результатам воспита¬тельной деятельности.

Список литературы

Примечания:

работа неполностью