Использование элементов народного костюма как средство развития воображения в предмете технологии

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 66  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ……………...

1.1. Анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования………………………………………………………………………………………...

1.2. Теоретический подход к понятию и сущность воображения в современной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………

1.2.1. Понятие воображения, его природа и своеобразие в процессе деятельности…………...

1.2.2. Творческое воображение, его особенности и сущность…………………………………..

1.2.3. Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов……...

1.3. Народное искусство, его составляющие в пространстве культуры………………………...

1.4. Возрастные и индивидуально - психологические особенности подросткового возраста...

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………………………

2.1. Условия мотивации, стимулирования мыслительной деятельности в организации обучения творческого воображения……………………………………………………………….

2.2. Методы и приемы развития творческого воображения на уроках технологии……………

2.3. Конструирование упражнений по развитию памяти, мышления, воображения…………..

2.4. Методические рекомендации по развитию творческого воображения на уроках технологии…………………………………………………………………………………………...

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА……………………………………...

3.1.Описание испытуемых и методов исследования……………………………………………..

3.2. Описание констатирующего этапа эксперимента……………………………………………

3.3. Описание формирующего этапа эксперимента………………………………………………

3.4. Описание контрольного этапа эксперимента………………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………...

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….………….

6

8

8

11

11

19

23

27

31

38

38

40

49

52

56

56

59

60

63

65

67

70

Введение

Актуальность работы. В современных условиях все большую актуальность и практическую значимость приобретает развитие способности личности к активному преобразованию действительности, субъектному включению в общественные отношения, что определяет успешность адаптации к среде.

Как показывают данные социологических и психолого - педагогических исследований, именно в последние годы особенно резко обострилась проблема социальной дезадаптации подростков и молодежи. Несомненно, большую роль в возникновении этой проблемы сыграли социально - экономические и политические перемены, происходящие в нашем обществе, уменьшение личностной значимости образования. Однако, наряду с этим, содержание общеобразовательного обучения в условиях средней школы, заключающееся, зачастую, в формальной передаче системы абстрактных знаний, оказалось невостребованным жизнью.

Однако роль среднего образования в развитии гармоничной личности учащегося подчеркивалась в работах таких видных отечественных психологов и педагогов как Л.С.Выготский, Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин и других. Исследователи единодушны в мнении о том, что именно стратегия сотрудничества педагога и учащегося на уроке, активная, творческая позиция учащегося в процессе усвоения жизненно необходимых знаний способствуют формированию целостной индивидуальности и творческой активности ребенка. Таким образом, наметилось противоречие между требованиями общества к психическому развитию школьника и содержанием среднего образования. В этой ситуации особое значение приобретают особенности и способ организации учебного процесса, способы взаимодействия педагога и учащегося на уроке.

В рамках данной дипломной работы особо изучается методическая организация уроков технологии с учащимися – подростками в рамках цикла уроков «Народный костюм». Эти уроки, помимо отработки основных навыков технического творчества, призваны способствовать развитию творческого воображения подростков.

В ходе уроков по технологии ребенку создаются условия для проявления собственной индивидуальности в решении творческих задач, для использования различных способов их решения. Средством развития творческого воображения может многообразие форм и видов изделий народного творчества – народного костюма. Решение учащимся проблемных ситуаций на уроких по технологии при работе с тканью позволяет активизировать различные сенсорные модальности ребенка (цвет, тактильные, звуковые, зрительные ощущения), что приводит к обогащению чувственного опыта, более полному познанию свойств материалов.

Приобретение учащимся навыков самостоятельной творческой деятельности, развитие творческого воображения на организованных специальным образом уроких по технологии обеспечивает возможность выработки собственного, индивидуального и неповторимого репертуара решения творческих задач в рамках всего школьного курса.

Объект исследования. Элементы удмуртского костюма.

Предмет исследования. Развитие творческого воображения учащихся 12-13 лет на уроких по технологии.

Цель работы. Изучение деятельности школьников на уроких цикла «Народный костюм» по технологии в средних классах школы на формирование творческого воображения.

Задачи исследования:

• проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблематике;

• подобрать и обосновать выбор методических приемов и содержания учебного материала уроков;

• подобрать и обосновать выбор диагностических методик изучения творческого воображения школьника;

• осуществить психологическую диагностику творческого воображения школьников в процессе уроков по технологии.

В основу исследования положена гипотеза, заключающаяся в том, что использование элементов удмуртского костюма в предмете «Технология» будет способствовать развитию творческого воображения подростков.

Список литературы

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 1994. – 68 с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского университета, 1983

3. Богоявленская Д.Б Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.

4. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.

5. Волков И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процесса обучения: Кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1990.-159с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

7. Галагузова М.А., Каюкова Л.А. Активизация познавательной твор¬ческой деятельности учащихся на уроках труда. // Начальная школа. 1987. №7.

8. Гильбух Ю.3. Психодиагностика в школе. М.: Просвещение, 1989.

9. Древние мастера Прикамья. Очерки. Ижевск, 1994. – 108 с.

10. Загвязинский В.Н. Педагогическое творчество учителя. М.: Педаго¬гика, 1998.-160с.

11. Ершов А.А. Психология соактивности людей. - СПб.: Знание, 1992. - 32 с.

12. Иващенко В.Ф. Труд и развитие личности школьника. М.: Просве¬щение. 1987, с. 35-36.

13. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. М.:1980.

14. Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 1983.

15. Козлова Т.В. с соавт. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. – М.: Легпромбытиздат, 1990. – 320 с.

16. Козырева А.Ю. Лекции по психологии и педагогике творчества. Пенза, 1994.

17. Криторов А.Ф. Организация и оборудование учебно-производственной базы в межшкольных учебно-производственных комбинатах. М.: Педагогика, 1992.

18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.-303 с.

19. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961.

20. Лук А.М. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.

21. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка-пресс, 1998. – 176 с.

22. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Педагогика, 1993.

23. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способно¬сти. М.: Знание, 1981.-96 с.

24. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Знание,1987.

25. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 151 с.

26. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 1978.

27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

28. Одаренные дети/ под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.Н. М.: Про¬гресс, 1991

29. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности //Вопросы психологии, 1996, №1, с. 5 - 19

30. Охрана труда в школе: /Сб. нормат. док./ Сост. С.М. Кулешов. - М.: Просвещение, 1981.

31. Петровский А. В. , Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 415 с.

32. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.

33. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: педагоги¬ка, 1976.

34. Психология творчества. /Под ред. Я.А.Пономарева. - М.: Наука, 1990. - 224 с.

35. Психологическая диагностика детей и подростков /Под ред. К.М.Гуревича. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 360 с.

36. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991.

37. Развитие самостоятельности и творческой активности школьников. М.: Просвещение, 1964.

38. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука,1991. -181 с.

39. Роль искусства в развитии способностей школьников. М.: Зна-ние,1985.

40. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологи¬ческой диагностике. М.: Дидакт, 1992.-256. с.74-85.

41. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Яро¬славль: Академия развития, 1997.-192 с.

42. Столяренко А.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000. - 576 с.

43. Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы. - Психологический журнал, 1995, 16, №3, с. 23-35.

44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995. – 291 с.

45. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во БСЭ, 1983.

46. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высш. шк., 1990. - 576 с.

47. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса // Вопр. Психоло¬гии-1991, №1.

48. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Просвещение,

49. Яковлева Е.Л.. Психологические условия развития творческого по¬тенциала у детей школьного возраста. М.: Просвещение, 1994. - 45 с.

50. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. //Вопросы психологии, 1996, №3, с. 28 - 34

Примечания:

Примечаний нет.