Использование игровых технологий при изучении темы «Воды суши» в 6 классе

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 61  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ГЛАВА 1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6

1.1. Игровые технологии в педагогической литературе 6

1.2. Типология игр как методический инструментарий в учебном процессе 12

1.3. Применение игровых технологий на уроках географии 23

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ВОДЫ СУШИ» В 6 КЛАССЕ 30

2.1. Место темы «Воды суши» в учебной программе по географии 30

2.2. Используемая методика изучения темы «Воды суши» в 6 классе 35

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО ТЕМЕ «ВОДЫ СУШИ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 58

Введение

Повышение требований к качеству образования становится насущной проблемой и условием развития системы среднего образования, стимулом обновления его содержания на основе принципов фундаментальности, интегративности, преемственности и практической направленности.

Целью современного образования в средней школе является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности. Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды.

В настоящее время мы наблюдаем также преобразование образовательного пространства, которое из парадигмы «подражание» вступило в парадигму «информация». Колоссальные успехи информационной системы образования породили стремление расширять объемы информации и соответственно увеличивать время обучения, что приводит к необходимости совершенствовать ее. Главным недостатком системы школьного образования при этом является отсутствие деятельности ученика, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям. При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной работе для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля.

Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в курсе географии 6 класса средней школы. В данной работе автор остановился на роли применения игровых технологий в курсе преподавания географии по теме «Воды суши» в средней школе.

В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Представляют интерес исследования В.А.Кривовой, Л.Н.Матросовой, Т.М.Сорокиной, С.И.Тюнниковой, отмечавших, что деловые игры способствуют развитию творческого мышления, активизации самостоятельной работы учеников.

Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

Целью исследования является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках географии в 6 классе средней школы.

Задачи исследования:

1. Анализ игровых педагогических технологий и их практической реализации.

2. Теоретический анализ специфики организации учебной деятельности учеников посредством игровой деятельности на уроках географии.

3. Практическая реализация дидактической методики с использованием игровых технологий и анализ результатов.

Методы исследования – дидактические игровые технологии, методы статистической обработки данных.

Условия проведения педагогического исследования. В исследовании приняли участие учащиеся 6 классов, проходящие обучение по курсу географии «Воды суши». 17 человек составили контрольную группу исследования и 17 человек – экспериментальная группа. Игровые дидактические технологии, направленные на повышение уровня знаний, применялись в экспериментальной выборке.

Список литературы

1. Алексюк А.Н. Методы обучения и методы учения. - Киев, 1980. -215с.

2. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001 год.-176 стр.

3. Арстанов М.Ж. и др. Дидактическая имитационная игра «Педагогическая практика» - Алма-Ата, 1982. - 11 с.

4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. - 380 с.

5. Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной географии // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995. - 143 с.

6. Баринова И.И. «Современный урок географии». Ч.2.Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения. М., Школа-Пресс, 2001 г.

7. Баянкина З.В. Развитие творческой деятельности в коллективе подрост¬ков средствами познавательных игр // Деятельность, общение, игра в разви¬тии коллектива и формировании личности школьника. М., 1983. С. 135-141.

8. Боголюбов В.В. Педагогическая технология: эволюция понятия //Советская педагогика. - 1991. - № 6. - С. 36-39.

9. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр // Уч. пос. М.: изд-во "Флинта", 1997. 96 с.

10. Букин А.П. Проектирование игр // Игры и экологическое образование детей / Вспомог. матер, к учеб, семинару. Пущине: Биопресс. С. 32-37.

11. Газман О.С., Харитонова И.Е. В школу - с игрой // Кн. для учит. М.: Просвещение, 1991. 96 с.

12. Гапонов Г.М. Самостоятельная работа учеников. В сб.: Организация самостоятельной работы учеников. - Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1969. - 123 с.

13. Греханкина Л.Ф., Добрякова З.Ф. Блочно-модульное изучение курса «Географии материков и океанов» //География в школе №4, 1999г.

14. Ермошкина А.С. Уроки географии: 8 класс. М.: Просвещение, 1993. – 160 с.

15. Занько С.Ф., Тонников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение // Тео¬рия, практика и перспективы игров. обучения. М., 1992. Ч. 1. 128 с.

16. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащих¬ся по географии // Прилож. к бр. "Географ, игры в обучен, и воспит. школьн." Горький, 1990. 36 с.

17. Игровые метолы обучения // Метод, реком. / Сост. Душкова Т.А., Кова¬лева Н.Б., Лим Е.С., Миушкина А.В. М., 1989. 62 с.

18. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обуче¬ния. Моск. псих. соц. ин-т, М.: изд-во "Флинта", 1998. 192 с.

19. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Журн. "Советск. педагогика." 1985. №6. С. 57-61.

20. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.-80с.

21. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. Методическое пособие по географии материков и океанов. М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

22. Крылова О.Н. География, 6 класс. М.: Новый учебник, 2004.

23. Кукушкин В.С. География и экология. Сценарии творческих уроков. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 160 с.

24. Кулинич С. Г., Николина В. В.. Географические игры. //География в школе. 1991. №1.

25. Кутейников С.Е. «Типы учебных элементов модульной программы». Журнал «География в школе» №2- 1998 г.

26. Нечаев Н.Н. Моделирование и творчество. - М.: Знание, 1987.

27. Нилова Л.Н. Обучение в процессе игры // Биология в школе", 1989.

28. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие/ Моск. пед. ун-т. - М.: Рос. пед. агентство,

29. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. - 192 с.

30. Рысьева Т.Г. Дидактические игры и возможности их применения при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск: Издатель¬ский дом "Удмуртский университет", 2001. - 160с.

31. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учеб. пособ. М.: Народ, образование, 1998. 256 с.

32. Синельникова И.Д. Игра как средство развития интереса к биологии М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. 144 с.

33. Скаткин М.Н., Лернер И.Я. О методах обучения. // Советская педагогика. - № 3. - 1965. - С. 3 - 10.

34. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

35. Спичак С.Ф., Тесленко С.В. Игра на уроках географии. //География в школе, №2, 1996.

36. Третьяков П.И, Сенковский Н.Б. «Технология модульного обучения в школе» М., 1997 г.

37. Шамова Т.И. «Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы». М., 1994 г.

38. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры // М.: Новая школа, 1994. - 144 с.

39. Яковлева Г.Н. Кроссворды по курсу географии материков и океанов. //География в школе, №2, 1996.

Интернет-ресурсы: материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru

Примечания:

Примечаний нет.