Использование ИКТ во внеклассной работе по информатике
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 72 |
Формат: doc |
Год: 2009 |
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовании 11 1.1. Информатизация образования, как составная часть современного общества 11 1.2. Информационные и коммуникационные технологии: общая характеристика, понятие, средства и методы использования. 14 1.2.1. Общая характеристика, понятие информационных и коммуникационных технологий 14 1.2.2. Средства ИКТ 16 1.2.3. Методы использования ИКТ в обучении школьников 20 1.3. Внеклассная работа с применением ИКТ. 24 Глава 2. Использование ИКТ во внеклассной работе по информатике 27 2.1 Характеристика базы исследования 27 2.2. Технология использования ИКТ во внеклассной работе по информатике 30 2.3. Разработка интегрированного урока "Урок России и интернет-технологии" 40 2.4. Результаты работы медиацентра по внедрению новых компьютерных и информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. 50 Заключение 55 Список источников литературы 57 Приложения 60 Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в образовательном процессе. Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Процесс информатизации образования в настоящее время затронул все аспекты учебно-воспитательного процесса и деятельности школы как образовательного учреждения. Если раньше основным источником знаний для ученика была книга, а учебный процесс обеспечивался информацией, в основном с помощью школьных и городских библиотек, то нынешнее развитие информационных и коммуникационных технологий и электроники позволяет использовать не только печатные издания (книги, журналы, брошюры и т.п.), но и мультимедийные образовательные ресурсы: аудиокассеты, видеокассеты, электронные образовательные издания, учебные пособия, представленные на CD-ROM-дисках или других цифровых носителях информации. Широкие возможности информационного обеспечения учебного процесса предоставляют компьютерные сети: Интернет, городские и локальные сети. В настоящее время продолжает формироваться понятийный аппарат информатизации образования. В научно-методической литературе встречаются понятия: цифровой образовательный ресурс, мультимедийный ресурс образовательного назначения, интерактивный распределенный информационный образовательный ресурс и др. Цифровой образовательный ресурс (Уваров А.Ю.) - любой образовательный ресурс, представленный в цифровом виде. Мультимедийный ресурс образовательного назначения (Семенов А.Л.) - любой образовательный ресурс, который представляет из себя текстовую, графическую, звуковую или видеоинформацию и хранится на каком-либо носителе. Интерактивный распределенный информационный образовательный ресурс (Сырбу А.Н.) -информационный ресурс образовательного назначения, размещенный на различных Web-серверах, представленный в формате, обеспечивающем интерактивное взаимодействие с ним и технико-технологическую поддержку его функционирования в локальных и глобальной сетях. Как показывают научно-педагогические исследования в области создания и применения информационных ресурсов образовательного назначения (Андреев А.А., Ваграменко Я.А., Козлов О.А., Лапчик М.П., Матрос Д.Ш., Пак Н.И., Панюкова СВ., Роберт И.В., Софронова Н.В. и др.), использование мультимедийных образовательных материалов, информационных' и коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет: представить обучающие материалы в графической, звуковой, анимированной форме, что дает многим учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне; автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учеников; автоматизировать процесс закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий; осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения; существенно повысить интерес к предметам, что также определяет качество обучения; получить доступ и оперировать большим объемом информации; формировать информационную культуру, в том числе обучать детей находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире; организовать внеклассную учебную и воспитательную работу; предоставить возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо. В настоящее время существует большое количество общих и частных методик применения информационных технологий в образовании (Зверева М.И., Надточий И.С., Смольникова И.А., Туранова Л.М., Далингер В. А. и др.) и практически все они включают использование мультимедийных или сетевых образовательных ресурсов. Многие современные учебные заведения оснащены не только компьютерными классами, но и мультимедийными проекторами и ноутбуками. Это заметно расширяет возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках непосредственно в кабинете учителя-предметника. Однако следует заметить, что используется эта техника не так уж часто. И прослеживает явное противоречие: с одной стороны стремительно нарастают потребности в применении ИКТ в образовательном процессе, а с другой отмечается явная недостаточность технического оснащения современных школ. Проблема еще и в том, что практически полностью отсутствуют программно-методические комплексы, включающие в себя компьютерную программу, пособие для учителя, содержащее не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы. Важнейшими проблемами остаются: Недостаточная разработанность методик по использованию ИКТ в конкретных учебных областях. Отсутствие инновационного взаимодействия педагогических и информационных технологий. Недостаточная разработанность использования ИКТ во внеклассной работе. Наличие достаточно устойчивого мнения о негативных последствиях влияния ИКТ на здоровье и культурное развитие учащихся. Таким образом, проблема исследования определяется несоответствием между потенциальными возможностями использования информационных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе школы, а также высокой востребованностью этих ресурсов со стороны учителей и администрации школы для совершенствования образовательного процесса и недостаточным уровнем научно-методических разработок в области организации и использования технических средств обучения в условиях информатизации школы. В соответствии с вышеизложенным актуальность исследования определяется необходимостью разработки теоретических основ создания и использования ИКТ, предназначенной для обеспечения учебно-воспитательного процесса школы информационными образовательными ресурсами. Отсюда мы поставили одной из основных целей данной работы разработать и представить технологию с применением ИКТ, содержащую в себе как поурочное планирование, подробное описание хода работы на уроке, так и практические результаты по такой технологии (в виде примера урока-презентации и количественные и качественные выводы с цифрами в диаграммах). Учитывая вышеизложенное, мы можем сформулировать цель, объект, предмет и гипотезу исследования. Цель исследования состоит в изучении применения информационных и коммуникационных технологий во внеклассной работе среднего общеобразовательного учреждения, а также разработать и представить технологию с применением ИКТ. Задачи исследования состоят в следующем: 1. Рассмотреть теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовании; 2. Дать понятие информатизации образования и средствам информатизации образования; 3. Обозначить методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников; 4. Предложить практические разработки по внеклассной работе школьников с применением информационных и коммуникационных технологий. 5. Определить эффективность применения в школе информационных и коммуникационных технологий. Объектом исследования являются особенности применения информационных и коммуникационных технологий во внеклассной работе среднего общеобразовательного учреждения. Предмет исследования: информационные и коммуникационные технологии. Гипотеза исследования: Предполагается, что учитель сам должен придумать использование программного средства на уроке. Однако при этом разработчики программного обеспечения забывают, что далеко не каждый учитель-предметник имеет дома хороший компьютер. Многие учителя просто боятся машин, не представляют их возможностей. Поэтому желательно на первом этапе знакомства учителя с компьютерной программой предложить готовые разработки уроков по тем или иным темам, увлечь преподавателя, и только потом, хорошо поняв возможности программы, учитель сможет проявить творчество. Предполагается, что готовые разработки уроков с применением технологии ИКТ будут способствовать как проявлению творчества и мастерства учителя-предметника, так и повысят общую заинтересованность предметом учеников, будут также способствовать повышению их мотивации, креативности мышления и творческому саморазвитию. Поиск эффективных путей решения этих сложных проблем обеспечит педагогическую целесообразность процесса информатизации образования. Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов, адекватных природе изучаемого объекта: - теоретический анализ и концептуальный синтез научных источников по психолого-педагогическим проблемам, связанным с процессом и результатами образования вообще и с формированием базовых компетенций учащихся; - анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, материалов научно-практических конференций и Интернет-ресурсов по теме исследования; - анализ учебно-методической документации (Государственных образовательных стандартов, программ профессиональной подготовки, планов, нормативных документов), определяющий направление и технологии реализации образовательного процесса в условиях информатизации образования; - изучение, обобщение и систематизация педагогического опыта, связанного с информатизацией образования, разработкой и реализацией инновационных образовательных технологий. Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические и научно-методические работы в области: философии образования, педагогики и психологии (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, Л.С.Выготский, П.И.Гальперин, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, В.А.Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); информатизации образования (А.А. Андреев, Я.А. Ваграменко, О.А Козлов, Д.Ш.Матрос, М.П.Лапчик, Н.И.Пак, С.В.Панюкова, Е.А. Полат, В.А.Поляков, И.В. Роберт, И.А. Румянцев, Н.В. Софронова и др.); подготовки преподавателя информатики в условиях информатизациии образования (С.А. Жданов, Э.И.Кузнецов, М.П. Лапчик и др.); работы в области образовательных информационных образовательных ресурсов и медиаобразования (Е.А. Бондаренко, А.А. Журин, Л.С.Зазнобина, К.Г. Кречетников, Н.Ю.Соколова, А.В. Федоров и др.) В качестве основных работ в области информатизации образования можно выделить труды Я.А. Ваграменко, С.А. Жданова, Т.Б. Захаровой, О.А. Козлова, К.К.Колина, А.Ю. Кравцовой, А.А. Кузнецова, М.П Лапчика, С.В.Панюковой, Е.А. Ракитиной, И.В. Роберт, Н.В. Софроновой, Н.М. Стадника, М.А. Щербакова и др. В этих работах отмечается, что важными отличительными чертами современного этапа информатизации общего среднего образования являются: активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе локальных и глобальной сетей в деятельности учителя и ученика; тенденции изменения классно-урочной системы при использовании средств ИКТ; внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, основанных на активных методах обучения и коллективных формах работы учащихся; создание и функционирование единого информационного образовательного пространства на уровне школы, региона, страны. Практическая значимость. Настоящее дипломное исследование ориентировано на подготовку педагогов к обоснованному и эффективному использованию средств ИКТ в обучении школьников. В работе рассмотрены общие вопросы информатизации среднего образования, целесообразность и эффективность использования ИКТ в образовательном процессе, практическое применение ИКТ в образовательном процессе. Материалы данного исследования (как в теоретическом, так и в практическом аспекте) могут быть использованы в практике преподавания методики обучения, а также в практическом использовании средств ИКТ в образовательном процессе; позволит познакомить педагогов с классификацией средств информатизации образования спецификой применения, методами использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников. Содержание применяемых методов исследования, конкретные проблемы, решаемые с помощью каждого из них, а также полученные результаты описаны в соответствующих разделах дипломной работы. Структура работы. Дипломное исследование "Применение информационных и коммуникационных технологий во внеклассной работе среднего общеобразовательного учреждения" состоит введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения, библиографии. Во введении обосновывается тема дипломного исследования, поставленные задачи и цели, определяется объект и предмет исследования. Также дается характеристика примененным в дипломном исследовании методам, обосновывается новизна дипломного исследования. В первой главе "Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовании" комплексно изучается и анализируется понятие информационно-коммуникационных технологий, информатизации образования. Во второй главе "Методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников" рассматриваются методы информатизации обучения, использование ИКТ в образовательнолм процессе учащихся. Третья глава "Внеклассная работа с применением информационных и коммуникационных технологий" посвящена непосредственной разработке использования ИКТ во внеклассной работе. В заключение подводятся итоги всей работы. Делаются основные выводы по теме. Итогом дипломного исследования стал список использованных теоретических трудов. В приложениях представлены материалы по теме дипломного исследования. 1. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г., с. 33-37. 2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. 3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. 4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издатель-ский центр Академия, 2002. - 320 с. 5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000. 6. Босова Л., Босова А. Уроки информатики в 5-7 классах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 7. Внеклассная работа с использованием ИКТ/ ИТО-Марий Эл-2007 / Внедрение ИКТ в практику управления образованием :/публикация. Иванова А. С., Горохова Р. И. http://ito.edu.ru/2007/MariyEl/III/III-0-11.php 8. Горуцкий А.И. Внеклассная работа в школе/А.И. Горуцкий // Информатика. Приложение к газете 1 сентября. - №10 от 16-31 мая 2006. 9. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В.Давыдов. - М., 2003. 10. Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1998. 11. Ершов А.П. 3. Проблемы информатизации , ј 3/4,1993, с.81-88. 12. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2002г., с. 18-22. 13. Карпова, Е.В. Дидактические игры/ Е.В.Карпова. - Ярославль, "Академия развития", 2006. 14. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. 15. Клышев Н.Ю. Креативность: научный конструкт или жизненная необходимость// Праблемы выхавання. - 2004. - №6(41). - С.30. 16. Коптюг Н.М. "Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся". Иностранные языки в школе, 2003, № 3. 17. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. - 244 с. 18. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2001.- 224с. 19. Кудинова В.И. Внеклассная работа по информатике/В.И. Кудинова// Информатика и образование. - №1 2001. 20. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974. 21. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М., 2004г., с. 66. 22. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. Н.Ю. Синягина Е.Г. Чирковская (методическое пособие) /Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. -М., "Вузовская книга", 2001г. - 131с. 23. Марданова Г. М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы/Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Ижевск - 2005 24. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. 25. Малева А.А., Малев В.В. Практикум по методике преподавания информатики. - Воронеж: ВГПУ, 2006. 26. Угринович Н., Морозов В., Нечаев В. Преподавание курса Информатика и информационные технологии: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 27. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Учебное пособие.- М.: Педагогика ПРЕСС, 1999.-144с. 28. Мескон М. X.. Альберт М.. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. - М.: Дело,1992. 29. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002г., с. 58-60. 30. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. 31. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии/ П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров. -- М.: РПА, 2006. 32. По материалам http://festival.1september.ru/ 33. Савченко Н.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании/научная статья: опубликовано 20.10.2006 г. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt5.php 34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.- 256 с. 35. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия,1981 36. Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. Последняя редакция 1999 г. 37. Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике. - М.: Высшая школа, 2004 г. 38. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c. 39. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика"/Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2004. 40. Якиманская, И. С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. - М., 2000. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: