Использование метода проектов в работе с младшими школьниками на материале английского языка

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 67  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Анатомо-физиологические особенности младших

школьников ……………………………………………………………… 7

1.2 Психологические особенности детей младшего школьного

возраста ………………………………………………………………….. 10

1.3 Влияние возрастных особенностей на учебную деятельность …... 12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТА

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

2.1 Основные понятия о методе проекта……………………………….. 17

2.2 История возникновения и изучения метода проекта ……...……….20

2.3 Типология проектов ………………………………………………….24

2.4 Требования к проекту ………………………………………………..29

2.5 Этапы работы над проектом …………………………………………31

2.6 Особенности проектной деятельности на иностранном языке и виды

проектов, наиболее подходящих для этого ……………………………33

2.7 Интегрирование проектной деятельности в процесс обучения..…37

2.8 Методы оценки выполненной работы ……………………………..39

2.9 Наиболее подходящие виды проектов для работы в младших

классах ………………………………………………………….…………41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………. 53

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..56

Введение

Использование метода проектов в процессе преподавания английского языка широко применяется современными педагогами. Однако, когда речь заходит о начальной школе, педагоги и методисты уделяют ничтожно маленькое внимание данному методу. Нам кажется, что именно с раннего момента обучения, учащиеся должны привыкать к такому методу обучения. Мы живём в стремительно меняющемся мире. К этому миру надо привыкнуть и адаптироваться. Со своей стороны этот постоянно новый мир предъявляет новые особые требования к обществу и особенно к молодёжи. Сегодня обществу нужны образованные, мобильные, самостоятельные молодые люди, которые не только обладают знаниями, но и умеют применять их на практике. Отсюда особые, новые требования к системе образования в целом. Сегодня образование должно не вооружать знаниями на всю жизнь молодое поколение, а формировать способность у молодёжи к самостоятельному добыванию и применению этих знаний для обустройства и преобразования нашей и своей жизни.

Сегодня образование должно научить приобретать собственное знание, конструировать его. Полученные таким образом знания не забываются, т.к. они не вызубрены из учебника; они обдуманы, пережиты, приняты учеником.

Знание не может быть только из области физики, или математики, или географии. Знания касаются всего окружающего мира, который един, и который не знает, что человек разделил его на науки. Поэтому, познавая и обустраивая мир, приходится решать задачи, крепко связанные межпредметными проблемами. Собственное знание конструируется в применении различных межпредметных связей.

Побудить ученика вспомнить свои знания может только важная, значимая для него проблема. Именно решение таких проблем призван выполнить метод проектов в образовании. Это и подтверждает актуальность исследования. Исходя из этого, можно заключить и о новизне нашего исследования. Это продиктовано, прежде всего, тем, что использование метода проектов в процессе преподавания иностранного языка не рассматривалось ранее в рамках начальной школы. Мы же попытались провести исследование в данном русле.

Поэтому, целью нашей работы является выявить специфику использования методов проектов в преподавании иностранного языка младшим школьникам.

Для достижения основной цели нашего исследования необходимо выполнить следующие задачи:

" определить возрастные особенности младших школьников;

" определить сущность понятия "проектная деятельность";

" рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности учителя иностранного языка;

" показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя английского языка в начальной школе;

" проанализировать проекты, разработанные учителями английского языка;

" предложить рекомендации по проектам в 1-4 классах по учебнику И.Н. Верещагиной.

Предметом исследования послужил метод проектов и его использование в процессе преподавания английского языка младшим школьникам.

Объектом исследования данной курсовой работы является программа обучения английскому языку в 1-4 классах по учебнику И. Н. Верещагиной, К. А. Бондаренко, Т. А. Притыкиной.

В последнее время изучение метода проектов в процессе преподавания иностранного языка очень актуально и рассматривается многими методистами, среди которых Е.С. Полат, А.Н. Леонов, В.В. Копылов и другие. За основу нашего исследования были приняты и изучены работы статьи Е.С. Полат "Метод проектов", "Интернет на уроках иностранного языка", "Метод проектов на уроках иностранного языка".

В процессе исследования использовались следующие методы:

" анализ литературы (в частности нашей задачей проанализировать теоретический материал по проектной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе, а также произвести анализ проектов учителей);

" педагогическая апробация (основной задачей является предложить рекомендации по проведению проектной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе по учебнику И.Н. Верещагиной).

Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В содержании указываются основные главы и пункты данного исследования.

Во введении объясняется причина выбора данной темы для исследования, говорится об актуальности, новизне и теоретической значимости данного исследования.

Первая глава "Возрастные особенности младших школьников" состоит из трех параграфов, объясняет физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста и приводит основные предпосылки в использовании метода проектов на уроках иностранного языка.

Вторая глава "Особенности использования метода проектов на уроках английского языка в младшей школе" состоит из девяти параграфов и дает полную характеристику методу проектов, описывает исторические предпосылки появления данного метода, характеризует основные этапы работы над проектом и классифицирует проекты.

В заключении представлены основные положения, выводы, выявленные в ходе исследования.

Библиография представляет собой список литературы, авторов, которые дали основу теоретической части исследования.

В приложении представлены проекты, разработанные учителями.

Список литературы

1. Абакумова И.В. и др. Современный образовательный процесс: Содержание, технологии, организационные формы / Под общей ред. Е.В.Бондаревской. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1996. 62 с.

2. Азимов Э. Г. Материалы Интернета на уроках англ. языка //Иностранные языки в школе 2001

3. Алтуфьева А. А.. Некоторые основные проблемы создания общего языка общения в системе Интернет http://linguact.hyperlink.ru/articles/altufjeva.php

4. Аршавский В.В, Ротенберг В.С. "Почему в гадком утенке мы не видим прекрасного лебедя. Межполушарная асимметрия и некоторые проблемы педагогики"/ Alter ego/ -1991

5. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи./ Ин. яз. в шк.1999. 3. С. 20-25.

6. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. - 1989.

7. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. М.; Воронеж, 1997.

8. Божович Л. И. Изучение мотивации детей и подростков. М.:Просвещение 1972

9. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности Вестник МГУ Серия 14 Психология 2000 4 с33-41

10. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. педвузов по спец. № 2121 "Педагогика и методика начального обучения" / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. М., 1984.

11. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие. М., 2000.

12. Вопросы использования учебного кино и телевидения в преподавании иностранных языков. Вып.1. Межвузовский сборник. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. 88 с.

13. Выготский Л.С. " История развития высших психических функций" М. т.83

14. ГалиулинаТ.Н. "Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий". Материалы Региональной Научно-практической конференции "Английский язык в системе "Школа - Вуз", Новосибирск, 20 июня 2003г.

15. Гамезо М.В., Петров Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебн. Пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

16. Гаргай В.Е. Опыт педагогического проектирования на западе и в России// Журнал Сибирский учитель , 2004

17. Горлицкая С.И. История метода проектов/ Компьютерные инструменты в образовании. №5 - 2001 г.

18. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М."Психофизиология ребенка"М : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

19. Душеина Т.В. "Проектная методика на уроках иностранного языка". ИЯШ, 2003, №5.

20. Железнякова Ю.В. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии. М., 2001.

21. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978

22. Киримова Ю.В. Метод проектов как средство профессиональной подготовки студентов туристического вуза. М., 2001.

23. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от шести до девяти лет: Практикум для психологов и логопедов. М., 1998.

24. Кочетурова Н.А. "Метод проектов в обучении иностранному языку". Материалы Региональной Научно-практической конференции "Английский язык в системе "Школа - Вуз", Новосибирск, 20 июня 2003г.

25. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. - М.: Издательство МГУ, 1971

26. Манойлова М.А. Шестилетний ученик. Псков, 1999.

27. Негневицкая Е.И. Книга для учителя. Москва. "Просвещение",1994

28. Никитенко З. М., Осиянова О. М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения англ. языка в начальной школе. // ИЯШ. - 1993. - 3

29. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров. / Под ред. Е.С. Полат. М.: ИЦ <Академия>, 2000.

30. Павленко И.Н. "Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста". ИЯШ, 2003, №5.

31. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991

32. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. - 1987. - 6

33. Полат Е.С. "Интернет на уроках иностранного языка". //"Иностранные языки в школе" 2 2001 г.

34. Полат Е.С. "Интернет на уроках иностранного языка". //"Иностранные языки в школе" 3 2001 г.

35. Полат Е.С. "Интернет на уроках иностранного языка". //"Иностранные языки в школе" 5 2001 г.

36. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

37. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000 г.

38. Полипова Т.А. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка. //"Иностранные языки в школе" 8 2001 г.

39. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в ср. школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988

40. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004

41. Стоун Э. "Психопедагогика".- М.1984.

42. Теоретические основы обучения иностранному языку в средней школе / под редакцией А. Д. Климентенко, Л. А. Миролюбова. - М.: Педагогика, 1981

43. Томахин Г. Д. Реалии в языке и культуре // ИЯШ. - 1997. - 5

44. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку// ИЯШ, 2002, 3.

45. Фридман Л.М. Волков К.Н. "Психологическая наука учителю" М. Просвещение.1985

46. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. № 6 . С. 3-18.

47. Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. "Использование новых информационных технологий обучения в школе". Материалы Региональной Научно-практической конференции "Английский язык в системе "Школа - Вуз", Новосибирск, 20 июня 2003г.

48. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.

49. www.1festival.ru - психология в школе

50. www.wikipedia.org - всемирная электронная энциклопедия

51. Интегрированный урок ttp://www.altai.fio.ru/projects/others/matveenko/_private/australia.php

52. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении иностранному языку: теория и практика. /http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php/

53. Леонов А. Н.. К вопросу об обеспечении учебного процесса компьютерными средствами

http://linguact.hyperlink.ru/articles/leonov.php

54. Полат Е.С. Метод проектов.

http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/1.php

Примечания:

Примечаний нет.