Лекционно-семинарская система обучения в современной школе

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 33  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

Содержание

2. Лекционно-семинарская система обучения в современной школе 3

2.1. Возрастные особенности старшеклассников и возможности использования лекционно-семинарской системы обучения 6

2.2. Преимущества использования лекционно-семинарской системы обучения 7

2.3. Элементы лекционно-семинарской системы обучения 8

2.3.1. Школьная лекция 8

2.3.2. Урок-практикум 14

2.3.3.Урок-диалог 17

2.3.4. Консультация 18

2.3.5. Семинар 19

2.3.6. Зачет 23

2.4. Технологическая карта уроков 24

2.5. Конспект уроков 26

Заключение 30

Список литературы 33

Введение

2. Лекционно-семинарская система обучения в современной школе

Одним из путей решения задачи формирования творческой личности отличающейся самостоятельностью мышления, умением работать с книгой и рационально организовывать свой труд, следует считать введение в практику работы учителей старших классов лекционно-семинарской системы обучения. Общепринятой формой организации обучения в старшей школе является комбинированный урок. Различие между традиционной и лекционно-семинарской системой обучения состоит в различной организации изучения учащимися программного материала. Комбинированный урок включает в себя обязательные этапы:

? изучение нового материала;

? закрепление;

? контроль знаний.

При лекционно-семинарской системе обучения каждый этап комбинированного урока выносится в отдельный урок:

? урок подачи нового материала (урок-лекция);

? закрепление (урок-диалог; урок-практикум, урок-консультация);

? контроль знаний (урок-зачет).

Заменяя урочную систему обучения на лекционно-семинарскую, мы поставили перед собой цель - приблизить условия учебного труда старшеклассников к ВУЗовским условиям обучения; формировать творческую личность, способную рационально организовывать свой труд; подготовить учащихся 10-11 классов не только к полноценному включению в трудовую жизнь, но и к продолжению образования в средних специальных или высших учебных заведениях.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1) Реализовать через лекционно-семинарскую систему обучения принципы педагогики сотрудничества т. к. именно этот принцип лежит в основе взаимоотношений учитель-ученик. Взаимоуважение, демократический стиль общения - основа успешного труда и учителя и ученика старшей школы.

2) Оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

3) Создать благоприятные условия не только для обучения, но и для развития и воспитания старшеклассников в процессе обучения. Показателями развития учащихся являются сознательное и уверенное применение ими знаний; самостоятельное установление предметных и межпредметных связей; высокий уровень умений самостоятельной умственной деятельности и т. д.

4) Использовать дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися, учитывая целенаправленность старшеклассников.

Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции:

Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;

Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результ

Список литературы

Список литературы:

1. Абраменкова В.В. Развитие гуманитарных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. – 1986. - №4.

2. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. – 1985. - №6.

3. Айдарова Л.И. При каких условиях обучение может быть творческим для педагога и ребенка // Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя (Круглый стол) // Вопросы психологии. – 1987. - №5 Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя (Круглый стол) // Вопросы психологии. – 1987. - №5.

4. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. – 1969 - № 2.

5. Буева Л.П. Деятельность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии. – 1975- № 4.

6. Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться? // Перспективы. – 1987. - № 4.

7. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. – 1986. - № 3.

8. Грабал Вл. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1987. - № 1.

9. Грегори К. География и географы. М.: Просвещение, 1988.

10. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. – 1984. - №2.

11. Джеймс П., Мартин Дж. все возможные миры. М.: Просвещение, 1988.

12. Джонстон Р. Дж. География и географы. М.: просвещение, 1987.

13. Исаченко А.Г. География в современном мире: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1998.

14. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. – 1986- №2.

15. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Учебное пособие для преподавателей. / Под ред. Г.Б. Скок. М.: Знание, 1999.

16. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. – 1984. - №1.

17. Лазаревич К.С. Физическая география: Пособие по географии для учащихся и поступающих в вузы. М.: Московский лицей, 1996.

18. Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. – 1980. - №1.

19. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.

20. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1984. - № 6.

21. Фридман Л.М. Урок? Нет – тема! // Народное образование. – 1992. – Январь – февраль.

22. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Издательство «Совершенство», 1998.

Примечания:

работа неполностью