Математические представления
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 70 |
Формат: doc |
Год: 2007 |
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования математических представлений средствами занимательности в психолого-педагогической литературе 7 1.1. Математическое развитие детей дошкольного возраста как педагогическая проблема 7 1.2. Многообразие занимательного математического материала 15 1.3. Место занимательного математического материала в учебном процессе 38 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию математических представлений средствами занимательности 44 2.1. Особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного математического материала 44 2.2. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного математического материала 52 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 63 Заключение 67 Библиография 69 Введение В связи с перестройкой преподавания математики в начальной школе и новыми психологическими исследованиями стали очевидны недостатки пред математической подготовки детей в детском саду, недостаточно эффективное использование возросших возможностей дошкольников, ограниченность и слабое развивающее влияние содержания обучения, предлагаемого для усвоения детьми. Сложившаяся система обучения в дошкольном возрасте (содержание, методы), действительно ориентированна в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счётом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивало подготовку детей к усвоению абстрактных математических понятий в школе. Необходимость пересмотра. расширения, дополнения содержания стали особенно остро ощущаться, благодаря работам психологов и математиков, которые положили начало новым научным направлениям в разработке проблем математического развития дошкольников. При решении вопросов стали исходить из выяснения возможностей интенсификации и оптимизации обучения, способствующих общему и математическому развитию ребёнка, необходимости повышения теоретического уровня осваиваемых детьми знаний. Развернулись интенсивные поиски путей введения научных понятий в систему работы с детьми дошкольного возраста. Новое содержание обучения потребовало разработки дидактических средств, методов обучения. Общепризнанными у них являются игры, упражнения со специальным дидактическими материалами, которые нашли отражение в новых программах ("Радуга", "Развитие", "Детство" и др.) Результаты научных поисков психологов, математиков и педагогов отразились на совершенствовании программы развития элементарных математических представлений у дошкольников, повышение эффективности методов и арсенала дидактических средств. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счёту, письму, чтению. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а, те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. Не случайно в русской (досоветской) математической литературе всегда уделялось большое внимание занимательным задачам, так как справедливо считалось, что элемент занимательности облегчает процесс обучения. И не только облегчает, но и развивает интерес к науке, желание познать ее глубже. Тем более математика должна быть веселой и занимательной для дошкольников. С другой стороны, элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развить мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Как же всего этого достичь? Обратимся к великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, который утверждал, что у хорошего учителя урок математики - это хороший урок домашней экономики или сельского хозяйства. Из этого следует, что математику лучше преподносить в игровом плане или на житейском материале. С первых дней жизни ребёнка окружают люди, которые воздействуют на его развитие, и с которыми он устанавливает эмоциональный контакт. Окружают ребёнка и многочисленные предметы, вещи, обладающие различными свойствами и качествами. В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей с раннего возраста начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметного мира - цвете, форме, величине, о пространственном расположении предметов, об их количестве, а также об отношениях людей к самому ребёнку, друг к другу, к окружающим вещам. "Занимательная математика" (сказки, задачи -шутки, головоломки, загадки, считалки) помогают детям проявить свою сообразительность, смекалку, учит вести самостоятельный поиск при решении задачи. Проводя занятие в интересной увлекательной форме, взрослый с одной стороны, способствует формированию необходимых представлений, с другой стороны воспитывает у ребёнка уверенность в своих силах. Важно правильно определить объект и предмет исследования. Объектом исследования является математическое развитие детей дошкольного возраста. Предметом исследования являются действия детей с занимательным математическим материалом, как средством математического развития детей. Цели: *изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. *изучение предложенного занимательного материала для математического развития. * изучение условий для использования занимательного материала. * выявление наиболее оптимальных средств и методов для использования занимательного материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. * разработка рекомендаций для воспитателей. Обычно в исследовании решается не одна, а несколько взаимосвязанных между собой задач: * изучение теоретико-педагогической литературы по проблеме математического развития средствами занимательного математического материала. * осуществление экспериментальной работы по определению уровня развития математических представлений, в результате использования занимательного математического материала. * систематизация практического материала на содержащий занимательный математический материал в практике ДОУ. Важным этапом исследовательской работы является формирование гипотезы - математическое развитие будет протекать более успешно, если на занятии и в самостоятельной деятельности детей будет использоваться занимательный математический материал . Методами исследования является наблюдение, беседы, диагностические задания, изучение педагогической документации, эксперименты, анализ продуктов детской деятельности. В эксперименте выделяют констатирующий, формирующий и контрольный этап. Констатирующий эксперимент направлен на выяснение особенностей количественных, пространственных, временных и некоторых других представлений имеющихся у детей. Целью квалификационной работы является разработка средств по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью занимательной математики, что способствует организации процесса в детском саду увлекательным, добиться более высокого уровня развития и повысить интерес у детей к этому предмету. Глава 1. Теоретические основы формирования математических представлений средствами занимательности в психолого-педагогической литературе 1.1. Математическое развитие детей дошкольного возраста как педагогическая проблема Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики - одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности. Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Долгое время концепции первоначального обучения детей числу и счёту строилась либо на основе умозрительных теоретических построений, либо путём эмпирического опыта. Выдающиеся мыслители прошлого (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом ( Ф. Фребель, М. Монтессори) и в нашей стране (Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер) успешно сочетали непосредственную работу с детьми с теоретическим Библиография 1.Агеева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст). Дошкольное воспитание – 1982 № 1 стр. 38-41. 2. Альхауз Д.,Дум Э. Цвет. Форма. Количество. – М., 1984 г. 3.Ананьв Б.Г., Рыбакова Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964 г. 1. Волина В. Праздник числа – М.,1999 г. 2. Глуховеря Н. Позновательная деятельность детей, её особенности. Дошкольное воспитание – 1975- № 11 стр. 43-48. 3. Грачёва З. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников. Дошкольное воспитание – 1975 № 11 стр. 43-48. 4. Давайте поиграем // под. ред. А.А Столяра – М « Просвещение» 1991 г. 5. Данилов И. Дидактические игры. –София, 1983. 6. Данилова В.В.,З.А Михайлова.,Т.Д Рихтерман., Обучение математике в детском саду. М.,1997 г. 7. Детская психология. // под. ред. Я.Л Коломенского., Е.А Панько.,- Минск.,1998 г. 8. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. // под. ред. Л. А Венгера. М 1999 г. 9. Доман Г., Доман Д., Как обучать ребёнка математике. М ., 1998 г. 10. Дуброва В.П., Миланович Е. П., Педагогическая практика в детском саду. М 1998 г. 11. Дяченко О.М., Воображение дошкольников. М., 1986 г. 12. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В. П., Математика для дошкольников. М., 1992 г. 13. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н., Математическая азбука. М ., 1984 г. 14. Игры и упражнения в обучении шестилеток. // под. ред. Н.В. Седж. Минск., 1985 г. 15. Кабанова- Миллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., 1981 г. 16. Корнеева Г.А., Мусейбова Т. А., Методические указания к изучению курса « Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». М., 1980 г. 17. Леушина А.М., Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974 г. 18. Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении. // под. ред. В.В Даниловой. М., 1987 г. 19. Метлина Л.С. Занятие по математике в детском саду. М., 1985 г. 20. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М., 1984 г. 21. Минская Е.М. От игры к занятиям. М., 1982 г. 22. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990 г. 23. Мусейбова Т., Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам. // Дошкольное воспитание. 1971 № 5 стр. 32-38. 24. Немова Р.С., Психология. кн 2., М.,1998 г. 25. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3 – 7 лет ( на материале математики) М., 1983 г. 26. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте ( на материале овладения действиями пространственного моделирования) // под. ред. Л.Н. Венгера., М 1980 г. 27. Развитие мышления и умственного воспитания дошкольника. // под.ред. Н.Н. Подъякова., А.Ф. Говорковой., М., 1985 г. 28. Фихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1982 г. 29. Сенсорное воспитание в детском саду. // под. ред Н.Н. Подъякова., В.Н. Аванессовой., М., 1981 г. 30. Сорокина Т.В. Дидактические игры в детском саду., М., 1981. 31. Турунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1973 г. 32. Тихомирова Л.Ф., Басова А. В., Развитие логического мышления детей. Ярославль « Гринго» 1995 г. 33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1999 г. 34. Чудакова Р. Дидактические игры по знакомству с количеством. // Дошкольное воспитание. 1975 № 1 стр. 41- 44. 35. Шпорер З. Ох, эта математика. М., 1985 г. 36. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математики. М., 1994 г. 37. Щербакова Е.Н. Методическое обучение математике в детском саду. М., 2000 г. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: