МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 85  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8

1.1. Что представляет собой система образования РФ? 8

1.2. Структура федеральных органов управления образованием 13

1.3. Формы организации образовательного процесса 16

1.4. Национальная доктрина образования в РФ 18

1.4.1. Введение 18

1.4.2. Основные цели и задачи образования 19

1.4.3. Основные задачи государства в сфере образования 20

1.4.4. Педагогические кадры 22

1.4.5. Ожидаемые результаты реализации доктрины 23

ГЛАВА II. АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 25

2.1. Методологические основы российской стратегии образования 25

2.2. Состояние негосударственного образования 29

2.3. Управление качеством образовательных услуг 30

ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 41

3.1. Реформирование образования 41

3.1.1. Ожидаемый вклад образования в модернизацию России 41

3.1.2. Направления модернизации образования. Обновление содержания образования, повышение его качества 42

3.1.3. Ресурсы модернизации 47

3.1.4. Новые институты системы образования 50

3.1.5. Направления модернизации образования в 2000-2010 г.г. 52

3.1.6. Начальное и среднее профессиональное образование 58

3.1.7. Высшее профессиональное образование 61

3.1.8. Дополнительное и послевузовское образование 64

3.1.9. Развитие педагогических кадров 67

3.2. Городской образовательный комплекс как объект управления образованием 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

ПРИЛОЖЕНИЯ 85

Введение

Изучение современных особенностей управления образования системой образования в настоящее время наиболее актуально, поскольку за последние десять лет система рос-сийского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов де-мократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возмож-ным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образо-вания, других нормативных документов.

В соответствии с Законами "Об образовании" и "О высшем и послевузовском про-фессиональном образовании" развивается автономия образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами. В рамках это-го процесса к настоящему времени статус юридических лиц получили около 85% учреж-дений общего среднего образования.

Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. Так, в составе учреждений дошкольного образования общей численно-стью 53,9 тысяч единиц сложился широкий спектр их видов: с приоритетным осуществле-нием одного или нескольких направлений развития воспитанников - 2,3 тыс.; компенси-рующего вида - 1,6 тыс.; ухода и оздоровления - 1,3 тыс.; комбинированного вида - 8,5 тыс.; центры развития ребенка - 0,5 тыс. Вариативные виды дошкольных образователь-ных учреждений составляют около 35% от всего количества детских садов.

В системе общего образования получили широкое развитие школы с углубленным изучением предметов - около 15% от общего количества средних (полных) школ; лицеи - 2%; гимназии - 3%.

В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих. Они составляют 23,9% от общего числа учебных заведений этого уровня.

В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессио-нального образования развились новые виды учебных заведений - колледжи, доля кото-рых составляет около 40% от всего количества учреждений данного уровня. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высо-кого уровня интеллектуального развития.

В составе высших учебных заведений получил развитие университетский сектор - 50% от общего числа государственных вузов. Около 30% составляет доля академий.

Развитие вариативности учебных заведений профессионального образования сопро-вождалось преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными сдвигами экономи-ки, развитием региональных рынков труда.

В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны. Посте-пенно формируется система открытого (дистанционного) образования.

Одним из существенных изменений в деятельности образования стало развитие ва-риативности образовательных программ, что способствует возможности выбора обучае-мым уровня и вида образования и большей ориентации образования на требования рынка.

С развитием вариативности образовательных программ значительно расширился спектр издаваемой учебной литературы. Возникла и усиливается конкуренция авторов и авторских коллективов, возросла возможность отбора наиболее качественных материалов для издания.

Значительным импульсом для развития образования стала возможность предостав-ления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило воз-можность выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой, в условиях ограни-ченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социаль-но-экономических условиях население готово оплачивать свое образование. Так, размеры платного приема в государственные вузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема. Значительную роль в расширении возможностей получения желаемого образования начали играть негосударственные образовательные учреждения высшего об-разования. В настоящее время число их составляет около 700, а контингент студентов около 500 тыс. человек или почти 10 % от общего контингента студентов вузов.

В результате число студентов в вузах страны составляет в настоящее время около 4800 тыс. человек, или 327 человек на 10 тысяч населения.

Помимо личных средств обучаемых, в систему образования начали поступать значи-тельные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Все это при-вело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.

Одним из результатов перестройки деятельности профессионального образования явилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным професси-ям, направлениям, специальностям. Эти изменения были обусловлены усилением ориен-тации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специ-альности, так и на спрос рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сер-виса, информационных технологий. Произошла интеграции ряда специальностей в более крупные. В начальном профессиональном образовании ранее существовавшие 1200 про-фессий рабочих объединены в 293 интегрированных. В среднем профессиональном обра-зовании на основе интеграции число специальностей уменьшилось на 12%. В высшем об-разовании 35 специальностей (около 10% от общего количества) объединены в рамках на-правлений профессиональной подготовки. Более подробно динамика этих изменений по-казана ниже, при характеристике состояния отдельных уровней образования.

Получила развитие интеграция образовательных и научных учреждений, производ-ственных предприятий в различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Это позволило начать системно решать задачи преемственности образовательных про-грамм разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподаватель-ские кадры, финансовые ресурсы. Особенное значение начинает приобретать формирова-ние университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный вре-менем российский и зарубежный опыт организации системы образования.

Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образова-ния. Утверждены типовые положения всех основных видов образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессио-нального образования. Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сфе-ры образования, хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспе-чение самостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференции образовательным учреждениям и финансирующим образование лицам и др.) требуется существенное дополнение существующего правового поля в интересах развития сферы образования.

Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведения-ми: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъек-тов Российской Федерации, региональные советы директоров средних специальных учеб-ных заведений, Ассоциация "Роспрофтехобразование", Ассоциация технических универ-ситетов, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др.

Происходящие в образовании изменения отражаются в сложившейся к настоящему времени системе образовательной статистики, которая содержит многие сведения, харак-теризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходя-щие в сфере образования. Отчасти в ней нашли свое отражение новые явления и процессы в сфере образования (создание негосударственных учреждений, платное обучение в госу-дарственных учебных заведениях, появление новых видов учебных заведений, формиро-вание многоуровневой системы подготовки специалистов и др.). Постепенно вводятся по-казатели, отвечающие международным требованиям.

Тем не менее, сегодняшняя образовательная статистика характеризует главным об-разом количественные аспекты системы образования и образовательной деятельности, и слабо ориентирована на оценку качества образовательной деятельности и ее результатив-ность. В ней не нашла адекватного отражения кардинально изменившаяся ситуация в управлении, организационной структуре, финансировании сферы образования. В тоже время, многосторонняя, объективная оценка процессов модернизации образования требу-ет реализации соответствующих систем мониторинга и статистики образования.

Целью работы является анализ развития государственного и негосударственного образования в городе Москве и разработка предложений по его совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью в работе предпринята попытка решить сле-дующие задачи:

" показать, что управление образованием является предметом социального ме-неджмента;

" рассмотреть законодательные основы управления образованием;

" выработать классификацию образовательных учреждений Москвы;

" выявить проблемы в развитии образования;

" на материалах Управления Московского комитета образования выполнить ана-лиз развития государственного и негосударственного образования.

Объектом исследования являются учреждения государственного и негосударст-венного школьного образования.

Предмет исследования - менеджмент государственного и негосударственного образования на уровне школ

Список литературы

4. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

5. Закон РФ "Об образовании" от 13.01.1996 г.

6. Закон РФ "О высшем и послевузовском образовании" от 22.08.1996 г.

7. Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информацион-ной среды (2001-2005)" // Официальные документы в образовании. № 30, 2001. с. 8-46.

8. Национальная доктрина образования в РФ // Официальные документы в образова-нии. № 21, 2000. с. 3-11.

9. Федеральная программа экономического развития РФ на среднесрочную перспекти-ву (2002-2004 г.) // Официальные документы в образовании. № 25, 2001. с. 8-9.

10. Десять лет Национальной премии качества Малькольма Болдриджа. // Стандарты и качество, 2003, № 10, с. 46-50.

11. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. № 10. с. 93-96.

12. Ерошин В.И. Проблемы модернизации системы экономических отношений в образо-вании // Педагогика. 2003. № 10. с. 15-23.

13. Каплунович И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего разви-тия // Педагогика. 2004. № 10. с. 37-45.

14. Качалов В.А. "Самооценка - ключевой метод TQM (по докладам 41 Конгресса ЕОК)" // Стандарты и качество, 2005, № 11, с. 43-48.

15. Лапидус В.А. "Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях". - М.: ОАО Ти-пография "Новости", 2000.

16. Лебедева И.П. Математическое моделирование в педагогическом исследовании // Педагогика. 2002. № 10. с. 29-37.

17. Мартиросян Б.П. Изменение задач инспектирования школ и проблемы методическо-го обеспечения их решения // Педагогика. 2004. № 10. с. 64-69.

18. Методика составления рейтинга частных школ. // Карьера, 2005, № 5, с. 77-79.

19. Орлов А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества // Педа-гогика. 2004. № 10. с. 57-64.

20. Падерина Л.Н., Весновская В.В. Роль информационных технологий в подготовке учителей русского языка и литературы. - Троицк: Наука, 2003.

21. Региональная система оценки качества образования. // Аналитический доклад Санкт-Петербургской Академии Постдипломного образования. - СПб., 2005.

22. Рекомендации Р50-601-45/2-2003 "Самооценка деятельности организации на соот-ветствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качест-ва 2003 года". - М., ВНИИС Госстандарта России, 2003.

23. Руденко В.А. Анкета и интервью в педагогическом исследовании // Педагогика. 2005. № 10. с. 69-75.

24. Турченко В. Н. Методические основы российской стратегии развития образования // Педагогика. 2005. № 10. с. 97-105.

25. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Пе-дагогика. 2004. № 10. с. 24-29.

26. Хейфец П.С. Образовательный комплекс в системе базового профессионального об-разования // Педагогика. 2005. № 10. с. 45-50.

27. Швец В.Е. "Самооценка и ее Родь в развитии систем качества" // Сертификация, 1998, № 3, с. 20-21.

Примечания:

Примечаний нет.