Методическая организация работы по обучению сочинению

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 112  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Введение

Глава I. Обучение сочинению - составная часть методики развития устной и связной речи младших школьников

1.1. Научные основы методики развития речи

1.1.1. Развитие мышления - основа речевых упражнений

1.1.2. Методика работы над словарем

1.1.3. Синтаксическая работа в системе развития речи

1.1.4. Методика работы над связной речью

1.1.5. Методы обучения пересказу

1.2. Методика работы над сочинением

Глава II. Методическая организация работы по обучению сочинению

2.1. Тема сочинения и ее раскрытие

2.2. Накопление материала для сочинений

2.3. Составление плана

2.4. Подготовка к письму сочинения, к устному рассказу

2.5. Особенности работы над сочинениями разных видов

2.6. Обучение сочинению в первом классе

2.7. Организация работы над сочинениями во II классе

2.8. Методика работы над сочинениями в III классе

2.9. Основные требования к сочинению и нормы оценок

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Русский язык - это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка стоится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении считают принцип развития речи.

Сейчас вполне определилось, что дальнейшее совершенствование школьного обучения, в том числе и начального, должно идти по линии развивающего обучения. Создалась прогрессивная педагогическая традиция, суть которой заключается в том, чтобы школа развивала способности детей, и прежде всего их речь. Сейчас нет такой проблемы: нужно ли развивать речь детей в процессе обучения или не нужно? Вопрос состоит лишь в том, как это делать.

Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной связной речи, так как основа речевого навыка закладывается в начальной школе и положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала долгая, кропотливая работа учащимися и учителей. Занятия по развитию речи - это многосторонняя работа по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умениями правильно произносить слова, умение ставить ясный вопрос и давать толковый ответ, внимательно относится в внешней стороне высказывания, находить нужное слово и строить предложения, связано выражать свои мысли. В целом развитие речи - это и есть работа над речевой культурой учащихся.

Школа должна научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Но речь не только средство выражения мыслей, но и орудие формулирование их. Вместе с развитием речи идет и развитие мышления детей. Еще К.Д. Ушинский писал, что "развивать в детях дар слова - значит почти то же самое, что развивать в них наличность мышления и предупреждал, что развивать речь отдельно от мысли невозможно, а развивать ее преимущественно перед мыслью положительно вредно".

Развивать мысль - значит обогащать ребенка знаниями, содержанием. На уроках русского языка развитием речи - центральная задача. На каждом уроке русского языка учитель учит выражать мысли. Дети учатся наблюдать, думать и выражать в правильной форме свои мысли о пережитом, виденном, слышанном, прочитанном.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.

Работа по развитию устной и связной речи требует разнообразных приемов и средств. Сочинение как вид творческой работы занимает в педагогической практике особое место. Сочинениям в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в 1 классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем.

Сочинение служит эффективным средством воспитания. Она возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя.

Сочинение - творческая работа. Она требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Она способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии - весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

В сочинении для ученика обретает смысл орфографии, все изучаемые грамматические правила. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьниками не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме.

Школьники любят сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, писать свое. В начальных классах дети постепенно учатся выражать устно в связном тексте свои мысли и знания, все усложняющиеся и по содержанию, и по форме.

Задачи исследования:

" понимать заданную тему или находить свою собственную, определять ее содержание и объем, ее границы придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения;

" накапливать материал; наблюдать, выделять из своего опыта главное - то, что относится к избранной теме, осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения;

" подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинение, рассказа собственную позицию;

" располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструктировании связанного текста, а в случае необходимости изменять последовательность;

" отбирать нужное слово и другие средства языка, сроить синтаксические конструкции и связный текст;

" орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку;

" обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, справлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.

Таким образом, объектом исследования: является процесс развития устной речи на уроках русского языка у младших школьников.

Предметом исследования: является методика формирования и развития связной речи начального класса.

Гипотеза: работа над сочинением будет эффективна при следующих условиях:

" при работе над развитием речи и обогащением словаря;

" при повышении речевой культуры, расширении познания окружающей действительности;

" при подготовленности учителя к решению задач и по развитию письменной речи учащихся начальных классах.

Проблема: каковы наиболее эффективные формы, методы, средства при написании сочинения в начальных классах.

Список литературы

1. Айзерман Л.С. Школьник пишет сочинения. М: 1997.

2. Арметенко Е.П., Соколова Н.К. Как готовиться к сочинению. Воронеж, 1971.

3. Бессчастная Е.И., Серикова О.С. Еще раз о словарной работе на уроках русского языка. / Начальная школа 1999 - №8.

4. Бойцова А.Ф. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе.

5. Буржунов Г.Г., Пахомова З.П., Тамбиева Д.М. Методика преподавания русского языка. - Л.: "Просвещение" 1980.

6. Варгина Т.В. Пусть учебник любит слово. / Начальная школа.

7. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку: Пособие для учителя. / М.: "Просвещение" 1983.

8. Гаркунова Л.И. Вопросы и задания для уроков чтения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979.

9. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием / Начальная школа 1995 - №1.

10. Горецкий В.Г., Грушников П.А. Работа над предложением и связной речью начальных классах. Сборник статей./"Просвещение" 1967.

11. Гринина-Земскова А.М. Сочинения надо учить. Волгоград, Нижне-Волжск, 1970.

12. Гринина-Земскова A.M. Сочинение в газетных жанрах. М.: Просвещение, 1977.

13. Григорян Л.Т. Язык мой друг мой. Пособие для учителя./ "Просвещение" 1988.

14. Гуськова Е.В. О сочинении в начальных классах. М.: Просвещение, 1976.

9. Дружинин А.П. Словарная работа по русскому языку в начальной школе. Методическое пособие для учителей. Саранск. 1964.

10. Евланова Н.Г., Чехоева С.А. Современный урок русского языка в национальной школе. Пособие для учителя. / Л.: "Просвещение" 1987.

11. Камишлина В.К. Словарная работа на уроках русского языка в 1-3 кл. / М.: "Просвещение" 1970.

12. Канаткина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах /М. 1991.

13. Колледенко Г.С., Сенкевич М.П. Развитие речи с элементами стилистики. Ленинград 1981.

14. Крелинская И.К. Работа над сочинением. М., 1975.

15. Кустарев В.А. Методика русского языка Москва, 1982.

16. Ладыженская ТА Теория и практика сочинений разных жанра. М., 1970.

17. Лидмак-Орлова Г.К. Виды работы по развитию речи на уроках русского языка. М.: 1985.

18. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развитие М.: 1975.

19. Львова М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. / М.: "Просвещение" 1985.

20. Межов Е.Д. Работа над сочинением М.: 1972.

21. Озеров К.А. Раздумье перед сочинением Москва, 1990.

22. Основы методики русского языка в 4-8 кл. Пособие для учителя. / Под ред. Текучева А.В. и др. / М.: "Просвещение" 1983.

23. Пахнова Т.М. Обогащение словарного запаса учащихся при изучении синтаксиса / Русский язык в школе.

24. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. / М.: "Просвещение" 1976.

25. Раицкая Г.В. Работа над словами с непроверяемыми безударными гласными. / Начальная школа - 1996 - №4.

26. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. / М. - 1979.

27. Розенберг Л.А. Обучение русскому языку в 4-ом классе. М: 1982.

28. Рыжкова Г.И. Использование игровых приемов./ Л. - 1995.

29. Сальникова Т.П. Методика преподавания речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. учебных заведений. / М.: Воронеж: Институт практической психологии, 1996.

30. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописание и развитие речи М.: 1996.

31. Соловейчик М.С. Пишут ли в жизни сочинения и как их пишут в школе? М.: 1982.

32. Титова Н.Ф. Культура речи в начальном обучении. Пед. библиотека учителя. / М.: Академия пед. наук РСФСР - 1960...

33. Черноусова Н.С. Сочинение в начальных классах. М.: 1976.

Примечания:

Примечаний нет.