Методические основы преподавания малых форм фольклора детям старшего дошкольного возраста

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 102  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы преподавания малых форм фольклора старшим дошкольника 6

1.1 Этнокультурная компетентность детей 6

1.2 Средства этнокультурной компетентности в речевом развитии ребенка 9

1.3 Малые формы фольклора 29

1.3. 1. Сущностная характеристика фольклора 29

1.3.2 Понятия (фольклор, малые формы фольклора и т.п.). Отличие малых форм фольклора от жанра в фольклористике 36

1.3.3 Классификация малых форм детского фольклора 38

1.3.4 Роль малых форм фольклора в воспитании 43

Глава 2. Методические основы преподавания малых форм фольклора детям старшего дошкольного возраста 45

2.1 Характеристика базы исследования: методологические основы развития речи старших дошкольников в ДОУ «Солнышко» с помощью малых форм фольклора 45

2.2 Планы-конспекты занятий 55

2.3.1 Конспекты праздников и развлечений. 59

2.3.2 Конспекты занятий по развитию речи. 68

2.3 Результаты методической работы по развитию речи старших дошкольников в ДОУ «Солнышко» с помощью малых форм фольклора 78

Заключение 82

Список литературы 86

Приложения 92

Приложение 1. Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной) 92

Приложение 2. Анкета для родителей и педагогов 94

Приложение 3. Дидактические игры 94

Приложение 4. Фольклорные произведения для использования в работе 98

Приложение 5. Консультация для родителей "Баю - баюшки - баю…" (Как укладывать ребенка спать) 101

Введение

Привитие ребенку основ национальной культуры – это один из важнейших аспектов в воспитательном процессе. В настоящее время изучение истоков народного творчества, национальной культуры стало особенно актуально. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих К сожалению, в современном обществе, в отличие от традиционного общества, отмечается разрыв связи между поколениями, следствием чего является «вымывание» фольклора из нашей жизни..

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Это должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы в полноценном использовании всего богатства русского фольклора, а дети принимали в этом активное участие.

Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них необходимо упомянуть программу "Наследие" под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой и много других.. Фольклорные элементы используются в самых разных областях воспитания и обучения, начиная с организации детских праздников и кончая психотерапевтическими мероприятиями.

Актуальность выбранной тематики дипломного исследования обусловлена тем, что использование малых форм фольклора в воспитании старших дошкольников дает возможность приобщения детей к народной культуре, развивает у детей умение применять пословицы, поговорки, загадки в общении, формирует у детей этнокультурную компетенцию.

Цель данной работы: выявить возможности малых форм фольклора в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников.

Предмет исследования – малые формы фольклора как инструмент речевого развития старших дошкольников.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать теоретические основы развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Описать понятие этнокультурной компетентности в воспитании детей.

3. Определить основные средства этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

4. Рассмотреть малые формы фольклора и основы их воспитательного воздействия в процессе речевого, когнитивного и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу дипломной работы составили общенаучные методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение результатов анализа, синтез результатов анализа с идеями автора дипломной работы.

Методическую основу данной работы составили психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.) В работе использовались также труды когнитивистов (Р.Солсо, Ж. Пиаже), а также обширный фольклорный материал, предоставленный рядом отечественных исследователей (М.Н. Мельников, Б.А. Рыбаков, Ф.М. Селиванов, А.Н. Соболев и др.). Использовались также труды исследователей, изучавших теоретическую сторону фольклора (М.С. Каган, М.Н. Мельников и др.).

Гипотеза исследования состоит в том, что преподавание малых форм фольклора является эффективным инструментом как речевого, так и общего развития старших дошкольников.

Структура дипломной работы включает в себя введение, две шлавы, заключение и приложения.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с.

3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.

4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.

5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.

7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.

8. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 254 с.

9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. –328с.

10. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984. – 370с.

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии//Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – С.292-397.

13. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с.

14. Гамезо М. В. Возрастная психология. – М.: Луч, 1999. – 267 с.

15. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.

16. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – Т.2 - М.: Мир, 1999. – 376с.

17. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. –Барнаул: БГПУ, 2001. – С.128-133.

18. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов – будущих специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук. –Барнаул: БГПУ, 2000. –183с.

19. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.

20. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.: Университетское, 1988. – 399с.

21. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – Спб.: Акцидент, 1996. –205с.

22. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.

23. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

24. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.

25. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б.Кудзилов.– СПб. : Речь, 2003.– 144 с.

26. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127с.

27. Каган М.С. Морфология искусства. – Л.: Искусство, 1972. – 440 с.

28. Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология//Мифы древних славян. – Саратов: Надежда, 1993. – С. 17-84.

29. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.

30. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.

31. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. –М.: АСТ, 1997. –С.8-34.

32. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.

33. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 264 с.

34. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.

35. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с.

36. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

37. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Педагогика, 2001. – 244 с.

38. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967. –С.46-60.

39. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. –239с.

40. Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней. – Саратов: Надежда, 1996. – 688 с.

41. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.

42. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. –49с.

43. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.

44. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.

45. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 256 с.

46. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 286 с.

47. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В. Залужской. –М.: Просвещение, 1975. –368с.

48. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Просвещение, 1987. –191с.

49. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.

50. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.

51. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.

52. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.

53. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

54. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. –М.: Высшая школа, 1986. –135с.

55. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.

56. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.176-185.

57. Селиванов Ф.М. Русский эпос. Учебное пособие для пед. ин-тов. – М.: Высшая школа, 1988. – 207 с.

58. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит… (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.

59. Соболев А.Н. Мифология славян. – СПб.: Лань, 2000. – 272 с.

60. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.

61. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.

62. Стрельцова Л.Р. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.- С.77-80.; №12.-С.101-104.

63. Стрельцова Л.Р. Преподавание малых форм фольклора в дошкольных учреждениях: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2002. – С. 103.

64. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.

65. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

66. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с.

67. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк. воспитание.-1995.-№1.- С.59-66.

68. Ушакова О.С., Струнина Е.Д. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.

69. Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах. –М.: Детская литература, 1977. –32с.

70. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.

71. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. –84с.

72. Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.: Владос, 1999. –214с.

73. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному//З. Фрейд. Я и Оно. – Тбилиси: Мерани, 1991.- С. 175-406.

74. Хейзинга Й. Homo ludens// Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. – С. 5-240.

75. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.

76. Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика, 1990. –384с.

77. Чуракова Н.А. Литературное чтение. – М.: Академкнига, 2002. – 80 с.

78. Шабаева М.Ф,, Ротенберг В.А., Чувашев И.В. и др. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по по спец. «Педагогика и психология (дошк.)».– М.: Просвещение, 1989. – 352 с.

79. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.

80. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.

Примечания:

Примечаний нет.