Методические приемы преподавания истории географических открытий в курсе 7 класса

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 116  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. История географических открытий в школьном курсе

географии ………………………………………………………………………..9

Глава 2. Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии……………………………………………………..31

2.1. Обзор методической литературы по изучению истории географиче-ских открытий ……………………………………………….31

2.2. Анализ содержания истории географических открытий в

школьных программах и учебниках для 7 класса……..……………….35

2.3. Характеристика методических приемов обучения географии……59

Глава 3. Опытная работа по изучению истории географических открытий...86

3.1. Диагностическое исследование отношения учащихся к истории географических открытий……………………………………………….86

3.2. Разработка урока……………………………………………………..95

Заключение……………………………………………………………………….96

Список литературы…………………………………………………………….101

Приложения

Введение

Актуальность. Наиболее весомый вклад в практику взаимоотношений россиян с природой, окружающей средой, с географической действительностью внесет школьная география, основанная на принципах субъектно-объектной деятельности, идейного единства с действующей Кон-ституцией Российской Федерации (принятой 12 декабря 1993 г.), обязатель-ности содействию общенациональной безопасности .

Современные цели среднего географического образования требуют создания новой конструкции страноведческих курсов. В этом огромное зна-чение могут иметь и имеют уроки истории географических открытий.

Приведение школьных учебников по географии в соответствие с реа-лиями современности, необходимостью адаптации обучающихся к условиям жизни и хозяйствования, изменяющейся географической действительности продиктовано задачами модернизации российского образования до 2010 г., основные из которых - доступность и эффективность. Содержание обнов-ленных учебников должно отвечать нормам и требованиям Государственного стандарта общего образования, который определяет сущность, смысл и спо-собы приобретения знаний и отбора информации обучающимися. История географических открытий - одна из наиболее интересных тем для учащихся, на которую, к сожалению, в новых учебниках отводится крайне мало учеб-ного времени.

При совершенствовании обучения географии важно помнить, что "география как школьная дисциплина отличается от географии как науки" . Концептуальное направление географии как школьной дисциплины - обра-зовательно-воспитательное, просвещенческое. Именно в школе можно нау-чить человека уважению к историческому прошлому стран и народов, пробу-дить интерес к знаменитым путешественникам, их жизни, подвигам, роман-тике приключений и странствий, дать основы нравственного воспитания на примерах самоотречения во имя науки, любви к родине, мужества, верности своему долгу. История географических открытий - это еще и огромный пласт общекультурных, общегуманитарных ценностей, способных расширить кру-гозор, познавательные интересы, умения и навыки, уровень общей культуры учащихся при умелом методологическом и методическом подходе учителя к этим проблемам.

В Федеральном компоненте Государственного стандарта общего об-разования сформулированы цели изучения географии в основной и старшей школе на базовом и профильном уровнях:

- освоение системы географических знаний об особенностях и взаи-мосвязях природы, населения и хозяйства, о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, об окружающей среде, о путях ее сохране-ния и рационального использования;

- овладение умениями применять географические знания для объяс-нения и оценки разнообразных природных, социально-экономических, гео-экологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче-ских способностей для умения ориентироваться в окружающей географиче-ской действительности и для решения проблем взаимодействия общества и природы;

- воспитание любви к своей малой и большой Родине, уважения к другим народам и культурам, деятельностно-ценностного отношения к ок-ружающей среде;

- использование географических знаний и умений в повседневной жизни, в адаптации к условиям проживания на определенной территории, для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды в пространственно-временной конкретности.

В свете современных стихийных и техногенных явлений в "геотехно-пространстве" учебная география должна быть более ориентированной к личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина. Наряду с "принципом научности обучения,... предполагающего, прежде всего, безус-ловную достоверность и необходимое обоснование привносимых в школу научных знаний, их умелый и глубоко продуманный отбор" , следует руко-водствоваться соображениями о том, в какой мере и зачем нужны выпускни-ку средней школы географические знания, умения, навыки в повседневной жизни. По мнению известного российского географа В.С.Преображенского, "школьную географию надо ориентировать так, чтобы она была пригодна для любого гражданина, а не для чиновника по внешней торговле или мини-стерства иностранных дел, на что в основном направлены школьные учебни-ки, где пишется обо всех странах и их районах" . Этому способствуют как нельзя лучше уроки, посвященные истории географических открытий.

По сути, и методически в основе достижения содержательной адек-ватности географического образования реальностям окружающей среды на локальном, региональном, глобальном уровнях должно лежать концептуаль-ное понятие "географическая компетентность" .

Общие черты географической культуры выпускника школы, очевид-но, определяют уровень представлений о природе и обществе, приобретен-ные деятельностные умения на основе пространственного мышления, навыки ориентации на разумное нравственное поведение в окружающей среде. В свете этого школьная историческая география должна способствовать лично-стному самоопределению школьника-гражданина на основе географических знаний, мышления, умений, исходя из собственных интересов и целей в гар-монии с собой, а также с территорией и населяющими ее людьми с их соци-альными, культурными, национальными, духовными особенностями.

Объект исследования в дипломной работе - преподавание истории географических открытий. Предметом исследования станут методические приемы преподавания истории географических открытий в 7 классе.

Анализ литературы по проблемам истории географических откры-тий показывает достаточно интересный и хорошо изученный пласт геогра-фии. Она представлена большим количеством работ и зарубежных, и отече-ственных авторов, поскольку тема вызывала интерес с самого начала эпохи Великих географических открытий. Работа Антошко Я.Ф. и Соловьёва А.И. "История географического изучения Земли" посвящена наиболее выдаю-щимся открытиям той эпохи. Виргинский B.C. и Хотеенков В.Ф. написали книгу "Очерки истории науки и техники с древнейших времен до с.XV века", позволяющую увидеть выдающиеся достижения в науке и технике изучае-мого периода, которые создали предпосылки Великих географических от-крытий.

Мельникова Е.А. в работе "Формирование и эволюция географиче-ских представлений в средневековой Западной Европе" рассмотрела расши-рение географических знаний европейцев, позволивших им совершить Вели-кие географические открытия.

Существуют разногласия исследователей и спорные моменты, кото-рые нуждаются в дальнейшем изучении документальных источников по раз-ным вопросам: об авторстве и приоритете открытий, о географических на-званиях современных, соответствующих открытиям средневековых путеше-ственников.

Огромный вклад в исследование проблемы средневековых географи-ческих открытий внесли такие авторы, как В. и И. Магидовичи. Им принад-лежит несколько выдающихся трудов по истории Великих географических открытий .

Что касается преподавания истории географических открытий, то вся литература представлена тремя блоками источников. Наиболее крупная группа - статьи о великих географических открытиях, биографические дан-ные путешественников, их маршруты (см. Приложение 1). Второй блок - дидактический материал к урокам географии. Третий блок - актуальные во-просы патриотического воспитания на уроках географии .

При рассмотрении всего круга литературы по предмету данной рабо-ты оказалось, что наименее изученным оказался второй блок - слабо разра-ботаны вопросы дидактики в преподавании истории географических откры-тий. Исходя из этого, целью нашей работы является исследование методиче-ских приемов, делающих наиболее интересными и полезными для учащихся уроки с проблематикой истории географических открытий. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1. Дать общую характеристику истории географических открытий.

2. Рассмотреть содержание истории географических открытий в школь-ном курсе географии и в курсе географии 7 класса.

3. Проанализировать учебники географии для 7 класса по проблематике истории географических открытий.

4. Разработать некоторые оптимальные методические приемы преподава-ния вопросов истории географических открытий.

Список литературы

1. Андрюмова Ю.С. Роль географии в воспитании личности школьника. // География в школе.2001. №4

2. Баранский И.Н. Исторический обзор учебников географии (1876-1934). - М, 1954.

3. Баранский П. Методика преподавания экономической географии. - 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1990.

4. Белов В. Земля навстречу. М.1978. С.321

5. Валов А.Б. Программа факультативного курса "История Великих гео-графических открытий и исследований.// География в школе. 2000. №6,

6. Верн Ж. История великих путешествий. - М., 1993 Кн. 1.

7. Вехов Н.В. Граф Ф.П.Литке - выдающийся мореплаватель, ученый, один из основателей Российского Географического общества. 2005. №6. С.11-20

8. Вехов Н.В. Тропический мир Н.Н.Миклухо-Маклая. 2005. №5. С.18-26

9. Вехов Н.В.Географические открытия голландцев в Русской Арктике. Моркая экспедиция В.Беринга.//География в школе.2005. №1

10. Вехов Н.В.Географические открытия голландцев в Русской Аркти-ке.Моркая экспедиция В.Беринга.//География в школе.2005. №1

11. Волочков А. А. Активность субъекта как фактор психического разви-тия (гипотезы, модели, факты) // Психологический журнал. -2003. - Т. 24. - № 3.

12. Выготский Л С. Психология и учитель // Хрестоматия по педагогиче-ской психологии. - М., 1995.

13. География материков и океанов. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учре-ждений / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. - 12-еизд., сте-реотип. - М. : Дрофа, 2005. - 318, [2] с.

14. Герасимова Т.П. Воспитание на уроках географии. М., Просвещение. 1965.

15. Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География. - М.: Аспект Пресс, 2003.

16. Душина И. В., Талюжняя Е.А., Ляпунин В. Б. Методика и технология обучения географии в школе. Учебное пособие. - М.: Астрель, 2001.

17. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов педагогических институтом и университетов - М.: АСТ-Астрель, 2002.

18. Душина И.В., Притула Т.Ю., Смоктунович Т.Л. Земля - планета людей. Учебник по географии, 7-й класс. - М.: "Баласс", 2002.-288 с.

19. Елисеев А.В. Подвиг во имя России. (К 130-летию В.А.Русанова. 2005. №8.

20. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить! // Народное образова-ние. 1964. - № 1. - С. 1-16.

21. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Т. 2. Сибирь в составе феодальной России. Л., 1968.С.78

22. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельно-сти и умственное развитие учащихся. - М., 1968.

23. Котляков В.М. Избранные сочинения в шеста книгах. Кн. 3. География в меняющемся мире. - М: Наука, 2001.

24. Кочуров В. И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. - Смо-ленск. 2003.

25. Любарский А.Н. Изучение истории географических открытий как средство воспитания патриотизма у учащихся школ./Образование ХХ1 в.: проблемы, прогнозы, модели, проекты. Материалы научно-практической конференции. СПб., 1998. С.224 - 228.

26. Любарский А.Н. Патриотическое воспитание на примере изучения ис-тории полярных исследований.// География в школе. 1999. №6.

27. Магидович В. Эпоха великих открытий. М.,2003. С.204

28. Магидович И. П. Известные русские мореплаватели. - Прил. к сб. "Русские мореплаватели". М., 1953.

29. Магидович И. П. История открытия и исследования Северной Амери-ки. М., 1962. Магидович И. П. История открытия и исследования Цен-тральной и Южной Америки. М., 1965.

30. Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. 1-е, 2-е изд. М., 1957, 1967.

31. Магидович И. П. Христофор Колумб. М., 1956.

32. Магидович И. П., Магидович В. И. Эпоха великих открытий. М.,2003

33. Магидович И. П., Магидович В. И. История открытия и исследования Европы. М., 1970. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по исто-рии географических открытий, т. 2, М., 1983.

34. Максаковский В. П. Географическая наука и школьная география: по-иски консенсуса // Изв. РАН. Серия география, 2004. - № 2.

35. Максаковский В.П. Географическая культура. - М.: ВЛАДОС, 1998.

36. Максимова В. П. Педагогическая диагностика. - 2004. - № 2. - С. 4.

37. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 425.

38. Матвеева Т.Т. Знаменитый русский путешественник и ученый гума-нист Н.Н.Миклухо-Маклай. //География в школе. 1996. №5.

39. Методика обучения географии в школе. - М: Просвещение, 1997

40. Окладников А. П. Открытие Сибири. М., 1979 С.32

41. Педагогические технологии. Методические рекомендации. - Яро-славль, 2002.

42. Преображенский B.C. Я - географ. Из творческого наследия. - М.: ГЕОС, 2001.

43. Программа по географии для общеобразовательных учреждений //Под редакцией И.В.Душиной. М. - Дрофа.- 2001

44. Путешествия и географические открытия в XV-XIX веках. Сб. М.-Л., 1965.С.243

45. Разноуровневая программа по географии // Под редакцией Е.А.Черниховой. М. - Просвещение.- 1997.

46. Рахимов А. 3. Психодидактика. - Уфа, 1997.

47. Розанов Л.Л. Географическая компетентность выпускника школы - концептуальная основа среднего географического образования // Гео-графия, 2001. - № 14.

48. Розанов Л.Л. Геотехнопространство - концептуальное понятие общей географии // Изв. РАН. Серия география, 2003. - № 3.

49. Розанов Л.Л. Исходные принципы единой концепции предмета "Гео-графия" для реформируемой школы // География в школе, 1999. - № 8.

50. Розанов Л.Л. Концепция геотехнопространства - интегрирующее ядро общей географии // География и природные ресурсы, 2004. -№ 1.

51. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.,1957.

52. Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания // Пробле-мы общей психологии. - М, 1973. С. - 183-194.

53. Рыжиков А.И. О происхождении названия "Сибирь". 2004.№2. С.28-30

54. Савельева Е. А. "Морская карта" Олауса Магнуса и се значение для ев-ропейской картографии. / В кн.: История географических знаний и от-крытий на севере Европы. Л., 1973.С.167

55. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. М.: Дрофа, 2004.

56. Скрицкий Н.В. Путь в Индию (к 500-летию похода Васко да Гаммы).// География в школе.1998. №4,

57. Скрынников Р. Г. Далекий век. Сибирская одиссея Ермака. Л., 1989.С.23

58. Снытко В.А. Тимашев И.Е. Исследователь Сибири Н.И.Михайлов. 2005. №7. С.65-66

59. Сутормин А. Г. Ермак Тимофеевич (Аленин Василий Тимофеевич). Иркутск, 1981.С.75

60. Уфимцев Г. Ф. Рельеф и человек на просторах России // Человек. - 2004. - № 3.

61. Энгельс Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 408.

62. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современ-ной школе. - М., 1996. Якиманская И.С. Технология личностно ори-ентированного образования. - М., 2000.

63. Ямбург Е.А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия раз-вития образования // Учительская газета, 2004, № 14.

64. Ярукова Л.И Памяти Н.М.Пржевальского. 2005. №6. С. 21-23.

Примечания:

Примечаний нет.