Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 106  | Формат: doc  | Год: 2001  |  

Содержание

Введение 5-7

Глава I Лингвистические основы обучения орфографии в школе

1.1. Понятие об орфографии и её разделы 8-9

1.2. Основные принципы русской орфографии 9-17

1.3. Дифференцирующие написания. Слитные,

полуслитные и раздельные написания слов. 17-19

1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические

сокращения. 19-23

Глава II Психолого-педагогические основы формирования

орфографического навыка у младших школьников.

2.1. Психолого-педагогическая характеристика

орфографического навыка 24-30

2.2. Сущность орфографического правила. Орфограмма 31-34

2.3. Психологические особенности процесса письма

у младших школьников 35-37

Глава III Методика работы над формированием орфографических

навыков у младших школьников

3.1. Условия формирования орфографических навыков

у младших школьников 38-42

3.2. Типы орфографических ошибок и причины их

возникновения у младших школьников 42-51

3.3. С чего начинать орфографическую работу? 51-59

3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений,

используемые для формирования орфографических

навыков у младших школьников 59-97

3.5. Использование перфокарт и карточек с выборочным

ответом при повторении орфографии 97-102

Заключение 103-104

Библиография 105-108

Приложение

Введение

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа - это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Говоря о задачах преподавания русского языка в школе нужно подразумевать овладение нормами литературного языка. Как известно, характерной чертой любого литературного языка, в отличие от других разновидностей общенародного языка, является наличие определенных норм. А что такое литературный язык? Что такое норма?

Литературный язык - это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык - это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого.

Выразительные возможности русского литературного языка как одного из могущественных языков мира почти безграничны: его грамматическая система сложна и многогранна, его лексический и фразеологический состав неисчерпаем, его жанрово-стилистические разновидности многочисленны тонко разработаны, многие орфографические и пунктуационные правила его трудны и сложны для усвоения.

Норма - это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех "правила" произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений [21,77]. Соблюдение норм ведёт к точности и ясности, способствует лучшему восприятию содержания речи.

Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы представляют специфику письменной формы литературного языка.

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:

1) орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;

2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре [55,24-25].

Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи "одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека" [32,3].

Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков [56,3].

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

С учётом вышеуказанного, в квалификационной работе ставилась цель: выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.

Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:

1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;

2) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.

В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы и приемы:

1) метод наблюдения и описание его результатов;

2) анализ учебников и письменных работ учащихся;

3) изучение и обобщение опыта передовых учителей, работающих успешно по данной проблеме;

4) проведение экспериментов и анализ его результатов.

Эксперименты были проведены в средней школе №13 пос. Ясенская Переправа и обобщен опыт учителей данной школы.

Список литературы

1.Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная школа. -1988 №4

2. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. -М.: Русский язык, 1987

3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. -М.: Педагогика, 1989

4. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне// Начальная школа. -1997 №2

5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. -М., 1966

6. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии// Начальная школа. -1976 №4

7. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. -1986. №9

8. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. -Изд."Знание" -М., 1977

9. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -1991 №1

10. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию// Начальная школа.-1991. №11

11. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гошезо -М.: Просвещение, 1991

12. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. -М.: Просвещение, 1991

13. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников// Вопросы психологии, 1963 №5

14. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка// Начальная школа. -1988. №3

15. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов//Начальная школа. -1988. №2

16. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями//Начальная школа. -1989. №6

17. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992

18. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию// Начальная школа. -1989. №8

19. Журжина Ш.В., Козлова В.П. Изучение темы. Правописание безударных гласных в корне слов во 2 классе. -М., 1977

20. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. -1993. -№11

21. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. -М., 1991

22. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. -М., 1982

23. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная школа. -1988. №11

24. Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе?//Начальная школа. -1992. №9-10

25. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка//Начальная школа. -1990. №3

26. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. -М.: Просвещение, 1982.

27. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура//Начльная школа. 1993. №5

28. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием//Начальная школа. -1994. -№8

29. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка. -М., 1974.

30. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. -М.: Просвещение, 1987.

31. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах//Начальная школа. -1984. №12

32. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. -М.: Просвещение, 1990

33. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии//Начальная школа. -1996. №9

34. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. -М.: Просвещение. 1980.

35. Никитина Л.А. Правописание непроизносимых согласных в корне слова//Начальная школа. -1987. -№5.

36. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости//Начальник школа. -1989. №6

37. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка//Начальная школа. -1997. -№1

38. Работу учащихся I-III классов по русскому языку.

39. Разумовская Л.И. Обучение орфографии в восьмилетней школе. -М., 1974.

40. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя 2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1996.

41. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. -М., 1960.

42. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. -М.: Высш.шк. 1991.

43. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. -М., 1978.

44. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-та/Под ред. Л.Ю.Максимова. -М.: Просвещение, 1989.

45. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости//Начальная школа. -1996. №1

46. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости//Начальная школа. -1997. №1

47. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. -М., 1993.

48. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова//Начальная школа. -1988. №2

49. Трубицына Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте//Начальная школа. -1990. №3

50. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. _Майкоп, 1996.

51. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. -Екатеринбург, 1997.

52. Уткина Т.И. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. -1989. №6

53. Ушакова В.С. Школьные психологи советуют//Начальная школа. -1996. №8

54. Ушинский К.Д. Собр.соч. М.-Л., 1949 Т.7

55. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей//Начальная школа. -1990. №7

56. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. -М.,1982.

57. Чернева Л.Г. Работа над предлогами// Начальная школа. -1994. -№8

58. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок//Начальная школа. -1997. №2

59. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками//Начальная школа. -1991. №4

Примечания:

Примечаний нет.