Методы арт-терапии в работе социального педагога

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 70  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы применения арт-терапии в работе социального педагога 5

1.1. Сущность и основные направления арт-терапии 5

1.2. Арт-терапия как метод психологической работы 9

1.3 Анализ литературы по проблеме применения арт-терапии в работе социального педагога с детьми 11

1.4. Методики арт-терапии при работе с младшими школьниками 18

1.5. Арт-терапевтическая работа с трудными детьми 25

Глава 2. Выявление с классном коллективе трудных детей и проведение программы их психокоррекции с помощью арт-терапии 36

2.1. Постановка проблемы и методика исследования 36

2.2. Результаты диагностирования трудных детей и их обсуждение 41

2.3. Методология и методы проведения арт-терапии с трудными детьми 51

2.4. Процедура проведения арт-терапевтической работы 58

2.5. Анализ результатов до и после проведения арт-терапевтической коррекционной работы 59

Заключение 63

Список литературы 66

Введение

Введение

В данной работе рассматривается один из альтернативных способов коррекции личности, а именно - влияние арт-терапии на детей с нарушения-ми в поведении.

Основная проблема исследования заключается в том, что в силу воз-растных особенностей ценностные ориентации детей могут характеризовать-ся недостаточной сформированностью и наличием конкурирующих компо-нентов, но не все дети склонны к трудному поведению.

В связи с чем, мы считаем целесообразным применение арт-терапии в работе с трудными детьми, что позволяет достигнуть не только определенно-го постоянства системы ценностных ориентаций ребенка, но и преемствен-ности во времени, поскольку работа направлена на актуализацию ребенком выбора системы ценностей и осознание своего выбора. Последовательность основных жизненных шагов располагается каждым человеком в своеобраз-ном ценностно-временном измерении, в соответствии с чем они и получают определенную личностную оценку. Эти временные смысловые оценки часто являются составляющими жизненной мотивации, а затем и регуляции реаль-ных соотношений личности с объективным временем.

Цель нашей работы - показать, что арт-терапия может быть использо-вана в качестве эффективного средства помощи трудным детям посредством создания и проведения психокоррекционной программы с использованием арт-терапии в психологической работе.

Гипотеза: арт-терапия в работе с трудными детьми будет эффективна.

Объект исследования: школьники 1 классов начальной школы.

Предмет исследования: воздействие психокоррекционной программы на трудных детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Анализ литературы по данной теме.

2. Выявление в классных коллективах трудных детей

3. Создание психокоррекционной программы.

4. Проведение программы в экспериментальной группе.

5. Проверка эффективности данной программы.

Методы исследования: диагностика, индивидуальное консультирова-ние, групповая работа. Методом диагностики в нашем исследовании являлся тест рисования человека, срывающего яблоко с дерева, используемый в соче-тании с арт-терапевтическими шкалами формальных элементов.

Список литературы

Список литературы

1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с.

2. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. – 36 с.

3. Аметова Л. А. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Москва: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003б.

4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.

5. Боронска Т. Оборотень и ринг. Изучение бессознательных процессов с помощью метафор//Практикум по арт-терапии (под ред. А. И. Копытина). СПб.: Питер, 2000.

6. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.

7. Бурно М. Е. Характеристика основных терапевтических методик. М: Медицина, 1991

8. Веккер Л. М. Психические процессы., Т. 2, Л., 1981.

9. Воробьева Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. СПб.: Детство-пресс, 2003.

10. Гантт Л. Арт-терапевтические исследования. Исцеляющее искусство // Журнал арт-терапии, 1998, Том 2, №3, С.24-36.

11. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М., 1972.

12. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

13. Денисова З. В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л., 1974.

14. Дубровина Н. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. и др. Рабочая книга школьного психолога. М., 1985.

15. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.

16. Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3, С.51-64, 2005.

17. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.

18. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

19. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

20. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

21. Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет. 2001. – 48 с.

22. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. – 2000. -- №9. – с. 27-34.

23. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

24. МакНифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии //Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 8, №1, С.10-23, 2005.

25. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 246 с.

26. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

27. Никольская И. М. Арттерапия – терапия изобразительным искусством // Учебник Детская психиатрия (под ред. Э. Г. Эйдемиллера), СПб.: Питер, 2005. С. 993-999.

28. Раттер М. Помощь трудным детям. Лондон-Москва: Апрель, 1984.

29. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.

30. Романова Е. С., Усанова О. С., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1990.

31. Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе//Арт-терапия. Хрестоматия (под ред. А. И. Копытина А. И.). СПб.: Питер, 2001.

32. Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача. М.: Наука, 1992.

33. Хайкин Р. Б. Арт-терапия. СПб: Наука, 1992.

34. Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. Киев, 1988.

35. Хрестоматия “Арт-терапия”/ под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.

36. Холт Э. и Кейзер Д. Признаки семейного алкоголизма при выполнении детьми Кинетического рисунка семьи//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2004, Том 7, №2, С.20-34.

37. Чепмен А. и Чепмен-Сантана М. Проблемно-ориентированная психотерапия. СПб, Питер, 2001.

38. Ялом И. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2000.

39. Aaronson, L. and Housman M. Does specialization in the school system necessitates the creation of educational art (expressive) therapists?//Exposing difference. Abstract book of the 6th European Arts Therapies Conference. Munster: Lit Verlag, 2001.

40. American Art Therapy Association. Resource packet for art therapists in schools. Mundelein, Il1: American Art Therapy Association, 1986.

41. American Art Therapy Association Newsletter, Mundelein, Il1: American Art Therapy Association. 1998. 31, P.4.

42. Bloomgarden, J. & Schwarts, D. Creative art therapy. Special education in higher education: toward an interdisciplinary model // The Journal of The American Art Therapy Association. 1997. V. 14 (4), P. 12-23.

43. British Association of Art Therapists. Artists and Art Therapists: A Brief Description of Their Roles Within Hospitals, Clinics, Special Schools and in The Community. London: BAAT, 1989.

44. British Association of Art Therapists. Information Brochure. London: BAAT, 1994.

45. Bush, J. & Hite, S. A focus group: art therapy in schools. Presented at the AATA Annual Conference, Philadelphia, 1996.

46. Bush, J. The handbook of school art therapy: introducing art therapy into a school system. Charles T. Thomas. Springfield, Il., 1997.

47. Cane, E. The artist in each of us. New York: Pantheon, 1951.

48. Case, C. and Dalley, T. The Handbook of Art Therapy. London: Tavistock and Routledge 1992.

49. Dunn-Snow, P. The gorilla did it! Integration of art therapy and language arts in the public schools // The Journal of the American Art Therapy Association,. 1997. V. 14 (1), P. 4-12.

50. Essex, M., Frostig, K., Hertz, J. In the service of children: art and expressive therapies in public schools // Art Therapy. 1996. V. 13 (3), P.21-32.

51. Henley, D. Art therapy in a socialization program for children with attention deficit hyperactivity disorder // American Journal of Art Therapy. 1998. V. 37, August, P. 2-12.

52. Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: standartization in Russia // American Journal of Art Therapy. 2002. V. 40, May, P. 223-258.

53. Kopytin A. Using Silver Drawing Test for assessing normal and traumatized children and adolescents living in the areas affected by Chernobyl nuclear accident // Trauma und Kreativitat. Therapie mit kunstlerischen medien (R. Hampe, Ph. Martius, A. Reiter, G. Schottenloher, F. Von Spreti, Hrsg.), Verlag: Universitat Bremen, 2004, P. 407-416.

54. Kopytin A., Sventsitskaya V., Svistovskaya E. Fantasizing about violence: using the Draw-a-Story Test in assessing adult psychiatric patients who committed severe criminal acts and delinquent adolescents (Chapter 7), In Aggression and depression assessed through art (ed. R. Silver), New York: Brunner-Routledge, 2005, P. 141-160.

55. Lowenfeld, V. Creative and mental growth. New York: Macmillan, 1947.

56. McNiff, S. Organizing visual perception through art // Academic Therapy Quarterly, 1974. V. 9 (6), P. 12-16.

57. McNiff, S., and McNiff, K. Art therapy in the classroom // Art Teacher. 1976. Spring, P. 21-29.

58. Okada, T. Integration of art therapy for pupils with behavioral problems at schools in Japan. KunstReiz. Neurobiologische Aspekte kunstlerischer Therapien. Heidelberg 4-6.03.2005.

59. Pfeiffer L. “Foreword”, In Aggression and depression assessed through art (ed. R. Silver). New York: Brunner-Routledge, P.xvii-xix, 2005.

60. Prokofiev F. ‘Adapting the art therapy group for children’, In Skaife, S. and Huet, V. (eds.) Art psychotherapy groups. London and New York: Routledge, 1998.

61. Waller D. Group interactive art therapy. London: Routledge. 1993.

Примечания:

Примечаний нет.