Методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 59  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовании 10

1.1. Общая характеристика понятия "технологи", и "информационно-коммуникационные" технологии 10

1.2. Понятие информатизации образования. Средства информатизации образования 12

Глава 2. Методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников 21

2.1. Методика информатизации обучения 21

2.2. Информатизация контроля знаний учащихся 29

Глава 3. Внеклассная работа с применением информационных и коммуникационных технологий 36

3.1. Использование ИКТ во внеклассной работе по информатике 36

3.1.1.Кружок "Интернет-технологии" 36

3.1.2. Создание школьной газеты как один из видов внеклассной работы с применением ИКТ 43

Заключение 48

Список источников литературы 50

Приложение 53

Введение

Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в образовательном процессе.

Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

В это определение умышленно не включено слово "использование". Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет говорить о еще одной технологии - технологии использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, медицине, военном деле и многих других областях деятельности человека, что является частью технологий информатизации. Каждая из этих областей накладывает на технологию информатизации свои ограничения и особенности. В качестве примера можно привести технологию Интернет, рассматриваемую как информационную и телекоммуникационную технологию. При этом технологию использования Интернет в обучении школьников разумно считать не информационной и телекоммуникационной технологией, а технологией информатизации общего среднего образования.

Важно понимать, что понятие технологии информатизации образования значительно шире, чем только технология использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Это понятие включает в себя весь комплекс приемов, методов, способов и подходов обеспечивающих достижение целей информатизации образования.

В основе средств ИКТ, используемых в сфере общего среднего образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.

Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства. К системным программам относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие компьютера с оборудованием и пользователя с персональным компьютером, а также различные служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д. К инструментальным программам относятся программы, предназначенные для разработки программного обеспечения.

В системе общего среднего образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Перечисленные положительные стороны использования информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании далеко не единственны. По мере изучения конкретных информационных технологий и областей информатизации образования в дипломной работе будут описаны и другие многочисленные "плюсы" информатизации.

Учитывая вышеизложенное, мы можем сформулировать цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования состоит в изучении применения информационных и коммуникационных технологий во внеклассной работе среднего общеобразовательного учреждения

Объектом исследования являются особенности применения информационных и коммуникационных технологий во внеклассной работе среднего общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования: информационные и коммуникационные технологии.

Задачи исследования состоят в следующем:

1. Рассмотреть теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовании;

2. Дать понятие информатизации образования и средствам информатизации образования;

3. Обозначить методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников;

4. Определить роль ИКТ в организации контрольно-оценочного этапа учебной деятельности школьников;

5. Предложить практические разработки по внеклассной работе школьников с применением информационных и коммуникационных технологий.

Методологические основы исследования. Разрабатываемая в исследовании проблема носит междисциплинарный характер, что требует интеграции положений методологии научного познания, философии, логики, педагогики, психологии. Для решения конкретных задач исследования привлекались:

- фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых в области философии образования и методологии педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, Ж. Пиаже, В.В. Рубцов, Н.Ф. Талызина и др.);

- методологии построения образовательных технологий (Л. Андерсон, Н.В. Апатова, В.И. Боголюбов, В.В. Гузеев, Ф.С. Келлер, Г.С. Курганская, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко, Н.Н. Тулькибаева, Н.Е. Эрганова и др.);

- труды ученых, посвященные исследованию качества образования (В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, Г.В. Гутник, П.И. Пидкасистый, В.А. Федоров, В.С. Черепанов и др.).

Теоретическими основами исследования являются:

- работы по проблемам педагогики высшей школы (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.В. Макарова, А.Г. Мордкович, В.В. Петрусинский и др.);

- работы по проблемам конструирования педагогического процесса (Б.И. Ананьев, Р. Аткинсон, Б.С. Блум, В.В. Рубцов, В.А. Якунин и др.), концепции построения содержания образования (В.П. Беспалько, В.С. Леднев, В. Оконь и др.), методы обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);

- теория деятельности и положения о ее роли в развитии личности (В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, Е.Н. Кабанова-Меллер, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.);

- исследования в области технологизации учебного процесса (К.Я. Вазина, А.В. Гребенщикова, В.И. Загвязинский, Г.К. Селевко, М.В. Кларин, S. Gorinskiy, T. Sakamoto, S.C. Spaulding, M, Woolman и др.);

- личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская и др.);

- теоретические основы организации контрольно-оценочного этапа учебной деятельности (В.П. Беспалько, Б. Блум, Л.И. Божович, М.Н. Скаткин, А.А. Кузнецов, Г.Ю. Ксензова, Л.М. Фридман, Н.Ф. Талызина, С.Е. Шишов и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов, адекватных природе изучаемого объекта:

- теоретический анализ и концептуальный синтез научных источников по психолого-педагогическим проблемам, связанным с процессом и результатами образования вообще и с формированием базовых компетенций учащихся;

- анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, материалов научно-практических конференций и Интернет-ресурсов по теме исследования;

- анализ учебно-методической документации (Государственных образовательных стандартов, программ профессиональной подготовки, планов, нормативных документов), определяющий направление и технологии реализации образовательного процесса в условиях информатизации образования;

- изучение, обобщение и систематизация педагогического опыта, связанного с информатизацией образования, разработкой и реализацией инновационных образовательных технологий.

Теоретическая и практическая значимость. Настоящее дипломное исследование ориентировано на подготовку педагогов к обоснованному и эффективному использованию средств ИКТ в обучении школьников. В работе рассмотрены общие вопросы информатизации среднего образования, целесообразность и эффективность использования ИКТ в образовательном процессе, практическое применение ИКТ в образовательном процессе.

Материалы данного исследования (как в теоретическом, так и в практическом аспекте) могут быть использованы в практике преподавания методики обучения, а также в практическом использовании средств ИКТ в образовательном процессе; позволит познакомить педагогов с классификацией средств информатизации образования спецификой применения, методами использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников.

Содержание применяемых методов исследования, конкретные проблемы, решаемые с помощью каждого из них, а также полученные результаты описаны в соответствующих разделах дипломной работы.

Структура работы. Дипломное исследование "Применение информационных и коммуникационных технологий во внеклассной работе среднего общеобразовательного учреждения" состоит введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения, библиографии.

Во введении обосновывается тема дипломного исследования, поставленные задачи и цели, определяется объект и предмет исследования. Также дается характеристика примененным в дипломном исследовании методам, обосновывается новизна дипломного исследования.

В первой главе "Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовании" комплексно изучается и анализируется понятие информационно-коммуникационных технологий, информатизации образования.

Во второй главе "Методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников" рассматривается методика информатизации обучения, использование ИКТ в контроле знаний учащихся.

Третья глава "Внеклассная работа с применением информационных и коммуникационных технологий" посвящена непосредственной разработке использования ИКТ во внеклассной работе.

В заключение подводятся итоги всей работы. Делаются основные выводы по теме.

Итогом дипломного исследования стал список использованных теоретических трудов.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г., с. 33-37.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издатель-ский центр Академия, 2002. - 320 с.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.

6. Внеклассная работа с использованием ИКТ/ ИТО-Марий Эл-2007 / Внедрение ИКТ в практику управления образованием :/публикация. Иванова А. С., Горохова Р. И. http://ito.edu.ru/2007/MariyEl/III/III-0-11.php

7. Горуцкий А.И. Внеклассная работа в школе/А.И. Горуцкий // Информатика. Приложение к газете 1 сентября. - №10 от 16-31 мая 2006.

8. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В.Давыдов. - М., 2003.

9. Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1998.

10. Ершов А.П. 3. Проблемы информатизации , ј 3/4,1993, с.81-88.

11. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2002г., с. 18-22.

12. Карпова, Е.В. Дидактические игры/ Е.В.Карпова. - Ярославль, "Академия развития", 2006.

13. Клышев Н.Ю. Креативность: научный конструкт или жизненная необходимость// Праблемы выхавання. - 2004. - №6(41). - С.30.

14. Коптюг Н.М. "Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся". Иностранные языки в школе, 2003, № 3.

15. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. - 244 с.

16. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2001.- 224с.

17. Кудинова В.И. Внеклассная работа по информатике/В.И. Кудинова// Информатика и образование. - №1 2001.

18. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

19. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М., 2004г., с. 66.

20. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. Н.Ю. Синягина Е.Г. Чирковская (методическое пособие) /Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. -М., "Вузовская книга", 2001г. - 131с.

21. Марданова Г. М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы/Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Ижевск - 2005

22. Марданова Г.М. Научно - исследовательская деятельность учащихся как путь повышения творческой активности // Предисловие к сб. науч - практ. конф. "История тат. народа". Ижевск: Изд - во ОАО "Слайд", 2002. 29 с (на тат. яз.)

23. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Учебное пособие.- М.: Педагогика ПРЕСС, 1999.-144с.

24. Мескон М. X.. Альберт М.. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. - М.: Дело,1992.

25. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002г., с. 58-60.

26. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004.

27. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии/ П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров. -- М.: РПА, 2006.

28. По материалам http://festival.1september.ru/

29. Савченко Н.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании/научная статья: опубликовано 20.10.2006 г. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt5.php

30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.- 256 с.

31. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия,1981

32. Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. Последняя редакция 1999 г.

33. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.

34. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика"/Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2004.

35. Якиманская, И. С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. - М., 2000.

Примечания:

Примечаний нет.