Методы оценивания на уроках информатики в средней школе

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 65  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение

Глава I. Контроль и оценка знаний

1.1. Понятие и виды контроля. Проверка и оценка результатов обучения

1.2. Методы и формы контроля

1.3. Оценка знаний учащихся

1.3.1. Психологическая ситуация оценки

1.3.2. Функции оценки учения школьников

Глава II. Методы оценивания на уроках информатики в средней школе

2.1. Тестовый контроль на уроках информатики

2.2. Рейтинговая система контроля знаний школьников

2.3. Портфолио как технология оценивания деятельность учащихся на уроках информатики

Заключение

Литература

Введение

На протяжении XX в. в мировой педагогике делалось немало попыток технологизировать учебный процесс. До середины 1950-х гг. они были, в основном, сосредоточены на использовании различных технических средств обучения (ТСО).

И ни у кого не вызывает сомнения наличие объективных предпосылок для ускоренного развития средств и методов автоматизированного обучения и контроля знаний.

Наиболее важные среди этих предпосылок - рост интереса к дистанционному обучению, становление системы единого государственного тестирования выпускников средних школ, тенденция к увеличению частоты и наполняемости процесса текущего контроля знаний на всех уровнях обучения, необходимость значительного снижения трудоемкости его организации, проведения и подведения итогов. Повышение объективности, результативности и эффективности промежуточного и итогового оценивания знаний рассматривается в качестве одной из целей проводимой в нашей стране реформы системы образования.

Однако очень серьезная проблема заключается в том, что подавляющее большинство полученных в рамках современной педагогики теоретических, методических прикладных результатов не имеют строгого (в математическом смысле) обоснования, сформулированы без применения формально-математических методов. (Исключение составляет, пожалуй, лишь обработка результатов массовых проверок знаний, для которой повсеместно применяются средства математической статистики). Это существенно сдерживает работы по информатизации учебного процесса, поскольку без построения корректных, непротиворечивых и полных моделей объекта автоматизация его деятельности чаще всего оказывается неэффективной.

Важно заметить, что в настоящее время тестирование как метод контроля и проверки знаний используется повсеместно, и не только в курсе школьного образования, но и в рамках ЕГЭ, региональных и международных олимпиад.

Проблема: Роль и значение тестирования как одного из универсальных инструментов педагогического контроля знаний стремительно возрастает, что создает предпосылки для создания конструктивной и эффективной системы управления качеством образования.

Объект: контроль, проверка и оценка знаний умений навыков учащихся в процессе обучения информатике.

Предмет: формы, методы, виды тестового контроля на уроках информатики.

Цель: определить условия эффективности организации тестового контроля проверки знаний, умений, навыков учащихся на уроках информатики.

Гипотеза: контроль выступает как функция управления процессом обучения информатики. Этот принцип успешно протекает в том случае, если:

1) рычаги контроля находятся в руках как учителя, так и ученика;

2) ученик и учитель получает информацию о промежуточных результатах;

3) контроль обеспечивает обратную связь.

Задачи:

1) сформировать представление о тестовом виде контроля;

2) показать особенности реализаций функций тестового контроля знаний на уроках информатики;

3) выявить особенности оценивания в курсе изучения информатики;

4) определить особенности тестирования на уроках информатики как метода контроля знаний, умений, навыков;

5) провести сравнительно-сопоставительный анализ результатов учения в классах с и без использования тестового контроля.

Теоретическая и практическая значимость работы:

Тестирование широко используется как метод контроля и проверки знаний учащихся. Необходимо выявить особенности тестового контроля, определения его места и применения его наряду с другими методами контроля.

Методы исследования:

1) методы реферирования, библиографии;

2) методы изучения и обобщения опыта;

3) методы эмпирического изучения данных.

Создание формализованных моделей различных этапов процесса обучения не может считаться самоцелью. Существуют предпосылки построения многоуровневого формально-структурного описания системы педагогического контроля знаний, в рамках которой создаются и агрегируются математические и кибернетические модели, описывающие различные стадии, этапы и задачи процесса обучения. С одной стороны, необходимо доводить эти модели до прикладной реализации в виде программных продуктов, пригодных для эффективного применения практикующими педагогами - непрофессионалами в области информационных технологий. С другой стороны, оптимизация (или хотя бы рационализация) многочисленных прикладных методик научения и/или контроля знаний на основе формально-математического моделирования и исследования учебного процесса также способна существенно повысить эффективность обучения даже без систематического применения вычислительной техники.

Список литературы

1. Григорович Л.А. Педагогическая психология М.: Гардарики, 2003. - 314 с.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. - Мн.: "Хэлтон", 1998.

3. Зайцева О.Б. Информационная компетентность учителя образовательной области "Технология" // Педагогика. 2004. №7;

4. Информатика и образование - 11, 2004.

5. Информатика и образование - 9, 2005.

6. Информатика и образование - 2, 2005. .

7. Информатика и образование - 11, 2005.

8. Информатика и образование - 12, 2003.

9. Информатика и образование - 7, 2001.

10. Информатика и образование - 2, 2002.

11. Информатика и образование - 12, 2002.

12. Казанская В.Г. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.

13. Липский И.А. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности // Педагогика. 2004. №9;

14. Логвинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. Педагогическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 221 с.

15. Молодцова П.Г. Практикум по педагогической психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

16. Монахов В.М. Аксиоматический подход к построению педагогической технологии // Педагогика. 1997. №6;

17. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. №3;

18. Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно технологической среды // Педагогика. 2005. №10.

19. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии:/С.А.Смирнова, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева; Под ред. С.А. Смирнова - М.: "Академия", 1998; 512 с.

20. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2005.-432с.;

21. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений // В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа - Пресс, 1998. - 512 с.

22. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. Высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд-е - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 512 с.

23. Психология: учеб, для студ. высш. пед. учеб, заведений: в Зкн/ Р.С. Немов - 4-е изд-е - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 606 с.

24. Саранцев Г.И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. №1;

25. Сидельникова Т.Т. Компьютерный контроль знаний при изучении социально-политических дисциплин // Педагогика. 2005. №4;

26. Тестов В.А. "Жесткие" и "мягкие" модели обучения // Педагогика. 2004. №8;

27. Теория и практика дистанционного обучения/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. - М.: "Академия", 2004.

Примечания:

Примечаний нет.