Модель формирования системной лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии е6352342

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 74  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Введение……………………………………………………………….

Глава 1. Теоретическое обоснование изучения и формирования лексической системы языка у дошкольников.………………………

1.1. Лексема как единица языка и речи..………………...…………..

1.2. Онтогенез развития лексической системы языка…..………..…

1.3. Особенности формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии..…………………...

Глава 2. Экспериментальное изучение лексико-грамматических средств языка у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии….………..…………………………...

2.1. Методика исследования моторики артикуляционного аппарата………………………………………………………………..

2.2. Методика исследования лексических средств языка..…..……..

2.3. Методика исследования грамматических средств языка...……

2.4. Анализ результатов констатирующих экспериментов………...

Глава 3. Содержание логопедической работы по формированию лексической системы языка………………………………………….

3.1. Модель формирования системной лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии……………………

Заключение……………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………...

3

7

7

14

22

36

36

39

45

52

57

57

74

79

83

Введение

Введение

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи". Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Проблема развития морфологической стороны в составе грамматического строя речи интересовала многих ученых, таких как Е.Н.Водовозова, Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, А.М.Леушина, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, С.Полоцкий, С.Л.Рубинштейн, А.С.Симонович, Е.И.Тихеева, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, А.Н.Гвоздев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: "... грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т. е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными".

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В настоящее время изучению особенностей лексики у дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Однако вопрос об особенностях лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии недостаточно изучен. При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, современные представления о процессе развития лексики и о различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова, о ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Н.А.Уфимцева, А.М.Шахнарович, Г.А.Черемухина, Л.В.Сахарный, А.Р.Лурия, С.Н.Карпова, И.Н.Колобова и др.).

Объект исследования: лексика и её формирование у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Предмет исследования: процесс формирования системной лексики у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Цель исследования: систематизировать, разработать, теоретически обосновать педагогическую технологию формирования системной лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Гипотеза исследования: коррекционное обучение по формированию системной лексики может быть более эффектным, если оно будет учитывать:

" положение о системном развитии лексики;

" структуру клинического и речевого дефекта;

" ведущую деятельность данного возраста;

" если будет разработана коррекционно-развивающая программа по формированию системной лексики.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по теме дипломной работы;

2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;

3. Определить особенности формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;

4. Установить методы и методики изучения лексико-грамматических средств языка у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;

5. Систематизировать и разработать модель логопедической работы по формированию лексической системы языка.

Психолого-педагогический эксперимент был проведен нами на базе ДОУ "Ручеек" г.Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа с группой детей дошкольного возраста в количестве 10 человек в период с января по май 2005 года.

Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии осуществляется с учетом современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе.

Основными методами в работе являются: теоретический анализ психолого-педагогической, научной, методической и специальной литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент; диагностические методы и методики, направленные на выявление сформированности лексической системы языка у детей; качественный и количественный анализ полученных данных./

Методологические основы исследования: теоретические положения о системности языка, его иерархическом строении, системности лексики, структурно-онтогенетическом подходе к развитию лексики у детей, ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека, системном подходе к анализу речевых нарушений (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина и др.)

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенное в нём эксперементальное обучение по систематизации лексики позволяет повысить результативность усвоения семантики, парадигматики и синтагматики языковых единиц детям с речевой патологией, способствует формированию у них полноценных лексических средств общения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности развития лексических средств языка у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

2. Модель формирования системной лексики у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Структура работы: введение, 3 главы, заключение, библиография из 50 наименований.

Глава 1. Теоретическое обоснование изучения и формирования лексической системы языка у дошкольников

1.1. Лексема как единица языка и речи

Особенно неоценимыми для практической коррекционной логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями нам кажутся мысли Л.С. Выготского о генетических корнях, о путях развития, о частичном слиянии и совпадении процессов речи и мышления.

Изучая взгляды психологов на речь и ее значение для развития ребенка, нельзя не вспомнить о деятельности Московской психолингвистической школы, которые восходят к работам Л.С.Выготского и к концепции деятельности, выдвинутой в 1950-1970-х гг. А.Н.Леонтьевым. Однако у Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева есть два непосредственных предшественника: это отечественные психологи Александр Романович Лурия и Николай Иванович Жинкин, не принадлежавший к школе Л.С.Выготского, но во многом развивавший сходные идеи.

Обычно, говоря о взглядах А.Р.Лурия на речь, обращают

Список литературы

29. Логопедия /Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.

30. Лопатина Л.B. Meтoдикa иccлeдoвaния экcпpeccивнoй peчи дeтeй дoшкoльнoгo вoзpacтa, cтpaдaющиx cтepтoй фopмoй дизapтpии // Изyчeниe и кoppeкция peчeвыx paccтpoйcтв. - Л., 1987.

31. Лопатина Л.B. Xapaктepиcтикa и cтpyктypa peчeвoгo дeфeктa y дoшкoльникoв co cтepтoй дизapтpиeй: Оcoбeннocти мexaнизмoв, cтpyктypы нapyшeний peчи и иx кoppeкции y дeтей. - М., 1986.

32. Лопатина Л.В. Нарушение мимической маскулатуры и артикулляционной моторики у дeтeй co cтёpтoй фopмoй дизapтpии. Cб. "Peчeвыe и нepвнo-пcиxичecкиe нapyшeния y дeтeй и взpocлыx". - Лeнингpaд, 1987. - C. 33-37.

33. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.

34. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб.: СОЮЗ, 2001. - 191 с.

35. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение. - СПб.: Дельта, 1999. - 256 с.

36. Лурия А.Р. Язык и речь / Под ред. Е.Д. Хомской. - М., 1979.

37. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М., 1974.

38. Методика развития речи детей дошкольного возраста /Под ред. Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984.

39. Методы oбcлeдoвaния peчи y дeтeй /Пoд oбщeй peд. Bлaceнкo И.T. и Чиpкинoй Г.B. Cocтaвитeль Бeccoн

Примечания:

Примечаний нет.