Моделирование учебного процесса с использованием различных способов постановки учебных целей.

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 83  | Формат: doc  | Год: 2003  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ процесса постановки учебных задач при преподавании психологических дисциплин 6

1.1 Цели и задачи обучения психологии 6

1.2 Проблемное обучение психологии 10

1.3 Учебный процесс: традиционный и инновационные подходы 17

1.4 Теоретические основы анализа целей и задач учебного процесса 23

Глава 2. Методология моделирования постановки учебных целей 30

2.1. Системная постановка учебной цели и анализ ее структура 30

2.2 Структура и системообразуюшие компоненты ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности 34

2.3 Система форм совместной продуктивной деятельности как метол соразвития личности преподавателя и студентов 48

2.4. Проблемы контроля и оценки исполнения учебной цели 53

3.5. Моделирование учебного процесса (МУП) преподавателя 58

Глава 3. Построение модулей с использованием различных способов постановки учебных целей на примере модуля: «Профессиональная деятельность психолога-практика в проблемно-конфликтной ситуации» 65

Заключение 78

Список литературы 81

Введение

Введение

Актуальность исследования проведенного в предлагаемой диплом-ной работы не вызывает сомнение, поскольку научное обоснование мето-дов изучения психологии, соответствую¬щих задачам подготовки педагогов к практике инновационного образо¬вания, относится к числу наименее раз-работанных и в то же время наи¬более значимых задач современной мето-дики преподавания психоло¬гии. Поскольку при моделировании учебного процесса с использованием различных способов постановки учебных це-лей выделяется круг вопросов, имеющих отношение к анализу возможно-стей использования новых подходов и методов в преподавании психоло-гии:

• проектирование системы методов в соответствии со спецификой со¬держания психологии как гуманитарной дисциплины;

• проектирование ситуаций обучения в условиях разнообразных ди¬дактических стратегий, основанных на выборе и авторском конструи¬ровании преподавателем систем учебных заданий в курсе психологии;

• конкретизация требований к проектированию ситуаций совместной учебной деятельности, реализующих системы форм учебных взаимо¬действий преподавателя и студентов и взаимодействий студентов друг с другом.

Новизна работы представляется мне в том, что образование спеица-листов-психологов продиктован не только повседневными нуждами обще-ства в повышении качест¬ва предлагаемых психологических услуг, но оп-ределяется более глобальной социальной проблемой – привес¬ти состояние всех компонентов образовательных систем в соответствие с целями гума-низации и демократизации мирового сообщества. Кардиналь¬ная пере-стройка целей, содержания, методов и технологий образования означает, что по масштабам своего влияния на личность процесс про¬фессионального обучения должен стать более действенным и конструк¬тивным именно по-тому, что он затрагивает всех участников – и педаго¬гов, и студентов. Ре-шение этого нового класса сложности задачи осложняется требованием времени, которое как никогда чревато уско¬рением перемен. Отсюда необ-ходимость в утверждении нового, эволюционного подхода к развитию личности в процессе обучения. Для чего необходимо взаи¬модействие, со-трудничество, диалог, т.е. необходимость не только станов¬ления личности студента, но и развития преподавателя: без помощи но¬вого поколения, без соразвития с ним он не реализуется как профессио¬нал, как личность.

Проблемность исследования заключается в том, что достижение та-кой цели предполагает, в частности, значительные усилия в направлении научной разработки стратегий учебного процесса с использованием раз-личных способов постановки учебных целей, на основе современной воз-растной и педагогической психологии, психологии личности. Основные положения, развиваемые в этих облас¬тях науки, – об активной роли созна-ния в практике людей на всех эта¬пах ее становления, о порождении и пере-стройке новообразований пси¬хики только на основе собственной деятель-ности человека и многооб¬разных форм взаимодействия с другими людьми – создают научный фундамент как для обоснования, так и для использова-ния активных ме¬тодов обучения.

Однако нельзя не заметить тот большой разрыв, который существует на сегодняшний день между степенью обоснованности и использования активных методов в преподавании самой психологии и этими ее поло¬жениями, которые в полной мере реализуются скорее в научных иссле¬дованиях психологов, чем в преподавании. Студенты осваивают психо¬логическое знание в таких учебных ситуациях, принципы организации ко-торых очень далеки от принципов, провозглашаемых самой психоло¬гией и составляющих научный фундамент становления активной и от¬ветственной личности.

Этот разрыв между содержанием психологического знания и подхо¬дом к организации его освоения нельзя устранить простым волевым уси-лием. Для его преодоления необходимы, во-первых, специальная работа по научно-психологическому обоснованию использования ак¬тивных методов в обучении психологии, расширение самой практики их использования и ее анализ. Во-вторых, важно и дальнейшее развитие возрастной и педаго-гической психологии, в частности изменение ее подходов к трактовке учебной деятельности и ее взаимосвязи с разви¬тием личности.

Целью исследования проводимого в данной работе является анализ теоретических и методологических проблем связанных с учебным процес-сом преподавания психологии и возможностью его моделирования с ис-пользованием различных способов постановки учебных целей.

Объектом исследования является учебный процесс преподавания психологии.

Предмет исследования – моделирование учебного процесса при ис-пользовании различных способов постановки учебных целей.

Список литературы

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию – Брест, 1993

2. Алексеев Н.Г. Стратегия разработок по использованию ОДИ в системе педагогического образования – М., 1992

3. Анисимов О.С., Безыров В. В., Давыдов В. А., Самоткин С. А. и др. Самоопределение в процессе методологической подготовки // Проблемы самоопределения молодежи. Красноярск, 1987

4. Бадамаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 1999

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

6. Беретет А.Т. Специфика учебно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения студентов в высшей школе: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1989.

7. Библер B.C. Мышление как творчество М., 1975

8. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980

10. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. М., 1982. Т. 1.

11. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования М.,1996.

12. Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии // Современные комплексные исследования. Новособирск, 1997

13. Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины? М., 1978.

14. Коч Л.А. Креативная этика. Психология и методика освоения подростками этических норм и понятий. М., 1999.

15. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. М., 1999.

16. Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. СПб., 1997

17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 2.

18. Ляудис В.Я. Вклад С.М. Эйзенштейна в культурно-историческую теорию развития психики // Актуальные проблемы истории психологии. Ереван, 1984. Т. 2.

19. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.

20. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии – М., 2000

21. Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования // Психологическое обозрение. 1997. № 3.

22. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976.

23. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письмен-ной речи у младших школьников. М., 1994.

24. Мануйлова Е.И. Формирование конструктивно-проектировочной деятельности педагогов инновационной .школы. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. М., 1992.

25. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

26. Нейгауз Г. Об искусстве фортепьянной игры. М., 1958.

27. Панюшкин В. П. Два подхода к обучению школьников программированию на ЭВМ // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М., 1985

28. Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 79-91.

29. Психология личности: Тексты. М., 1982.

30. Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. Материалы I Всероссийской научно-методической конференции. Т. I и II. М., 1998

31. Раппопорт А. Г. Границы проектирования // Вопросы методологии. 1991. № 1. С.19-38.

32. Рац М., Ойзерман М., Слепцов Б. Строительство будущего: изыскания // Человек и природа. 1991. № 12. С. 7-44.

33. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978 (II-e издание -М., 1995).

34. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. М., 1975

35. Теоретические и методологические исследования в дизайне: Избранные материалы. М.: ВНИИТЭ, 1990. Ч. 1.

36. Толлингерова Д., Галоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М., 1994.

37. Толлингерова Д.А. Анализ когнитивного состава задач с помощью вычислительной графики // Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983.

38. Фомирование учебной деятельности студентов/ Под ред. Ляудиса В.А. – М, 1989.

39. Фромм Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии). М., 1993

40. Фрумин И. Д. Самоопределение и выбор в интенсивном педагогическом процессе // Проблемы самоопределения молодежи Красноярск, 1987

41. Хозиев В.Б. Сборник психологических задач. М., 1999

42. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. М., 2002

43. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб. 1996

Примечания:

Примечаний нет.